Применение технологии целостного мышления на уроке русского языка
статья по русскому языку (4 класс) по теме

Скворцова Галина Леонидовна

     Для преодоления глобальных проблем и вывода  системы  образования  из  кризиса  Российская Академия естественных наук разработала  новый подход   к образованию: систему на­учно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования челове­ка и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Применение технологии целостного мышления на уроке русского языка

                                Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Теоретическая часть
  3. Конспект урока
  4. Обобщение
  5. Список литературы.          

Пояснительная записка.

Современное развитие  общества  требует  новой  системы  образования – «инновационного  обучения»,  которое  сформировало  бы у обучаемых  способность  к проективной  детерминации  будущего,  ответственности  за  него,  веру  в  себя  и  в  свои    способности.        

     Для преодоления глобальных проблем и вывода  системы  образования  из  кризиса  Российская Академия естественных наук разработала  новый подход   к образованию: систему научно-теоретических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования человека и возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода.

    Конечной целью такого образования является мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, основанного на осознанном  совокупном  владении  логическим  и  образным  мышлением. Это тот тип мышления, который может дать человеку целостную картину мира  и  способен стать инструментом решения глобальных проблем в период перехода к ноосферному развитию общества.

     Результатом  образовательного  процесса,  таким  образом,  является человек,  владеющий   гармоничным   целостным мышлением.

    Приоритетные ценности этого образования заключаются в предоставлении социуму нового наукоемкого образовательного инструментария - природосообразной  технологии  преподавания учебных дисциплин.

     Данная технология преподавания учебных дисциплин позволяет ученику «пережить» новую учебную информацию в режиме ощущений, чувствования и удовольствия, что создает атмосферу мыслительно-интеллектуального поиска и эффект собственного открытия новой темы, творческой радости и личного счастья. Технология построена таким образом, что задействуются все возможности человека как открытой самоорганизующейся энергоинформационной биосистемы. При минимальной  затрате  времени  усваиваются  максимальные  объемы  учебной  информации,   при   этом   сберегается  и  развивается  здоровье,  и  формируется  созидательное  мировоззрение.

Теоретическая часть.

     На уроке, проведенном в технологии развития целостного мышления, ученик не получает образ в готовом виде, а сам создает его в своем воображении, отображая затем увиденный мыслеобраз на бумаге и располагая на нем учебную информацию в алгоритмической последовательности, т.о. для ребенка на биоадекватном уроке главным становится индивидуальное переживание знания.

     Слабому ученику эта методика помогает в более доступной форме понять материал. Ребенок без страха (у меня не получится, я не понимаю) рисует тот образ, который увидел

У него снимается любой негатив, подключаются различные центры удовольствия.

Слабые ученики, имеющие различные логопедические проблемы, описывая увиденные образы, делают меньше орфографических ошибок. У таких учащихся улучшается речь. Ведь этот образ он создал сам. Ему никто ничего не навязывал.

     Обогащается активный словарь, расширяется словарный запас. У учащихся формируется связная речь, т.к., опираясь на нарисованный образ, дети учатся различным видам пересказа.

     На биоадекватных уроках осуществляется связь обучения с жизнью.  У учеников повышается уровень интеллектуального развития.

     Технологии развития целостного мышления предполагает  особое  построение  урока  с  чередованием активной и релаксационной формы восприятия и усвоения учебной информации.

Активная форма предполагает следующие виды работ:

1)  дискуссия по проблематике изучаемых вопросов;

2)  обмен личным опытом участников занятия о восприятии смыслового пространства изучаемых вопросов;

3)  устный и письменный опрос по изучаемому материалу;

4)  выступления с докладами, сообщениями;

5)  деловые, ролевые игры.

Релаксационная форма изучения информации включает в себя:

1)  Прослушивание и визуализация учебного текста, объясняющего изучаемый материал;

2)  Прослушивание музыкальных композиций для позитивного психо-эмоционального настроя;

3)  Проектирование виртуальных моделей изучаемой информации посредством включения в работу проектной функции головного мозга;

4)  Рисование образа-схемы - виртуальной модели изучаемой информации;

5)  Создание комфортной зоны мышления участников образовательного процесса.

Обязательным условием биоадекватного урока является включение в представление учебной информации сенсорно-моторного и символьного этапов (1 и 2 ступени восприятия).

    На каждом занятии рекомендовано использование музыкальных произведений.

      Средства воздействия: мягкий, спокойный  голос.  Тембр  голоса  может  меняться,  указывая  на  то,  что  учитель  работает  искренне,  понимая  каждого  ученика,  обращается  индивидуально  к  каждому.  Учитель  говорит  медленнее  и  тише  обычного,  прибавляя  нотки  таинственности,  игры,  любопытства…  Голос  может  звучать  под  музыку  или  без  нее.  Учитель  использует  доброжелательную  мимику,  улыбку,  спокойные  жесты.  Все  поведение  учителя  вселяет  в  учеников  абсолютный  покой  и  уверенность  в  его  действиях.  Учитель  словно  излучает  безусловное  восприятие  всех  присутствующих – безусловную  любовь  к  ним.

Учитель должен помнить, что:

  1. Формирует  привыкание  учащихся  к  сигналу  своего  голоса  (критерий  Соколова):  вскоре  учащиеся  с  первыми  словами  определенного  тона  будут  настраиваться  на  релаксацию.
  2. Принцип  «Чем  медленнее -  тем  быстрее» - залог  успеха.
  3. Самостоятельная  работа  идет  внутри  сознания  и  подсознания  ученика:  он  

медленно  переключается  с  аналитической  левополушарной  работы  на  интуитивно-творческую  (правополушарную)  работу.

  1. Медленный  темп  Вашего  голоса  вызывает  резонанс – замедляет  бег  мысли  ученика,  сводит  ее  к  затуханию  и  переключает  к  внутреннему  размышлению  и  наблюдению.
  2. Нельзя  навязывать  учащемуся  своего  видения  образа,  проблемы.
  3. Нельзя  заменить  личный  опыт  воспоминаний просмотром  схем,  рисунков,  т.к.  корни  ассоциаций  лежат  глубоко  в  подсознании  личности.
  4. Ученик – часть  Вселенной:  он  содержит  доступную  ему  информацию.
  5. Учитель  помогает  раскрыть  скрытые  резервы  ученика,  а  не  «дать»  ему  знания.

В методике биоадекватного урока нельзя упустить ни один этап. Необходимо  сохранять  медленный  и  доверительный  тон  голоса. Умение  мыслить  образами,  искать  аналогии,  самостоятельность  в  работе,  азарт  творчества,  личная  ответственность  за  выбор  требует  времени – личного  внутреннего  времени. Поэтому, готовясь к уроку необходимо просчитать время каждого этапа урока. Концентрация  усилий  ученика  происходит  в  его  внутреннем  мире. Концентрация  усилий  состоит  в  фокусировке  на  заданном  предмете  через  все  каналы  восприятия:  слух,  видение,  обоняние,  осязание,  вкус,  интуиция. Спешка  принесет  вред,  т.к.  учащиеся  не  сумеют  глубоко  сфокусироваться  на  размышлении.

   При рассказе ученика об увиденном образе ни в коем случае нельзя позволять другим ученикам, да и самому учителю  субъективные некорректные замечания оценочного характера, пренебрежительного отношения к личности учащегося.

      Обучение – это резонансная настройка учителя на ученика и наоборот. Процесс обучения тесно связан с внутренними качественными изменениями индивида, вокруг которого меняется мир. Важно, что процесс обучения для учителя – это не прямая передача знания, а создание условий для активного творчества ученика.

ТЕМА УРОКА:

Изложение с языковым анализом текста  «Родничок».

       Цели урока:

1. работать над обогащением речи детей: учить анализировать текст, точно употреблять  слова в речи ( выяснить лексическое значение слов, заменять одни слова другими, подбирать синонимы),

 2.  продолжать работу над орфографической зоркостью,

 3.  воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

 

Ход урока:

  1. Подготовительная работа.

        Учитель читает стихотворение.

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из корней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутя хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

-О чём идёт речь? Что это такое? (водный источник, текущий из глубины земли, ключ).

-Где бил источник? Какой он был? (кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит).

-Как вы понимаете эти слова?

-Кто из вас видел родник? Где? Какой он был?

  1. Сообщение темы урока. Ознакомление с текстом. Работа по технологии целостного восприятия.

Примите удобное положение, расслабьтесь, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Представьте себе родник в лесу. Какой он? Что его окружает? Как он выглядит?

На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его. Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу.        Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил  кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.         Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды. К роднику часто приходили путники. Каждый с благодарностью думал о добрых людях, которые позаботились о других и о природе.

Нарисуйте эту картину.

  1. Что вы увидели?
  2. Нарисуйте, что увидели.
  3. Покажите, что нарисовали.
  4. Составьте рассказ по своему рисунку.

  1. Анализ содержания.

  - О чём этот рассказ?

– Кто главные герои? ( Шурик )

- Одного ли они возраста?

- Какой добрый поступок они совершили?

- Какая главная мысль текста? (Люди должны беречь природу, помогать ей).

- Прочитайте текст самостоятельно и разделите его на части.

  1. Языковой анализ текста.

Прочитайте 1 часть.

- Какое любимое занятие было у мальчиков?

- Подберите синонимы к слову « бродить».

- Почему автор употребляет именно это слово. (ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях)

- Что мальчики обнаружили на краю леса?

- Почему автор написал, что ключ «бил»?

- Как можно сказать иначе?

- Где мальчики нашли ключ? (на краю леса)

- Найдите и прочитайте предложение, каким мальчики нашли этот ключ?

- Какой глагол употребил автор? (засыпали).

- Какой другой глагол можно использовать?

- Автор употребил глагол «засыпали» как наиболее точный. Родник был не виден, и люди, жители леса не могли пользоваться такой вкусной, чистой водой.

- Как можно озаглавить 1 часть?

- Перескажите. (Выбрать лучшие)

Прочитайте 2 часть.

- Что решили сделать Коля и Шура?

- В какой последовательности?

- Итак, что они сделали сначала? (очистили).

- А можно сказать расчистили, освободили? ( Можно.  Но более точный  глагол «очистили» т. е. сделали чистым).

- Что сделали потом? (поправили дубовый желобок)

- Что такое желобок? (орфографический словарь Ожегова)

- Для чего они это сделали?

- Какие действия Шуры были дальше?

- Как вы  понимаете это слово?

- Автор говорит «приладил». С помощью этого слова показывает доброту мальчика.

Приладил – сделал  хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи.

 - Как же ручеёк откликнулся на добро мальчиков? Найдите и прочитайте это предложение.

- Какие другие глаголы можно употребить (засиял, засверкал, заискрился).

- Автор использует слова «серебряные струйки» и глагол «заблестел». Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту леса.

- Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия?

- Посмотрите, какой глагол дан в тексте? (испить).

- Почему не «выпить», не «попить»? (испить – немного отпить)

- Озаглавьте. Перескажите.

Прочитайте 3 часть.

- Кто же стал первым гостем чистой воды? (Прочитайте это предложение).

- Почему автор называет её бойкой?

- Как можно иначе назвать?

- Что сделала птичка?

- Почему автор употребляет глаголы в таком порядке?

- Озаглавьте. Перескажите.

Прочитайте 4 часть.

- Кто ещё пил из родника?

- С каким чувством уходили люди?

- За что благодарили мальчиков?

- Озаглавьте. Перескажите.

 - Почему в тексте вместо слов КЛЮВ, РОДНИК, СТРУЯ использованы КЛЮВИК,
РОДНИЧОК, СТРУЙКА, РУЧЕЁК? ( автор с любовью относится к природе).

- Чем отличаются эти слова?

5. Составление плана.

Дан деформированный план.

План.

а.      Ключ на краю леса.

б.      Забота о природе.

     в.       Первый посетитель.

г.       Обновлённый родник.

 

6. Орфографическая работа.Написать рассказ мы должны без ошибок. Какая орфограмма объединяет слова 1 столбика? Какие буквы нужно вставить? Докажи. (так же 2 и 3 столбики).

Бр… дить                д..ревня                сух… листья

По л..су                        с..ребряные                дубов… желобок

Ж…лобок                п..сок                        холодн… воды

Забл…стел                р…дник                живительн… влаги

Ур..нила                                                бойк… птичка

                                                        чист… воды

-А кто увидел в тексте слова с парной согласной?

-Какие ещё орфограммы есть в тексте?

- А теперь поговорим о пунктограммах.

- Найдите в тексте предложение с запятыми. Почему они там стоят?

- А ещё есть предложения с однородными членами?

- Почему там нет запятых?

- Посмотрите на последнее предложение. Давайте, попробуем разобраться в нём.

Найдите главные члены.( да, это сложное предложение, которое состоит из двух простых).

- Ребята, если в тексте есть слова, в написании которых вы затрудняетесь, выпишите их себе на листочек.

-А теперь давайте попробуем пересказать этот текст друг другу (в парах)

Горят, как жар, слова

 Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты.

Какими к ним в свой час

Притронулся руками.

И сколько отдал им душевной теплоты.

7. Повторное чтение учителем.

Я сейчас прочитаю вам этот рассказ последний раз. Озаглавьте его самостоятельно.

8. Написание  изложения.

9. Для закрепления вовлечь в работу органы чувств.

Детям предлагаю родниковую воду.

Обобщение.

В основе использования биоадекватной методики лежит развитие интеллекта младших школьников через тренировку и раскрытие природного метода мышления образами, т.е. воспитание природосообразного (целостного) мышления. Использование знакомых каждому ученику природных образов (например, колокольчик, черепашка, капелька, муравьишка) позволяет сразу использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности. Работа с природными образами через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе, это облегчает мышление и психическую деятельность учащегося.

На уроке, проведённом мною с использованием биоадекватной методики, произошло раскрепощение учеников. Они не боялись выполнять задания, потому что им надо было просто нарисовать. Они с удовольствием, творчески выполнили поставленную в начале урока задачу. Так как часть урока прошла в релаксационном режиме, учащиеся не испытывали перегрузок.

При работе с образами у учащихся активизируются память, внимание. Обогащается их активный словарь, расширяется словарный запас. У учащихся формируется связная речь, т.к., опираясь на нарисованный образ, дети учатся различным видам пересказа. У учеников повышается уровень интеллектуального развития. Биоадекватная методика преподавания предметов начальной школы позволяет ученику «пережить» новую учебную информацию в режиме ощущений, чувствования и удовольствия, что создает атмосферу мыслительно-интеллектуального поиска и эффект собственного открытия новой темы, творческой радости и личного счастья.

Целью учителя начальной школы, работающего в биоадекватной методике, является обучение учащихся природосообразному мышлению информационными образами, т.е. активизация целостных динамичных природных информационных образов и формирование навыков работы с ними. Учебный информационный образ создается как микроструктура знания по предмету естествознание и располагается в долговременной памяти ученика. Информационным называется целостный образ предмета (явления) воспринятый человеком индивидуально при помощи всех органов чувств.

В биоадекватном уроке материал по учебной дисциплине организован как система ярких опорных образов с единым психолого-художественным замыслом, который сопряжён с наполнением структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Основой для учебного материала является опорный образ-схема, который представляет учебный материал в виде информационной свертки и является основой для проведения последующих учебно-методических этапов.

Список литературы:

  1. Антоненко Н.В., Ульянова М.В. - Педагогика ноосферного развития. – М.: Экон-Информ, 2007.
  2. Использование информационных ресурсов на уроках естествознания: Ч. 2: Методические рекомендации / И.Ю. Алексашина, И.Б. Мылова, Е.А. Марковская и др. – СПб.: СПбАППО, 2008.
  3. Маслова Н.В. Ноосферное образование. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Буклет "Применение технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"

Буклет был выпущен в помощь учителям реализующих курс ОРКСЭ в школах....

Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".

Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...

Применение технологии критического мышления на уроках в начальных классах.

        Школа сегодня стремительно меняется, шагая   в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение тем...

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

Одним из  главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока счита...

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках русского языка

Рассмотрим виды дифференциации, которые используются на уроках русского языка. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познаватель...