Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке своих достижений
презентация к уроку (1 класс) на тему

Прудникова Ирина Петровна

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке своих достижений

И.П.Прудникова

учитель начальных классов

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений.  

При переходе российского образования на компетентностный подход. изменились приоритетные ценности образования. Целевая программа развития образования одной из главных задач ставит задачу повышения качества образования. Школа начинает переориентироваться от абсолютной ценности знаний, умений и навыков на ценности развития, на набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Для достижения данной цели недостаточно контролировать, оценивать, корректировать только знания. Необходимо развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, отслеживание их динамики, развитие общих способностей.

Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.

Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

Работая учителем начальных классов   считаю, что именно на нас лежит груз ответственности за правильно сформированное отношение ученика к оценке. Именно учителя начальных классов должны познакомить с критериями оценки не только учеников, но и родителей, что, на практике доказано, намного труднее. Настрой на положительную оценку ведётся ещё до школы. Уверенность в том, что будут только «5» у родителей 100%. И в какой то степени они правы. Если первый учитель правильно подберет слова, увидит скрытые возможности, воспримет ребёнка как личность, то, маленький ученик поверит в свои силы, полюбит школьные предметы и оправдает надежды родителей. Каждый из нас должен помнить, что педагогическая оценка не только измеряет знания, соотнося их с требованиями программы и образовательного стандарта, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует формированию адекватной самооценки.

         Между успехами в учебной деятельности и развитием личности существует  тесная связь  Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция –  САМООЦЕНКА .  Самооценка  начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.  

Главная задача учителя – научить учеников   самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся. Для этого я  использую  различные тесты, диагностики, анкеты. Я предлагаю способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Каждый школьник должен пройти  этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Самооценивание –  является одним  из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано   с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Формирование оценочной самостоятельности   начинается   с первых дней пребывания   ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа. Обучаясь в первом классе учащиеся  приобретают следующие умения:

оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги , ступенек успеха и т.д.

соотносить свою оценку с оценкой учителя;

договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

обнаруживать совпадение и различие своих действий с   образцом.

На первых уроках обучения письму  работая   над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу.   Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.

         Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий  -аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Это может быть и улыбающаяся или загрустившая рожица, место на лесенке успеха,

Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата.   Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Уже  во 2 полугодии 1  класса оценочная деятельность учащихся становится более осознанной.  Например,   предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной  на конце  слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели:

·         знание парной согласной;

·         умение  выделять место  парной согласной   в слове ;

·         подбирать проверочные слова

Таким образом, составляется план совместных действий, определяется    последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях   тетради фиксирует знаком, символом   результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт   разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Особое внимание необходимо уделяю  и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.  

Вот ещё один пример с урока  обучения  чтению, где проверяется мастерство чтения учащихся.   Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка   услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось,   как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

На уроках  уже  в 1 классе  использую приемы  прогностической и ретроспективной  самооценки. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку.  Я исправляю  ошибки и возвращаю  тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки,   соотносит   с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической самооценки осуществляется   следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности   с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной,  позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения. Собрав тетради, я выясняю адекватность  самооценки ,   в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку.   каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю удачи в реальной  самооценке  достигнутых результатов, выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная  самооценка , а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого  самооценка  занижена.  Самооценка  младшего школьника чрезвычайно чувствительна к учительским оценкам; от того, какова школьная система оценочных взаимоотношений, во многом зависят особенности складывающейся детской  самооценки .   Разумеется, каждое слово оценки учителя    должно быть строго выверено: я полагаю, что здоровая  самооценка  рефлексивна, но в меру, дифференцирована и осознана лишь до определенной степени, устойчива и адекватна лишь относительно. Поэтому стараюсь, чтобы  каждый ребенок   чувствовал  себя комфортно и  был уверен в дальнейших успехах  

Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использую условные обозначения разного настроения, предлагаю детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение. Чаще всего дети рисуют улыбку, что, конечно, поднимает и мое настроение. Если мимика грустная, это даёт мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С детьми, которым даётся учёба тяжело, я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения.

Многих учителей волнует вопрос о том , какие приемы оценочной деятельности можно использовать на уроке  в 1 классе при безотметочном обучении.  

В своей практике я  использую правила оценочной безопасности.

· не скупиться на похвалу

· хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

· «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

· ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

· «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

· формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

· учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Критерием того, что первый этап  становления оценочной самостоятельности завершен,  служит умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

         Следующий этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Список использованной литературы:

  1. Письмо  Министерства образования РФ от 3 июня 2003г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

  1. Положение о безотметочном обучении, разработанное в соответствии с   письмом  Министерства образования РФ от 3 июня 2003г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»

  1. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь
  2. Бортова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М.М.Бортова // Начальная школа. – 2005. № 9. – С. 24-26.
  3. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]/ Ю.Б.Зотов. - М.: Просвещение, 1989. – 148 с.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]. - Вестник образования. Март. 6. 2002.
  5. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителей [Текст] / Г. Ю. Ксензова. - М.: едагогическое общество России, 2000. - 120 с.

  1. Маркова, А. К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование мотивации учения [Текст] / А . К. Маркова , Т . А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. – 205 с.
  2. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование.Под редакцией Давыдова В.В. [Текст]- М.: Педагогика, 1990. – 206 с.

 



Подписи к слайдам:

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке своих достижений
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ
2. ВЫБОР ЭТАЛОНА
3. ОЦЕНКА СЕБЯ
4. КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ
1. ДИАГНОСТИКА
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ
АДОБРЫЙСМЕЛЫЙЧЕСТНЫЙАККУРАТНЫЙВЕСЁЛЫЙОТЗЫВЧИВЫЙОБЩИТЕЛЬНЫЙУМНЫЙВНИМАТЕЛЬНЫЙТРУДОЛЮБИВЫЙ
ВЛЕНИВЫЙНЕРЯШЛИВЫЙГРУБЫЙБОЛТЛИВЫЙКАПРИЗНЫЙУПРЯМЫЙЗАДИРИСТЫЙТРУСЛИВЫЙЛЖИВЫЙЗЛОЙ
КЛЮЧ
завышенная
заниженная
адекватная
А
>6
<4
5
В
<4
>6
5
Основные показатели развитиясформированности действий самоконтроля и самооценки
сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностейустойчивый учебно-познавательный интерес сформированность умения учить себя самостоятельноспособность к рефлексиисамостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиямспособность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи
СТУПЕНЬКИ УСПЕХА
Критерии оценивания: правильность, аккуратность
БУКЕТ УСПЕХОВ
Наши полянки удач
Я - МОЛОДЕЦ!
МЫ- МОЛОДЦЫ!
Правила оценочной безопасности
· не скупиться на похвалу · хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)· «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.· ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»· «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.· формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.· учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование способностей учащихся к самоконтролю и самооценке

Автор: учитель начальных классов Ембергенова Айгуль Конуспаевна....

Формирование самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики (выступление)

Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, пр...

Приемы формирования у учащихся основ самоконтроля и самооценки в процессе учебной деятельности

Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных ...

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся начальной школы

В 1 классе мы сталкивается с тем, что некоторые дети слишком эмоционально реагируют на собственные неудачи, не всегда могут контролировать собственные эмоции и поступки. Умение контролировать собствен...

Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке

Если раньше основной целью обучения было формирование предметных ЗУН, то новые стандарты во главу  ставят развитие общеучебных, метапредметных  умений, которые включают в себя такие умения, ...