СТАТЬЯ по теме:« Развивающее обучение учащихся начальных классов».
статья (2 класс) на тему
СТАТЬЯ по теме:"Развивающее обучение учащихся начальных классов".
Деятельностный метод обучения учащихся начальных классов. Методические основы построения урока введения нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Тема: « Развивающее обучение учащихся начальных классов».
Первое десятилетие XXI в. вновь привнесло большие изменения в российское образование. Внедрение в школьную практику Федерального государственного образовательного стандар-та начального общего образования (ФГОС НОО) привело к переориентации сознания совре-менного учителя, стимулировало освоение педагогом новой философии образования, акцен-тирующей свое внимание на результативности педагогического процесса.
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обуче-ния, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному практическому содержанию образования, применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситу-ациях. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразова-нию.
Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как мето-да обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконт-ролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Широкое распространение получают личностно ориентированные педагогические технологии. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обуче-ния». Разработанная система деятельностного метода не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.
В результате психолого- педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
- принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
Цель: формирование новых понятий.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность.
«Хочу, потому что смогу».
- 1-2 минуты;
- у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приемы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
-девиз: («С малой удачи начинается большой успех»);
-самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- 4-5 минут;
- возникновение проблемной ситуации.
Например, по теме: «Числоволй отрезок».
Учитель создает ситуацию, читая текст. В одном большом- пребольшом городе жил- был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь,- сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,«Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- 4-5 минут;
- методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Например, урок русского языка в 3 классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».
Учитель | Ученики |
- Что можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой возникает вопрос? ( Побуждение к формулированию прблемы.) -Какой будет тема урока сегодня? | -Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия). -Почему в некоторых словах «т» не произносится? -Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема). |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
- 7-8 минут;
- способы: диалог, групповая или парная работа;
- методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
Например, урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
Использует подводящий диалог | Формулируют вопрос: сколько корней в слове «мухоловка?» |
-Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос. Почему птичка так называется? -Запишите «ловит мух». -Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень. -Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень. -Есть ли корни – мух- и – лов- в слове «мухоловка»? -Так сколько же корней в слове «мухоловка»? -Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. | -Она ловит мух. -Да, есть. -Два корня. -Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания). |
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- 4-5 минут;
- способы: фронтальная работа, работа в парах;
- средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Например, урок математики в 1 классе по теме «Свойства вычитания»
Учитель | Ученики |
-Сегодня вы узнали еще одно свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее. -Как вы думаете,поможет вам в работе опорный сигнал? На доске: Б-М М-Б Б больше М | -Да. |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
VI.Самостоятельная работа по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- 4-5 минут;
- небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 заданий);
- выполняется письменно;
- методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- 7-8 минут;
- сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
- затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Например, урок русского языка во 2 классе по теме: «Приставка как часть слова».
Предлагаю выполнить задания по парам.
-Запишите одним словом ответ на вопрос. Отметьте приставки.
Учитель | Ученики |
Что сделал? Начал говорить - … Начал петь - … Начал бежать - … Начал работать - … Начал шуметь - … Начал дуть - … Перестал цвести - … Закончил читать - … | Заговорил Запел Побежал Заработал Зашумел Задул Отцвел Дочитал |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- 2-3 минуты;
- вопросы:
- Какую задачу ставили?
-Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать еще?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще надо поработать?
Дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:
- принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
- принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.
Для успешной работы в системе деятельностного метода обучения необходимо использовать различные пособия, дидактические материалы, программы, видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе....
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....
Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"
В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....
опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"
Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....
Использование метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах
В материале рассматриваются основополагающие моменты использования метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах на примере программы внеурочной деятельности "Учимся думать"....
Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»
Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ....
Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении".
Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении"....