СТАТЬЯ по теме:« Развивающее обучение учащихся начальных классов».
статья (2 класс) на тему

Плотникова Людмила Александровна

СТАТЬЯ по теме:"Развивающее обучение учащихся начальных классов".

Деятельностный метод обучения учащихся начальных классов. Методические основы построения урока  введения нового знания. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Тема: « Развивающее обучение учащихся начальных классов».

Первое десятилетие  XXI в. вновь привнесло большие изменения в российское образование. Внедрение в школьную практику Федерального государственного образовательного стандар-та начального общего образования (ФГОС НОО) привело к переориентации сознания совре-менного учителя, стимулировало освоение педагогом новой философии образования, акцен-тирующей свое внимание на результативности педагогического процесса.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обуче-ния, которая  должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному практическому содержанию образования, применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситу-ациях. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребенка и формирование способности учащихся к самообразова-нию.

Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как мето-да обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконт-ролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения. Широкое распространение получают личностно ориентированные педагогические технологии. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обуче-ния». Разработанная система деятельностного метода не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

В результате психолого- педагогических исследований установлено, что дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  •  принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность; 
  • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;                                         
  • принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса  к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.

В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе   образования на основе разработки содержания и технологий образования;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). 

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

  • ставить цели;
  •  решать задачи;
  • отвечать за результаты.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний;
  • урок развивающего контроля.

Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

Цель: формирование новых понятий.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность.

«Хочу, потому что смогу».

  • 1-2 минуты;
  • у  учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приемы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

-девиз: («С малой удачи начинается большой успех»);

-самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;
  • возникновение проблемной ситуации.

Например, по теме: «Числоволй отрезок».

Учитель создает ситуацию, читая текст. В одном большом- пребольшом городе жил- был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. «Ты построишь,- сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,«Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 минут;
  • методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

Например, урок русского языка в 3 классе по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Учитель

Ученики

- Что можете сказать об этих словах? Что интересного вы заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какой возникает вопрос? ( Побуждение к формулированию прблемы.)

-Какой будет тема урока сегодня?

-Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия).

-Почему в некоторых словах «т» не произносится?

-Непроизносимые согласные (учебная  проблема как тема).

 

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.

  • 7-8 минут;
  • способы: диалог, групповая или парная работа;  
  • методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

Например, урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова»

Учитель

Ученики

Использует подводящий диалог

Формулируют вопрос: сколько корней в слове «мухоловка?»

-Давайте попробуем найти ответ на ваш вопрос.

Почему птичка так называется?

-Запишите «ловит мух».

-Подберите и запишите однокоренные слова к слову  «муха». Выделите корень.

-Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень.

-Есть ли корни – мух-  и – лов- в слове «мухоловка»?

-Так сколько же корней в слове «мухоловка»?

-Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение.

-Она ловит мух.

-Да, есть.

-Два корня.

-Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания).

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 минут;
  • способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Например, урок математики в 1 классе по теме «Свойства вычитания»

Учитель

Ученики

-Сегодня вы узнали еще одно свойство вычитания: из меньшего числа нельзя вычесть большее.

-Как вы думаете,поможет вам в работе опорный сигнал?

На доске:

                      Б-М            М-Б

                         Б больше М  

-Да.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

VI.Самостоятельная работа по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-5 минут;
  • небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 заданий);
  • выполняется письменно;
  • методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. 
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  • 7-8 минут;
  • сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Например, урок  русского языка во 2 классе по теме: «Приставка как часть слова».

Предлагаю выполнить задания по парам.

-Запишите одним словом ответ на вопрос. Отметьте приставки.

Учитель

Ученики

Что сделал?

Начал говорить - …

Начал петь - …

Начал бежать - …

Начал работать - …

Начал шуметь - …

Начал дуть - …

Перестал цвести -  …

Закончил читать - …

Заговорил

Запел

Побежал

Заработал

Зашумел

Задул

Отцвел

Дочитал

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. 
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 минуты;
  • вопросы:

- Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что нужно сделать еще?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас  хорошо получалось?

-Над чем еще надо поработать?

Дидактические принципы деятельностного метода позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  • принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность; 
  • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;                                         
  • принцип творчества ориентирован на формирование у учащихся интереса  к обучению, создание для каждого из них условий для самореализации в учебной деятельности.

Для успешной работы в системе деятельностного метода обучения необходимо использовать различные пособия, дидактические материалы, программы, видеоматериалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов

Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по формированию здоровьесберегающей среды в начальной школе....

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"

Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....

Использование метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах

В материале рассматриваются основополагающие  моменты использования метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах на примере программы внеурочной деятельности "Учимся думать"....

Доклад на районном МО начальных классов на тему: «Формирование здоровьесберегающей и развивающей среды учащихся начальных классов»

Хочется кричать на всю страну: "Дорогие коллеги, бросьте принцип "Усади!", а пользуйтесь заповедью М.Ф.Базарного "Не усади!" Мой опыт работы по этой методике 3 года, но результат ОТЛИЧНЫЙ....

Статья на тему "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы в обучении".

Статья на тему  "Самостоятельная работа учащегося начальных классов коррекционной школы  в обучении"....