Как организовать успешное взаимодействие с родителями
статья на тему

Филина Ирина Александровна

В докладе опубликован опыт работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_uspeshnoe_vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать успешное взаимодействие с родителями


     Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - писал Лев Кассиль. 

   Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

   Сотрудничество классного руководителя с родителями есть важнейшее условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Без семьи, без помощи родителей школе не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

    Первое знакомство с родителями учащихся должно происходить задолго до начала нового учебного года.

    1 сентября. День знаний. С этого дня связь школы и семьи будет постоянной. Порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться. Чтобы этого не произошло, педагогу требуется много терпения, мудрости, такта.  С этого дня школа, взяв курс не только на обучение и воспитание, но и на социализацию школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности, воспитание самостоятельного человека, обязана работать в единой плоскости с семьёй, создавая соответствующее образовательно-культурное пространство, в котором и развивается школьник. А учителям надо осознать и принять семью базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, во многом зависит формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны стать прочными и всесторонними. 

   Поэтому, во-первых, между учителем и родителями необходимо установить тесный контакт, родители и педагоги должны понимать друг друга. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей  в откровенный разговор, в дальнейшее формирование родительского коллектива.

   В это же время на основе тестирования, анкетирования, опросов родителей составляется характеристика семей учащихся класса. Нельзя исключать и такие виды работы, как посещение семей учащихся, ведение дневника педагогических наблюдений; полученные сведения помогают  проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.

   Во-вторых, придерживаться честного и “открытого” общения. В индивидуальных беседах с родителями стараться быть честной. Это помогает и родителям обращаться к учителю с любыми проблемами в воспитании, обучении в надежде, что педагог им всегда поможет.  Родителей можно и нужно приглашать на уроки, классные часы, воспитательные мероприятия.       Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей, тогда у них будет правдивое представление об этом процессе. 

    К концу первого класса начинается другой этап, когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а учитель лишь направляет их в нужное русло. Родители самостоятельно организовывают чаепития в классе, поздравления учащихся к праздникам, организовывают беседы с детьми класса на воспитательные темы, проводят фото и видеосъёмку мероприятий, помогают в озеленении и ремонте классной комнаты и т. д. Родители поддерживают и помогают учителю во всех начинаниях, между нами рождается взаимное уважение. Родители – участники всех наших классных дел: выставок рисунков, поделок, газет, сочинений… 

   Надо всегда стараться  поблагодарить  родителей за активность: говорить об этом на родительских собраниях, вручать самым активным благодарственные письма, письма-поздравления к праздникам и т.д.

   Организация консультаций для родителей учеников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений в сотрудничестве школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются к учителю за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях – неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, внешний вид, выполнение режима дня школьником и т. п. Учитель должен всегда стараться помочь родителям.  На классных родительских собраниях обязательно должно быть организовано психолого-педагогическое просвещение родителей. Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель должен содействовать развитию условий личностного становления ребёнка путём педагогического влияния на семейное воспитание, повышению педагогической культуры семьи, гуманизации взаимоотношений родителей с детьми. При проведении педагогических лекториев родителям отводится не пассивная, а активная позиция в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а также обмен мнениями.

   Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, помогать своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Нужно помогать экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Статья"Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы"

В данной статье раскрыты все аспекты воспитательной работы проводимой в МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак. Статья будет полезна классны...

Овладение техниками успешного взаимодействия с родителями.

В данной статье рассматриваются психологические особенности взаимодействия с родителями. Описываются техники успешного взаимодействия с родителями. Материал будет полезен педагогам ДОУ , так и педагог...

Презентация "Овладение техниками успешного взаимодействия с родителями"

Данная презентация является дополнение к статье. Материал презентации изложен в более краткой форме....

Консультация для родителей "Как организовать успешное выполнение домашнего задания"

Консультация на тему:«Как организовать успешное выполнение домашнего задания»...