Статья"Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы"
статья на тему

Шикина Татьяна Ивановна

В данной статье раскрыты все аспекты воспитательной работы проводимой в МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак. Статья будет полезна классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Взаимодействие семьи и школы21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Шикина Татьяна Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа

им.В.А.Дерягина" городского округа Судак

Доклад для выступления на МО классных руководителей

городского округа Судак

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

        “Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - писал Лев Кассиль.

         Сотрудничество классного руководителя с родителями есть важнейшее условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Без семьи, без помощи родителей школе не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

         Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором всем нам предстоит жить.  Не секрет, что «самое сложное в работе  с детьми – это работа с их родителями». Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.    Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.

         Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

         Эта сторона педагогической деятельности представляет для нашей школы непосредственный интерес.         Так наиболее продуктивными формами и способами взаимодействия нашей школы с родителями, стали такие мероприятия как общешкольные родительские собрания, которые администрация школы проводит 2 раза в год. Они проводятся в три этапа. Начальная школа (1-4 классы), среднее звено (5-7) и старшие классы (8-11). Так всем очень запомнилось собрание  "Профилактика суицидального поведения", в котором приняли участие гости из района - Горовая Елена Викторовна и Кибиш Алла Александровна. В этом году запланировано общешкольное собрание, на котором выступят с докладами Чаплыгин Сергей Григорьевич (специалист по охране труда) о "Профилактике дорожно-транспортных происшествий", Вавилкина Евгения Владимировна (социальный педагог  школы) о "Соцсети в жизни школьников", а также выступит заместитель директора по воспитательной работе Онбаши Ленара  Ниязиевна о воспитательной работе, которая проводится в школе.

         Осуществление данной цели стало возможно через постановку следующих задач:

  1. Определить теоретические основы проблемы взаимодействия школы с родителями;
  2. Рассмотреть  формы взаимодействия школы с родителями;
  3. Рассмотреть возможность новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей.

         Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения.  В научной педагогической литературе  выделяются две основные группы форм взаимодействия школы с родителями, которые мы используем на практике: традиционные и нетрадиционные формы. По мнению специалистов на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия педагогов и родителей (из практики работы)

коллективные

групповые

индивидуальные

1. Родительское собрание (круглый стол, ролевая игра, проектные и т.д.)

2. Родительский лекторий

3. Конференция по обмену опытом

4. Вечер вопросов и ответов

5. Диспут-размышление по проблемам воспитания

6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса

7. «Дни открытых дверей» 

1. Взаимодействие с родительским комитетом

2. Взаимодействие с творческими группами

3. Групповые консультации

4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов

5. Клуб 

1. Беседа

2. Посещение на дому

3. Консультация-размышление

4. Выполнение индивидуальных поручений

5. Переписка

6. Телефонный разговор

         О результативности системы взаимодействия между школой и родителями можно судить по непосредственным наблюдениям: родители обращаются ко мне с вопросами, сомнениями, радостью, благодарностью, с удовлетворением говорят о том, что они довольны положением дел в классе.

         Исследовательские данные показывают удовлетворённость родителей моего класса и  других классов организацией педагогического процесса. А, если возникают спорные вопросы, то стараемся разрешить их на уровне школы. Работает школьный сайт, где каждый родитель может обратиться анонимно с любым вопросом к директору школы. Если есть какие-то перегибы в  воспитательном или образовательном процессе, директор реагирует быстро и грамотно по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Классные руководители всех возрастных категорий проводят минимум 4 родительских собрания в год. Индивидуальные беседы по телефону ведутся ежедневно, также задействую социальные сети и электронную почту для передачи важных документов, не требующих личного присутствия родителей. Недавно родители участвовали в независимой оценке качества образования. С января месяца назрела необходимость открытия  «Школы для родителей» как одной из форм просвещения родительской общественности. Предполагаемые формы организации занятий будут разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлечём не только педагогов школы, но и работников социальных служб, медицинских работников, что уже было сделано в отношении ряда детей. Занятия будут организованы по возрастным параллелям. Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новой позиции, если для родителей работает «Школа для родителей», то для детей «Школа будущего первоклассника». В «Школе будущего первоклассника» организованы группы для детей, которые не посещают детские сады. У нас в школе работают 3 такие группы. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами (знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители приобщаются к школе, знакомятся с её традициями, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом. Дети сами приглашают родителей на массовые мероприятия, например, чудесно прошёл "День Матери", где обучающиеся всех возрастных категорий выражали свою глубокую признательность всем мамам, шутили и пели песни, не забываем о таких патриотических мероприятиях, как День защитника Отечества и День Победы. Всегда в нашей школе много гостей, из которых практически все связаны либо с историей села или  с историей школы. Всё это способствует ещё большему сближению родителей и детей.

        Многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашей школе, помогают родителям к концу обучения в начальной школе не потерять интерес к воспитанию своего ребёнка, расширяют педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой в среднем и старшем звене. Только в совместной работе учителя с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

          Опыт работы МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа им.В.А.Дерягина" городского округа Судак по проекту взаимодействия семьи и школы показывает, позиция родителей и педагогов стала более гибкой: 59% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, у нас действует Совет родителей,72% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов, 88% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

         Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

         Взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.

         Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Нужно помогать ребятам стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд. Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

Литература:

1. Караковский В.А. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М., 1999.
2. Образование родителей и школа/ Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999.
3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Памятки для родителей “Необходимые условия успешного воспитания и обучения школе.”

Уважаемые родители!1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замеча...

Статья "Эффективные формы взаимодействия семьи и школы для достижения образовательных и воспитательных результатов в условиях реализации ФГОС"

Система современного образования предполагает необходимость тесного взаимодействия родителей с образовательным учреждением.  Работа с родителями является неотъемлемой и важной частью деятельности...

Формы работы с родителями с целью укрепления взаимодействия семьи и школы

Система работы с родителями как ресурс укрепления взаимодействия семьи и школы (из опыта работы)...

Статья Общение воспитателя ГПД с родителями – как одно из условий успешного взаимодействия семьи и школы.

  Школа – это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет....