«Интеллектуальная готовность к школе»
статья (1 класс) на тему
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
got_k_shk_1.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальная готовность к школе»
Л.С.Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. По мнению ученого, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Н.Н. Поддъяков указывает, что центральным моментом формирования учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результат на способы мышления, что предполагает осознание своих действий, развитие произвольности и самоконтроля.
Исследования Усовой А.П. свидетельствуют, что указания взрослого, относящиеся к способу действия (как делать?) обычно начинают выпольняться детьми позднее и сбольшим трудом, чем указания, относящиеся к результату (что делать?). В процессе обучения на занятиях эти различия исчезают, и ребенок пытается выполнить указания, относящиеся к действию в целом.
По мнению Д.Б. Эльконина учебная деятельность характеризуется своей направленностью на решение особых учебных задач, выполнение учебных действий, усвоение специфических операций контроля и оценки. На основании этого психологи, рассматривая структуру учебной деятельности, выделяют в ней четыре компонента: учебные задачи, учебные действия, контроль и оценку. Каждый из компонентов отличается некоторыми особенностями. Т.Д.Марцинковская подчеркивает, что главное при поступлении в школу не умение ребенка читать, писать и считать, а наличие более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
1. дифференцированное восприятие;
2. аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
3. рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
4. логическое запоминание;
5. интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
6.овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
7. развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Показатели интеллектуальной готовности:
Невербальный компонент:
1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.
2. Зрительная память на образной основе.
3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.
5. Эвристичность мышления.
Вербальный компонент:
1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные.
2. Слуховая память на речевой основе.
3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.
4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа.
5. Критичность мышления.
Важная примета интеллектуальной готовности к школе не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.
Диагностические методики:
Диагностика общей осведомленности об окружающем мире выявляется в ходе беседы:
«Ориентировочный тест школьной зрелости» Керн-Йерасика.
Тест состоит из трех заданий. Первое — рисование мужской фигуры по памяти, второе — срисовывание письменных букв, третье — срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 — высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям.
Субтест перекодировки Векслера.
Позволяет определить объем, распределение и переключаемость внимания ребенка
Изучение развития логических операций. Э.Ф.Замбацявичене
Этот тест составлен по принципу, использованному Р.Амтхауэром, и включает 4 субтеста по 10 проб в каждом.
Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй - умение классифицировать; третий - умение обобщать; четвертый - подбирать аналогии. По данным Л.И.Переслени и Л.Ф.Чупровой, тест достаточно информативен для изучения особенностей словесно-логического мышления в начальной школе.
Диагностико-коррекционная программа Г. Витцлака.
Тест Г. Витцлака состоит из 17 заданий: 1) истории в картинках; 2) знание цвета; 3) заучивание четверостиший; 4) знание предметов; 5) процесс счета; 6) порядок счета; 7) классификация предметов; 8) восприятие количества; 9) размещение фигур; 10) сравнение картинок; 11) воспроизведение четверостиший; 12) понимание цвета и формы; 13) нахождение аналогий; 14) описание картинки; 15) учебный тест на сравнение величины; 16) срисовывание (фигур и узора); 17) раскладывание по образцу. Тест укомплектован оценочной шкалой и описанием процедуры проведения каждого задания.
Тест позволяет всесторонне исследовать интеллектуальную сферу ребенка: речевое развитие, способности к сравнению и обобщению, развитие графомоторных навыков, кратковременную память, способность к обобщению и классификации.
Методика «Предметная классификация».
Детский вариант предложен А.М.Шуберт и А.Я.Ивановой (с 4 лет).
Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций испытуемых на свои достижения и неудачи. Предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.
Методика ВВР(Воспроизведение визуальных репродукций).
Диагностика уровня развития зрительно-пространственной памяти.
Диагностика сформированности графомоторных навыков (при оценке готовности к школе).
Детский тест Равена.
Представляет собой 3 субтеста с цветными матрицами. Ребенку предлагают подобрать недостающую «деталь».
Позволяет оценить общий невербальный интеллект ребенка.
Методика «10 слов» А.Р.Лурия.
Оценка состояния кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Ребенку предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:
1) однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
2) слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.). Обычно в методике используется следующий ряд слов: лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.
Методика «Цепочки слов»(Исключение лишнего)
Направлена на диагностику вербально-логического мышления.
Зрительно - пространственная матрица.
Направлена на диагностику объема и устойчивости зрительно - пространственной памяти.
Методика «Рассказ по картинкам»
Развитие памяти, зрительного соотнесения, логического мышления, речевого развития. Мотивационная готовность ребенка к школе.
Мотивационная готовность – это триединство мотивов – социального, познавательного, нравственного.
Мотивационная готовность включает в себя:
1) желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности;
2) познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности.
Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков Полякова Н.Н.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Этому новообразованию они придают очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.
М. Р. Гинзбург выделял следующие группы мотивов:
-познавательная/учебная мотивация
-широкие социальные мотивы
-позиционные (стремление занять новое место в коллективе)
-внешние мотивы, не связанные с учебной деятельностью
-игровой
-оценочный
Особенности учебной деятельности детей с различным доминорованием мотивов учения(Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков):
1.Для детей с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, внимательно слушают педагога, выполняют задания старательно, обращаются за помощью, если что-то не получается, добровольно и старательно выполняют домашние задания. При недостаточном развитии познавательной мотивации характерно сочетание добросовестного выполнения заданий с отсутствием стремления к добыванию знаний самостоятельно; главное для таких учеников – точное следование инструкциям учителя.
2.Для учащихся с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, они не ограничиваются рамками учебной задачи, стремятся узнать больше, задают много вопросов.
3.При доминирующей оценочной мотивации ребенок больше настроен на получение одобрения и признания от значимого взрослого. При низком уровне развития остальных мотивов могут развиться нежелательные формы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий.
4.При доминировании позиционного мотива ребенка привлекает чисто внешняя атрибутика школьной жизни. Как правило, к концу первого месяца обучения он должен угасать. Если же познавательные и социальные мотивы при этом развиты слабо, у ребенка быстро угасает интерес к школьному обучению, а формирование собственно мотивов учения крайне затруднено.
5. Игровая мотивация по своей природе неадекватна учебной деятельности. Доминирование их отрицательно сказывается на учебной деятельности.
В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. Следовательно, наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями"
3)Мотивы достижения не связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной характеристикой мотивационной сферы человека, проявляющейся в его стремлении к достижению результата. Мотивы достижения различаются в зависимости от ориентации человека на успех или неудачу. Так, в основе мотива достижения может быть надежда на успех или стремление достичь успеха, а может быть боязнь или избегание неудачи. Соответственно говорят о разных мотивах достижения. С точки зрения X. Хекхаузена, «...у человека выраженный мотив достижения должен проявляться в предпочтении такой деятельности (он занимается ею дольше и упорнее), которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая».
Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника».
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка(Н.И.Гуткина)
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Анкета по оценке уровня школьной мотивации(Д.В. Солдатов).
«Мотивационная готовность»(Д.В.Солдатов)
Методика позволяет определить наиболее интересную ребенку деятельность – игровую, трудовую, учебную.
Стандартная беседа Нежновой.
Данная методика позволяет определить тип ориентации ребенка в отношении школы и обучения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности говорит о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Методики «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста(для родителей и для воспитателей). Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков.
Предполагает оценку мотивов учения каждого ребенка хорошо знающим его взрослым. Тестовый материал представляет собой карточки(6 шт), на одной стороне которых записано утверждение, характеризующее поведение ребенка, а на другой – соответствующий ему ведущий мотив.
Общее эмоциональное отношение к школе. М. Р. Гинзбург.
Детям предлагаются 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставят две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:
Физическая готовность к школе.
Физическая(физиологическая) готовность к школьному обучению определяется уровнем развития основных систем организма ребенка и общим состоянием его здоровья. Оценку физической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям.
Важнейшие критерии физического развития - сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость. Важнейшие же критерии физической подготовленности к школе – умение выслушать и быстро выполнить задание (решение учебной задачи), помнить и не нарушать правила игры (воспитание выдержанности, дисциплинированности, умение работать в паре), а также преодоление порога физической усталости (воспитание стойкости, как физической так и духовной).
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
1.Уровень физического развития(длина тела(рост стоя и сидя), масса тела, окружность грудной клетки).
2.Уровень биологического развития(количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенного соотношения окружности головы к длине тела).
3.Общее состояние здоровья.
Особое же внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, так как от нее напрямую зависит успешность освоения письма. Также мелкая моторика рук способствует интеллектуальному развитию.
Диагностика:
Определение уровня развития мелкой моторики рук Нижегородцева, Шадриков.
Представляет собой 3 теста, позволяющие выявить « ведущую» руку, уровень развития мелких движений пальцев, тонких движений кисти.
Ребенку предлагается поочередно совмещать пальцы рук; рисовать по образцу одним движением окружность; предлагают полностью закрасить небольшую картинку.
Методика ВВР(Воспроизведение визуальных репродукций).
Диагностика сформированности графомоторных навыков (при оценке готовности к школе).
Ребенку предъявляют карточку с сложной визуальной формой и просят ее воспроизвести.
Также для оценки графомоторных навыков возможно использовать методику «Домик» Н.И. Гуткиной, субтесты «Ориентировочного теста школьной зрелости» Керн-Йерасека, «Узор» Л.И.Цеханской и т.д.
Специальная готовность к школьному обучению.
Специальные способности, выделяемые Элькониным, относятся к тем областям знания, которые будут востребованы в начальной школе − чтению, письму, математике. Единство счёта, чтения и письма рассматриваются как общекультурные навыки.
Специальная готовность включает в себя:
1.Математические представления
2.Речевое развитие
3.Представления об окружающем мире.
4.Навыки учебной работы(посадка за столом, способ удержания пишущего предмета, ориентация на странице в тетради, книге, умение слушать и выполнять задания педагога, знание и выполнение правил поведения на занятии).
В качестве диагностики специальных способностей можно предложить ребенку сосчитать до 20, прочитать небольшой текст, решить простую задачу и т.д.
Также для диагностики развития навыков письма можно использовать «Графический диктант» Эльконина и подобные ему задания.
Тест на развитие зрительного анализа. Нижегородцева, Шадриков.
Методика, аналогичная методике ВВР, Ребенку предлагают на отдельных карточках 4 несложные фигуры. Ребенок должен воспроизвести аналогичные фигуры на листе в клетку.
Правильное выполнение задания говорит о развитии образно- схематического мышления и зрительного анализа геометрических фигур.
Диагностико-коррекционная программа X. Бройера и М. Войффен
Программа сконцентрирована на проверке речевого развития детей. Вместе с тем результаты обследования позволяют определить готовность ребенка к школе и даже дать прогноз успешности обучения в начальных классах.
Исследование речевого развития состоит из двух методик: "Проверка способности к дифференциации" и "Краткий метод проверки уровня развития устной речи".
Методика "Проверка способности к дифференциации"
Методика позволяет сделать вывод о развитии зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической дифференциации. Авторы считают, что полноценное владение устной и письменной речью возможно лишь при хорошем развитии всех указанных видов дифференциации
Зрительная дифференциация. Способность к правильному восприятию и передаче зрительно воспринимаемых знаков — необходимая предпосылка для обучения чтению и Письму. Поэтому уже до поступления в школу должен быть достигнут соответствующий этим видам деятельности уровень зрительной дифференциации.
Для проверки уровня развития данной способности используются 5 знаков, содержащих элементы, характерные для букв. Каждый знак изображен на отдельной карточке, предъявляемой ребенку в виде образца, с которого он должен перерисовать этот знак на лист бумаги. Во время работы образец лежит перед ребенком. Последовательность предъявления образцов определяется степенью их трудности: от самого легкого — к самому трудному.
Фонематическая дифференциация. Способность точно определять отдельные звуки слова необходима для понимания значения услышанного слова. Кроме того, от качества фонематического слуха, как правило, во многом зависит грамотность письма ребенка.
Речедвигательная дифференциация. Этот вид дифференциации связан с моторными компонентами устной и письменной речи, а именно: артикуляцией звуков и слов и их фиксацией при письме. При недоразвитии этой дифференциации наблюдаются речедвигательные недостатки, последние возникают также при плохой акустической и ритмической дифференциации.
Мелодическая дифференциация. Одинаковые слова и предложения имеют различное содержание и предполагают различную реакцию в зависимости от их интонации. Например, если мать говорит ребенку: "Посмотри на меня...", — то в зависимости от ситуации это может звучать нежно, как просьба, энергично или угрожающе. Интонация всякий раз требует различной реакции ребенка.
Ритмическая дифференциация. Ритм — это принцип расчленения структуры на содержательные единицы и паузы между ними. Для понимания речи ритм имеет очень существенное значение, так как от ударения на определенном слове или от паузы, сделанной в том или ином месте, зависит смысл сказанного.
Методика "Краткий метод проверки уровня развития устной речи"
Методика позволяет изучить артикуляцию, словарный запас, речевую память и понимание речи ребенком.
Методика "Звуковые прятки"Н.И.Гуткина.
Методика предназначена для проверки фонематического слуха.
Ребенку предлагают поиграть в "прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет ребенку различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность ребенка к школе – это готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности –представляет собой сложное структурное образование, охватывающее все стороны детской психики.
Ее содержание включает в себя определенную систему
требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он
был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида:
личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Социально - личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Д.Б.Эльконин пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные
задания он выполняет небрежно, наспех.
Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное
отношение к учителям, к книгам. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
2. Эмоционально - волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок
способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные
движения и действия.
Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности.
Она заключается в формировании у детей отсутствия боязни трудностей, стремлении не пасовать
перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это
поможет ребенку управлять своим поведением в школе.
1.Диагностика социально-личностной готовности к школе:
Для выявления эмоциональных и личностных особенностей ребенка возможно использовать всевозможные проективные рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Автопортрет» и т.д.
Крайне информативным будет наблюдение за ребенком в свободной дея тельности.
Также продуктивными будут всевозможные социометрические методики: «Лесенка»(ребенку предлагается расположить себя на ступенях лесенки, причем на первую ступень нужно поставить «самого лучшего» ребенка), «Секрет»(определение социометрического статуса в группе детей).
Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 лет(анкета для родителей) Нижегородцева, Шадриков.
Методика позволяет косвенно определить особенности личностного развития ребенка.
Практическая ситуация, преложенная в работах Т.А.Бабаевой: «Обложка для книги»
Цель: выявление особенностей сотрудничества старших дошкольников в совместной деятельности.
Содержание ситуации: в свободное время воспитатель предлагает детям оформить обложку книги о животных вдвоем с другом. Дети сами выбирают себе партнера. Для осуществления замысла им предлагаются листы бумаги, краски, кисти, силуэты животных. Задача детей: определить общий вид оформления обложки, согласовать замысел, выполнить задуманное.
В ходе наблюдения за деятельностью детей отмечается:
-Могут ли дети определить общую цель, договориться о том, что будет изображено на обложке?
-Возникает ли совместное планирование или же оно осуществляется по ходу совместной деятельности?
-Какие взаимоотношения преобладают?(доброжелательные, равнодушные, агрессивные)
-Внимательны ли дети друг к другу, видят ли затруднения партнера, стараются ли помочь?
-Как дети решают споры и находят выход из конфликтных ситуаций?
Добиваются ли совместно поставленной цели?
-Какое эмоциональное состояние испытывают после совместной
деятельности?
Социометрическая методика «Новоселье»
Содержание ситуации: Ребенку предлагается изображение двух домов: нарядный розовый дом и такой же по размеру, но мало привлекательный темно- серый дом.
2.Диагностика эмоционально-волевой готовности к школе:
Методика "Узор" Л.И. Цеханская.
Методика направлена на изучение сформированности умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия, и умению внимательно слушать говорящего.
Методика "Графический диктант" Д.Б. Эльконин.
Методика позволяет определить умение ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Методика "Рисование по точкам", или "Образец и правило", А.Л. Венгер.
Методика предназначена для исследования уровня ориентировки на заданную систему требований.
Методика состоит из 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому.
Методика «Домик» Н.И.Гуткина.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Тест на развитие самоконтроля. Нижегородцева, Шадриков.
Выявляет способность ребенка к оценке результатов действий, содержания и последствий собственных действий.
Ребенку по очереди предлагают 4 картинки, на которых его сверстники изображены в ситуации неуспеха в деятельности и предлагают описать, что на них нарисовано, разъяснить причину неудач этих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
Работая в школе 23 года, я неоднократно сталкивалась с проблемой подготовки ребенка к школе. Перед поступлением ребенка в 1 класс .с октября месяца у нас в школе организованы подготовительные курсы дл...
« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...
Приложение к работе « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
Приложение к работе: « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...
Диаграммы по диагностике. Приложение к работе. « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
Риложение к работе: « Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе» Диаграммы по диагностике....
« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»
« Педагогические условия формирования интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в начальной школе»...
Статья "Интеллектуальная готовность детей к школе"
Курсовая работа по теме "Интеллектуальная готовность детей к школе"...
Особенности интеллектуальной готовности к школе у старших дошкольников
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят передовые изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических ф...