КАК Я ВНЕДРЯЮ ФГОС НОО В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
статья по теме

Мелещенко Людмила Викторовна

      Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий.    При правильном подходе учителя к УМК ПНШ  обучающиеся  овладеют всеми типами учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_noo._iz_opyta_raboty.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как я внедряю ФГОС НОО в своей практике: Из опыта работы

Мелещенко Людмилы Викторовны,

учителя начальных классов

первой  квалификационной  категории

МБОУ СОШ №  4  имени И. Н. Чабанова г.Туапсе.

1.Формирование  познавательных  УУД на  уроках  в  условиях  реализации  ФГОС  НОО

Вступление. 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий.       Познавательные УДД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

              Познавательные УДД включают аспекты: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.

Общеучебные УУД:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной  цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-формулирование проблемы;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

 Практическая  часть.

В УМК «ПНШ» организована специальная работа по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

              В начальной школе большое внимание уделяется формированию умения работать с разными источниками информации, т.к. работа  с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. Показателями сформированности информационной компетентности является умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также переводить информацию из одного вида в другой.

           Работа с информацией:

  • Механизмы работы с одним источником информации:
  • работа с элементарными инструментами (рамка, лупа); (Литературное чтение 2кл.ч.2)
  • система ориентирования в учебной книге (содержание и оглавление; условные обозначения); (Литературное чтение 1кл.ч.1: с.6,25,30)
  • работа с таблицами; (Математика 2 кл.ч.1: с.29, математика 3кл. ч.1: с.30)
  • система маркирования; (смысловое  маркирование  значимых фрагментов  текста) (Литературное чтение 1 кл.ч.1: с.58)
  • работа со схемами. (Математика 1кл.ч.1)
  • Механизмы работы с несколькими источниками информации внутри комплекта:

       Система работы с учебными словарями русского языка:

  • Орфографический («Пиши правильно»)
  •  Толковый («Толковый»)
  •  Орфоэпический («Произноси правильно»)
  •  Этимологический («Происхождения слов»)
  •  Грамматический («Обратный») (Русский язык 4 кл.ч.1: с.89,94)
  •  Фразеологический  («Устойчивых выражений») (с 3-го класса)
  •  Словообразовательный  (с 4-го класса)
  •  Механизмы работы с несколькими источниками информации вне комплекта:

Познавательные

общеучебные

Познавательные логические

Русский язык

Моделирование (перевод устной речи в письменную)

Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

Литературное чтение

Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Математика

Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

Окружающий мир

Широкий спектр источников информации

  • Система работы библиотечными фондами (Литературное чтение 3кл.ч.1: с.72)
  • Система работы с Интернетом (Окружающий мир 2кл. ч.1: с.121)
  • Система работы с живописными и музыкальными произведениями (Литературное чтение 3кл. ч.1:с.8,9)

   Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД. 

  Заключение.

         Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы.    В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

           Отслеживать уровень сформированности познавательных УУД можно через самостоятельное выполнение упражнений учебника. В качестве диагностики  выявления  уровня  сформированности  познавательных УУД можно использовать следующие методики:

1.Фиксация   развития УУД  методом  наблюдения  в  ходе  учебно-воспитательной  деятельности  (1 класс (1-3 четверть)

2.Проба на определение количества слов в предложении (1 класс конец  года)

3.Методика «Кодирование» ( 2 класс)

4.Методика «Нахождение схем к задачам» (3-4классы)

 Таким образом, формируя познавательные УУД я осуществляю развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

           2. Формирование коммуникативной компетентности учащихся  посредством  продуктивной  групповой  коммуникации.

Реализуемые в начальной школе многовариантные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей  способам добывания знаний. Этому способствует коллективная учебная деятельность (групповая коммуникация).Данную тему на сегодняшний день, я считаю очень актуальной. Групповая работа на уроках весьма привлекает младших школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач - недооценка роли групповой работы в учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке. Между тем групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы. В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения- всё  это  является  показателями  формирования  коммуникативной  компетентности  учащихся.

Группа может быть от 2 до 12 учеников. Впрочем, верхняя граница весьма условна. Но для большинства форм предлагаемой групповой работы оптимальна группа из 4 учащихся. Я  использую  следующие  виды  групповой:

- Группы получают одно и то же задание

В  ходе  проверки спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

 - Группы получают разные задания 

В  ходе  проверки  группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно  меняясь,  спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.

-Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

-Лови ошибку!

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяю на него время.

 - Пресс-конференция

Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам. Группы могут работать над одним и тем же текстом, но одни из них над репродуктивными вопросами, другие над расширяющими или развивающими. Можно иначе: группы работают над разными частями текста.

  1. Основная часть.  

а) Мастер-класс по чтению (фрагмент). Инсценировка сказки «Колобок»

Группы  получают  одинаковые  задания.

  • Обсуждаем правила.
  • Распределяем роли.
  • Подготовка в группах.
  • Инсценировка.

     б) Мастер - класс по русскому языку. Тип  групповой  работы: лови  ошибку!

  • Выбираем спикера в группах.
  • Обсуждаем правила выполнения работы.
  • Выполнение работы в группах.
  • Выступление спикера, с обоснованием точки зрения всей группы.

               

   3.   Заключительная часть.

Важно, чтобы все формы  организации  групповой  работы как можно чаще внедрялись в урок и чередовались. Групповая  форма работы на уроке учит детей умению договариваться и решать большинство своих проблем, не прибегая к конфликтам. Работа должна проводиться систематически, только так можно достичь ожидаемого результата. На первых порах во фронтальном обсуждении результатов много говорилось о том, как работали группы. Называлась пара, которая не справилась с заданием, и пара, которая справилась лучше остальных. Подчеркивалось, что часто причина неудач кроется в неумении или нежелании детей убедить и понять друг друга. Постепенно содержание материала усложняется. От заданий репродуктивного характера группы перешли к работе, требующей преобразующей и поисковой деятельности. Отметим, что групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки и  следовательно, формированию  коммуникативной  компетентности  учащихся.

3.Формирование  регулятивных  УУД на  уроках  в  условиях  реализации  ФГОС  НОО

Вступление.

Понятие «регулятивных УУД» для нас, учителей начальных классов, не ново. По БУП 1998г. и ФБУП 2004г.  мы формировали общеучебные умения и навыки, а это не что иное, как  регулятивные  УУД только под другим углом зрения.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности  на  всех  учебных  предметах, курсах. Регулятивные  УУД  представлены  аспектами:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (ставить цель на уроке должен каждый ученик сам, а не два-три ученика для всех. Обсудить тему урока и поставить цель можно в парах, при этом каждый должен проговорить свою цель.);

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (спланировать работу на уроке можно, используя опорные слова или условные знаки – пиктограммы учебника);

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик (необходимо высказать предположение по тому знанию, которое учащиеся будут получать, также в парах или в группах и озвучить);

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (лучше всего проводить сравнение с эталоном по учебнику как главному инструменту системы);

коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (нельзя путать качественную оценку и отметку в баллах. Ученик оценивает уровень полученного им знания.);

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Практическая  работа.

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания  с  точки  зрения  формирования  регулятивных  УУД.

Этапы урока

Регулятивные  УУД

Деятельность  учителя

Деятельность  обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

Целеполагание

Организует мотивирование к учебной деятельности.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности на уроке. В созданных условиях возникает внутренняя потребность включения в учебную деятельность

 ("надо” - "хочу” - "могу”)  

2. Актуализация и фиксирование знаний

Прогнозирование

Организует подготовку и мотивацию учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксацию.

Вспоминают изученные способы действий,

пробуют выполнить учебное действие самостоятельно, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения

Оценка

Организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Планирование

На первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

В парах, группах обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели.

5. Реализация построенного проекта.

Коррекция

Обсуждает различные варианты, предложенные учащимися, и вместе выбирают оптимальный вариант.

Построенный способ действий используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Коррекция

Организует парную, групповую работу.

В форме коммуникации (в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Контроль

Для каждого ученика создаются ситуации успеха, мотивирующие его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Коррекция

Подбирает задания для тренировки изученного ранее материала.

Выполняют задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг (автоматизация умственных действий)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Саморегуляция

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию.

Оценивают собственную учебную деятельность, соотносят цель и результаты, фиксируют степень их соответствия, и намечают дальнейшие цели деятельности.

Заключение.

В сфере   регулятивных универсальных учебных действий  к  концу   4 класса  обучающиеся  овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

4.Формирование  личностных  УУД на  уроках  в  условиях реализации  ФГОС  НОО


Вступление.
          ЛИЧНОСТНЫЕ  УУД – обеспечивают умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.
         Личностные УУД - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. Исходя из этих определений, выведем формулу сформированности  личностных  УУД  для  обучающегося. Формула: «Я осознаю себя как личность; умею себя оценить; понимаю важность ценностей: Россия, Родина, семья».

Аспекты личностных УУД:
  - самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
   - смыслообразование (мотивация, границы собственного знания  и  «незнания»)
   - морально-этическая ориентация (ориентация на  выполнение моральных  норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации,  оценка своих поступков).
         Формирование личностных УУД прослеживается на всех уроках, но в большей  степени на уроках:
•   литературного чтения;
•   окружающего мира;
•   изо
•   технологии
•   музыки

Рассмотрим формирование аспектов  личностных  УУД  на  основе  учебного материала:

-самоопределение и самопознание формируются:
- на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений;
- основы гражданской идентичности путем знакомства с героическим  историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости  и сопричастности подвигам его граждан.
Через систему заданий:
- ориентирующих  младшего школьника определить, какие модели языковых  единиц им уже известны, а какие нет. Задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»;
- оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении  трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить,  доказать, определить, ответить на этот вопрос».
           -смыслообразование:
- через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе  личностных смыслов;
Через систему заданий:
- тексты, в которых обсуждаются серьезные проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
- стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей.
- тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем).
      Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие  мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации  личности.


Нравственно-этическая ориентация:
-  через выявление морального содержания и нравственного значения  действий персонажей;
-  эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения;

Практическая  часть.
    На примере текста «Моя семья» из учебника «Азбука» с.88 проводится коллективное выявление личностных УУД с группой слушателей по тексту «МОЯ СЕМЬЯ».
     Задание:
- Прочитать текст «Моя семья»;
- Определить, какие личностные УУД мы будем формировать при работе с
данным текстом.

Заключение.
           При правильном подходе учителя к УМК ПНШ в сфере личностных  универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция  обучающегося,   адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные  и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и  ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Коллекционирование как исследовательская практика ребёнка (Из опыта работы по программе А.И. Савенкова)"

Коллекционированием увлекаются обычно одаренные дети. Это замечательное занятие действительно служит важным индикатором уровня развития интеллекта ребенка. Стремление к коллекционированию можно рассма...

Я-на своем месте (из опыта работы воспитателя ГПД).

Я- на своем месте.(Из опыта работы воспитателя ГПД)Почти 15 лет я работаю с детьми, пришла к убеждению, что в группе продленного дня, многое зависит от того, с каким настроением пришел воспитатель на ...

Внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания

Заседание методического объединения классных руководителей по теме:"Внедрение в практику передового опы­та работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания". Презентацию к ...

Игровые технологии на уроках математики от теории к практике из опыта работы учителя начальных классов

Игровые технологии на уроках математики: от теории к практике (из опыта работы учителя начальных классов)...