Изменение функций современного учителя
методическая разработка на тему
"Изменение функций современного учителя" - выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете 01.03.2013г. учителя начальных классов Набиркиной Е.В.
Изменение функций современного учителя.
Для достижения результатов Стандарта требуются существенные изменения в построении процесса обучения младших школьников.
Учитель должен отказаться от приоритета репродуктивного обучения. Его недостаток заключается в том, что скрытым остаётся процесс поиска результата. Если он и присутствует в объяснении преподавателя, то выступает для учащихся как система правильных действий учителя, как продукт не своего, а чужого опыта. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение, анализ ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым. Учитель должен выступать теперь как мотиватор и координатор учебных действий школьника. Руководящая роль педагога «скрыта» от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести, учитель предлагает новые новые формы учебного взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций.
Перед современным учителем поставлена задача по подготовке учащихся к жизни в бастроменяющемся информационном обществе. Информационная культура и компьютерная грамотность – необходимое условие современного образования. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании педагогом современных технических средств. Вполне очевидно, что использование информационных технологий качественно меняет всю структуру деятельности учителя и учащихся. Например, объяснение нового материала включает не только элементы иллюстративных, но и также практических методов (дети могут посмотреть видеозапись эксперимента, сами сделать выводы о том, что пронаблюдали). Учитель должен формировать у учащихся умение и способность работать в информационном пространстве в интересах решения образовательных задач, при разработке и реализации научных, социальных и прочих проектов.
Принципиально важным является изменение функции учителя к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Речь идёт об осознании важности формирования у школьников самоконтроля и самооценки, развитие у него адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умения осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями.
Пример. Учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирует её место. В этом случае работа над ошибками заключается в том что учащийся сам их находит, выясняет причину их возникновения, собственной рукой исправляет. Исследования показали, что использование этого приёма только в течение трёх месяцев уменьшает количество ошибок на 20%. Таким образом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность.
Важным является ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий. Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным действием и таким же по форме, ставшим универсальным, осознать, как осуществляется переход к «всеобщности» учебного действия.
Пример. Важным познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов.
Младшему школьнику предлагается на уроке математике разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник ) и три голубые фигуры ( два четырёхугольника и один треугольник ). Главным признаком классификации будет число углов, а не цвет фигуры.
Так вышеперечисленные функции учителя позволят сформировать ученика способного самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос, умеющего строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, имеющего представление о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....
Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"
В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...
Доклад "Функции современного учителя"
В докладе "Функции современного учителя" раскрыты 7 функций, позводяющих учителю идти в ногу со временем. Педагогический совет. Методическая работа....
"Современный урок современного учителя для современных детей"
Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащи...