ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Казьмина Людмила Петровна

Статья о типах и структуре проектов и методике организации проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из главных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для формирования активной жизненной позиции, личностного развития каждого ребенка. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их творческих и познавательных способностей, учителю необходимо способствовать формированию положительной мотивации учащихся к учебе, развивать творческий подход к обучению, самостоятельное овладение знаниями. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Главной идеей проектной деятельности является направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который достигается при решении теоретической, практической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект. Работа над ним всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников и всегда предполагает решение какой-либо проблемы с использованием различных приемов, средств, знаний, умений из различных областей науки и техники.

Проектная деятельность - это совместная с учителем учебно - познавательная, игровая или творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, согласованные методы, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, ответственности, инициативности, толерантности. Этот вид деятельности реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекают задачи и цель деятельности учащихся.

         Для школьников проектная деятельность - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая попробовать свои силы, проявить себя.

По продолжительности   учебные проекты делятся:

Мини-проекты могут укладываться в урок. Например: куклы – обереги на уроке технологии. Подготовка занимает - 10 мин, 20 мин - работа, 2 мин - презентация каждой группы.

Краткосрочные проекты (4 - 6 уроков) На уроках проводится только координация деятельности каждой группы. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной работы и дома. Например: при изучении темы «Красная книга России» учащимся предлагается создать паспорта редких и исчезающих видов животных и растений. Ребята ищут информацию в атласах, справочниках, определяют структуру паспорта, подбирают картинки с изображением растений и животных. Все это делается во внеурочное время и накапливается в папке по проекту. На уроках ученики систематизируют собранный материал. На итоговом уроке представляют отчет о работе, готовые паспорта.

Недельные проекты выполняются группой в ходе проектной недели. Работа идет под руководством руководителя проекта. Здесь сочетаются классные и внеклассные формы работы. Идет погружение в проект. Например, недельный проект «Масленица».

Долгосрочные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Все этапы проекта выполняются во внеурочное время. В качестве примера можно назвать проект «Книга памяти», посвященный празднованию Дня победы.

По виду деятельности проекты делятся на:

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться следующие методы: лабораторный эксперимент, моделирование, опрос, анализ, наблюдение.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Этот вид проекта отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта может быть разнообразной - от учебного пособия для кабинета до листовок с рекомендациями. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Например, у проекта «Как сохранить свое зрение?» конечным результатом стали памятки, которые были распространены по школе.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Конечным продуктом здесь может быть презентация, брошюра, публикация в СМИ.

Творческий проект предполагает свободный и нестандартный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:

1 этап: подготовка.

Проведение вводной беседы с целью:

-формирования первичного представления об изучаемом объекте;

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности;

-формирования интереса к данной теме.

2 этап: организация деятельности детей.

Актуализация знаний

1.Выбор целей, темы проекта через анкетирование, проблемную ситуацию, беседу.

2. Определение состава рабочей группы, количества участников проекта.

3.Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации.

Планирование работы        

1. Планирование способов сбора и анализа информации.

2. Определение источников информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт может быть представлен в виде:

-отчета (письменный, устный, с демонстрацией материалов);

- макета, фильма, сборника;

- праздника, конференции.

4. Распределение обязанностей среди членов команды.

5. Определение основных методов:

-задать вопросы специалистам, родителям;

-прочитать в книге;

-подумать самостоятельно;

-понаблюдать;

-посмотреть в компьютере;

-посмотреть по телевизору.

6. Формулировка задач.

7. Выработка критериев оценки результатов работы.

Исследовательская деятельность

1. Решение промежуточных задач, сбор информации. Основные формы работы: опросы, интервью, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников. Проведение экспериментов, организация экскурсий.

2. Фиксирование информации различными способами: коллаж, рисунок, запись, схема, символы.

Результаты и выводы

1. Формулировка выводов.

2. Анализ информации.

3. Оформление результатов.

3 этап: представление готового продукта (презентация).

1. Формулировка окончательных выводов, отчет, ответы на вопросы слушателей,

4 этап: оценка результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Проектная деятельность в начальной школе – это не просто новый педагогический прием, это эффективный способ повысить учебную и познавательную мотивацию младших школьников, условие развития индивидуальных способностей учащихся, возможность создания у детей «ситуации успеха», которая проявляется в виде радости и чувства удовлетворенности от работы. Работа над проектом создает положительную мотивацию для самообразования, развивает аналитические способности, формирует способность принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...