Формирование УУД в рамках ФГОС НОО
статья по теме

Черных Ольга Николаевна

Формирование УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УУД в НОО54.25 КБ

Предварительный просмотр:

слайд 1

Формирование универсальных учебных действий в рамках ФГОС  НОО

Школа сегодня стремительно меняется, потому что ей надо готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.  В послании федеральному собранию от 05.11.2008г. в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что:

слайд 2

Младшие школьники осваивают умение учиться. Именно у них, первостепенным, является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Таким образом, школа сегодня должна дать не только большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. В  ФГОС  НОО, которые были введены с 01.09.2011г., говорится:

Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов.

В качестве основного результата образования выступает овладение младшими школьниками набором универсальных учебных действий.

Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма « Формирования  ИКТ-компетентности обучающихся».

слайд 3

1 . Универсальные учебные действия

Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действийобучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

       Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

  В деятельности учителя по формированию УУД должно обратить на себя внимание следующее положение стандарта.

«Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества ирасширение зоны ближайшего развития».

слайд 4

                   2. Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока.

слайд 5

                         

3. Виды универсальных учебных действий

1.Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 
2.Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 
     3.Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 

     4.Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности.

слайд 6

Критериями оценки сформированности УУД у обучающихся выступают:

  • показательность конкретного вида универсальных  учебных действий для общей характеристики уровня развития класса;
  • учет системного характера видов универсальных
     учебных действий;
  • учет возрастной специфики видов универсальных
     учебных действий;
  • возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

слайд 7

Что же такое современный урок?

Современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы

  • быть востребованным  в высококонкурентном

и высокотехнологичном мире

  • уметь влиться в быстро  развивающееся общество;

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – это личностно-ориентированный, деятельностный,

компетентностный урок.  

В центре внимания - способность ученика применять  знания на практике (его компетентность).

Уроки строятся по совершенно иной схеме. Упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какие же действия учителя позволяют сформировать УУД?:

  • цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  • планирует коммуникативные задачи урока.
  • принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
  • используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную деятельностьи через использование смарт - технологий.Использование ИД позволяет разработать систему заданий и упражнений, направленных на:

  • создание инновационной модели учебного процесса через внедрение современных технологий с целью управления качеством образования
  • выявление и создание оптимальных условий для формирования УУД в процессе использования смарт-технологий
  • разработку эффективных методов и приёмов, а также форм работы, способствующих развитию креативного мышления у младших школьников
  • освоение разных способов учебно-познавательной деятельности с разными источниками информации
  • оптимизацию учебного процесса, расширение информационной среды
  • создание условий для здоровьесбережения учащихся на уроках в процессе использования интерактивной технологии.

слайд 8

Моделирование урока на основе использования смарт-технологий позволяет проектировать уроки креативного и когнитивного типов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД и находит отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

слайд 9

        Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Так, Коршунова Н.Н. на своих уроках создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

         Учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Русский язык

жизненное самоопределение, знакомство  с историей и культурой нашей страны, воспитание  любви и уважения к Родине.

Осознание языка как основного средства человеческого общения;

преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь,  участвовать в диалоге.

 

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя и товарищей.

 

осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос.

 

слайд 10

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий  личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность. Учителя Воронина Г.М. и Прокофьева Н.В. на своих уроках обеспечивают освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, раскрывают нравственное значение поступков героев литературных произведений.

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Литературное чтение

Смыслообразование  через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего обучения.

 Эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

 Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выделять

особенности разных жанров художественных произведений.

слайд 11

 На ступени начального общего образования  учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. Учебные задания, которые готовят для своих уроков Дякина Л.В. и Москалёва Н.Л., побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Математика

имение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета

умение использовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения)

применение умений для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач.

освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах

слайд 12

Учебный предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля. Так, учитель Иванникова И.Н.  способствует принятию обучающимися правил ЗОЖ, пониманию необходимости ЗОЖ  в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.   

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Окружающий мир

 

Чувство любви к своей

стране, природе

 осознание себя членом общества и государства

 способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета.

 усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности.

 

слайд 13

Важнейшей особенностью предмета «Технология» в начальной школе является то, что он строится на формировании познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Коновалова Г.Н. и Кузьмина М.В.создают условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

предмет

УУД

личностные

коммуникативные

регулятивные

познавательные

Технология

развитие интереса к технике, миру профессий. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации

 развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

 освоение универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни. Формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

 формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека

     Учителя нашей школы успешно формируют УУД на своих уроках, используя различные технологии. Учителями начальных классов совместно с психологом школы был проведён мониторинг сформированности УУД  в 1 – 3 классах. В данной таблице чётко прослеживается тенденция повышения уровня развития обучающихся.

слайд 14

Мониторинг обучающихся1-3классов за период декабрь 2012г.  и сентябрь 2013г.

Класс

ФИО учителя

По списку

Писало

Выс/ уров.

Выше ср./уров.

Средн./ уров.

Низ./ уров.

1 «А»

Кузьмина М.В.

- /

36

- /

34

 -/

23,5%

 - /

20,6%

- /

47%

- /

8,8%

1 «Б»

Коршунова Н.Н.

- /

36

- /

36

- /

33,3%

- /

38,8%

- /

25%

- /

2,7%

1 «В»

Коновалова Г.Н.

- /

24

- /

20

- /

5%

- /

40%

- /

45%

- /

10%

2 «А»

Иванникова И.Н.

24 /

24

24 /

24

12,2%  /

17,6%

20,1% / 28,4%

40% /

45,8%

20% /

16,6%

2 «Б»

Прокофьева Н.В.

29/

29

29/

28

17,2% /  25%

41,9% / 57,1%

35,1% / 19,3%

6,9% / 3,5%

2 «В»

Москалёва Н.Л.

22 /

22

22 /

22

9% /

9%

22,7% / 31,4%

59% / 50%

9% /

9%

3 «А»

Дякина Л.В.

30 /

30

30 /

30

10% / 13,3%

26,6% / 36,6%

46,6% / 36,6%

13,3% / 13,3%

3 «Б»

Агафонова Е.А.

28 /

25

27 /

24

14,8% / 12,5%

51,8% / 50%

33,3% / 37,5%

- /-

3 «В»

Воронина Г.М.

34 /

33

32 /

31

18,7% / 25,8%

34,3% / 48,1%

34,3% / 22,5%

12,5% / 6,5%

 Сегодня наши учителя покажут какими технологиями пользуются при формировании УУД на разных этапах урока.

__________________________________________________________

слайд 15

ФГОС  НОО  предполагает формирование и реализациюУУД в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность учащихся направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  

Основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.

      Моделью организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов нашей школы выбрана оптимизационная модель с компонентом модели дополнительного образования. Она предполагает, что в её реализации принимают участие  педагогические работники нашей школы (учителя, педагог-психолог, воспитатель ГПД), ипедагоги учреждений дополнительного образования.

   В данной модели координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачамиучреждения:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества выбранной нами оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность обучающихся, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Цель организации внеурочной деятельности МБОУ СОШ №8 всоответствии с ФГОС НОО -  создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой,  творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.        

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что существует потребность в организации работы целого ряда кружков и секций различных направлений, которая даст основания для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Среди направлений были выделены следующие:

  • духовно-нравственное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • культурно - эстетическое;
  • патриотическое.

Духовно – нравственное направление – кружок «Азбука православия», руководитель Рощупкина И.Ю.

   Спортивно – оздоровительное – «Киокусинкай каратэ», руководители Лаврищев Е.В. и Чермашенцев С.Н.; «Хореография» Фаустов Г.Ю.

Культурно – эстетическое – «Декоративно – прикладное творчество» (бисероплетение), руководитель Скуридина Н.Ю., Детские объединения  «Затейник», руководитель Богданова Е.В. и «Самоделкин», рукводительСадовникова Е.А.

Патриотическое – «Растим патриотов», руководитель Селищев Ю.И.

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе и отражено в концепции воспитательной системы. Вы это увидите в видеоролике.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе  позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

 Внеурочные занятия  направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

     Оценивание результатов сформированности УУД  через внеурочную деятельность осуществляется с помощью создания портфолио, наблюдения, анкетирования, участия в  конференциях, олимпиадах, соревнованиях.

     Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей обучающихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получитвозможность научиться…».

Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Перед школой и учеником стоит задача расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

Спасибо за внимание!       слайд 17


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД в рамках ФГОС

Особенности проектной деятельности и влияние на формирование ключевых компетенций младших школьников...

Процесс педагогической организации исследования ученика и формирование УУД в рамках ФГОС.

В публикации обобщён собственный педагогический опыт по организации исследования ученика и формировании УУД в рамках ФГОС....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

«Формирование УУД в рамках ФГОС»

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда челове...

ПАМЯТКА по формированию БУД в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирован...