Процесс педагогической организации исследования ученика и формирование УУД в рамках ФГОС.
статья по теме
В публикации обобщён собственный педагогический опыт по организации исследования ученика и формировании УУД в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovaniya_i_uud.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс педагогической организации исследования ученика.
Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
В рамках ФГОС 2 поколения – ЦЕЛЬ проектно-исследовательской деятельности:
формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
Формирование личностных УУД:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
- Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
- Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
- Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
- Сбор, систематизация, хранение, использование информации
Понятие «исследовательская деятельность школьников» в педагогической литературе рассматривается с позиции организации такой деятельности педагогами. Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановку проблемы;
- изучение теории, связанной с выбранной темой;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение материала;
- собственные выводы.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
- Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
- Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Таким образом, исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе метода исследований лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся
- умение ориентироваться в информационном пространстве
- умение самостоятельно конструировать свои знания
- умение интегрировать знания из различных областей наук
- умение критически мыслить.
Технология исследовательской деятельности предполагает:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
- самостоятельную деятельность ученика
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Цели применения на занятиях исследовательской деятельности:
- познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта исследовательской деятельности,
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс,
- учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,
- учить применять свои знания в новых условиях,
- формировать универсальные учебные действия,
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе,
- учить ориентироваться в мире информации.
Задачи:
- активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенных тем, систематизация знаний, знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы,
- развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать,
- делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования,
- создание продукта, востребованного другими
Исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
-по доминирующей в исследовании деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Правила выбора темы исследования
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Структура исследования. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией исследования младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над исследованием. Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.
- Мотивационный
- Планирование
- Гипотеза исследования.(информационно-аналитический)
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
- Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Стадии работы над исследованием - это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П»— его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
Роль учителя. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных исследований должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Презентация Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап исследовательской деятельности – презентация, выступление на научно-практических конференциях, где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над исследованием, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
После защиты можно оформить выставку работ .Важно, чтобы дети ощутили потребность в проделанной работе. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в исследовании.
Этапы работы над исследованием (проектной задачей) в начальных классах:
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД учащихся |
Мотивационный этап. | Создание проблемной ситуации. | Определение темы и целей проекта на основе учебной ситуации. | общеучебные универсальные действия: постановка и формулирование проблемы. |
Планирование | Координация работы (помощь в организации групп, распределении амплуа в группах, планированию деятельности по решению задач проекта, выбор возможных форм презентации результатов) | Коллективное обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов; распределение ролей. | Регулятивные и коммуникативные 1)Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно 2)Планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана; 3)Принятие разных точек зрения, но отстаивание своей. |
Информационно- аналитический этап | Координация работы (консультация, ненавязчивый контроль) | Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Применение на практике методов исследования (наблюдения, сравнения и т.д.). | Познавательные 1)Поиск и выделение необходимой информации; 2)применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 3)выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 4)развиваются умения: находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи |
Выполнение проекта, исследование | Координация работы (консультация, ненавязчивый контроль) | Обработка полученной информации, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. | 1)Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 2)моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); 3)анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 4)синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; 5)выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 6)подведение под понятие, выведение следствий; 7)установление причинно-следственных связей; 8)построение логической цепи рассуждений; 9)доказательство; 10)выдвижение гипотез и их обоснование. |
Защита проекта | Принимает отчет о проделанной работе (обобщение и резюмирование полученных результатов) | Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. | Коммуникативные 1)навыки монологической речи; 2)умение уверенно держать себя во время выступления; 3)артистические умения; 4)умение использовать различные средства наглядности при выступлении; 5)умение отвечать на незапланированные вопросы. |
Рефлексивный | Подведение итогов работы (оценивание умений общаться, слушать, обосновывать свое мнение и т.д.) | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. | Личностные и регулятивные 1)оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; 2)саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий; 3)освоение нравственных норм; 4)понимание своего духовного роста |
Оформление исследовательской работы.
Структура исследования.
Ход исследовательской работы (на примере):
Этапы занятия | Деятельность на занятии |
1.Выбор темы исследования. | Что такое Тиман? Что это означает? |
2.Постановка целей исследования. | Каково отношение Тиманского кряжа к городу Ухта. |
3.Задачи исследования. | Узнать о происхождении Тимана, изучить карту местности. |
4.Объект, предмет и база исследования | Возвышенности города Ухта, географические карты,атласы. |
5.Гипотеза исследования. | Предполагается, что возвышенности в городе –это отроги горной системы. |
6.Методы исследования. | Подбор и изучение литературы ,интернет-ресурсов, карт, ознакомление с ландшафтом города на доступном для этого возраста уровне. |
7.План исследования. | -изучение информации о происхождении слова « Тиман», -изучение информации о первых исследователях Полярного Урала, Республики Коми и Архангельской области -изучение информации о первых картах этой местности, -изучение современных географических и геологических карт -наблюдение за возвышенностями в городе и окрестностях, -фиксация изменений в дневнике наблюдений. |
8.Самостоятельная деятельность. | -изучение информации о происхождении слова «Тиман» -наблюдение за возвышенностями в городе и окрестностях, -изучение информации о первых исследователях Полярного Урала -изучение информации о первых картах этой местности, -изучение современных географических и геологических карт -фиксация изменений в дневнике наблюдений. |
9.Результаты исследования. | Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении. |
10.Представление и защита проекта. | Выступление с докладом, презентацией, буклетом |
11.Выработка решения. | Возвышенности в Ухте относятся Тиманскому кряжу, а не к Уральским горам. Тиманский кряж богат полезными ископаемыми. |
12.Оценивание исследовательской деятельности. | Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения. |
13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении. | Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими результатами? Определение темы для дальнейшего исследования. |
Условия формирования исследовательских умений.
- Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
- Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
- Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
- Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и ,обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
- Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития.
Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.
Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.
Этот принцип предполагает формирование у школьников исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности. Личностно ориентированное взаимодействие предусматривает специально организованное диалоговое общение педагога с учеником. Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вел подопечного «за руку» к решению задачи, а выступал как человек более опытный в поиске ответов на вопросы.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектно-исследовательское обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов, исследований наряду с другими активными методами обучения эффективно применяется уже в начальных классах.
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.
Resource id #1380
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)
В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....
Доклад "Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС"
Текст доклада раскрывает творческий подход построения урока в рамках ФГОС. Предназначена учителям , методистам общеобразовательных школ....
презентация Организация творческой деятельности учащихся на уроке в рамках ФГОС
презентация представляет пошаговые действия деятельности учителя и учащихся на уроке. Предназначена для учителей, методистов общеобразовательных школ....
Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".
В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....
"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)
В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...
Технология организации сетевого взаимодействия субъектов воспитательной деятельности в рамках ФГОС
Представляю вашему вниманию проект :"Сетевое общение сообщества начальной школы " Клуб по интересам".Проект для тех, кто хочет организовать внеурочную деятельность школьников....