Портфолио ученика как технология альтернативного оценивания
статья на тему
Портфолио ученика как технология альтернативного оценивания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково
Шатурского муниципального района Московской области
Заседание районного методического объединения
учителей начальных классов
Портфолио ученика как технология альтернативного оценивания
Подготовила
Соколова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов
Шатура
Апрель, 2013 г.
Портфолио ученика как технология альтернативного оценивания
Основная образовательная программа начального общего образования, которая разрабатывается каждым образовательным учреждением в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на соответствующей ступени обучения. Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации оценивания.
Система оценки достижений требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ включает в себя:
1) внутреннюю оценку, осуществляемую школой, которая выражается в текущих отметках обучающихся, результатах наблюдения школьного педагога-психолога, классного руководителя и других учителей школы, отметках промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, решениях педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс и др.;
2) внешнюю оценку, которая проводится службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур: государственная итоговая аттестация выпускников, аттестация работников образования, аккредитация образовательных учреждений, мониторинговые исследования качества образования.
В соответствии с Законом «Об образовании» в начальной школе государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это выдвигает определенные требования к структуре итоговой оценки выпускника, поэтому в ней выделяют две составляющие: накопительные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся, и оценки за стандартизированные итоговые работы.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио обучающихся.
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах прошлого века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.
Традиционное портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, направленную на демонстрацию образовательных достижений обучающегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам контроля, портфолио позволяет решить две основные задачи:
1) проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
2) оценить его образовательные достижения и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Тремя основными компонентами портфолио являются: портфолио документов, работ и отзывов.
Портфолио документов – это портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Его достоинством является возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Основное требование для этого компонента – достоверность документов.
Портфолио работ – это собрание творческих, проектных. Исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах и др. К достоинствам портфолио работ можно отнести возможность качественной оценки ученика по полноте, разнообразию и убедительности представленных материалов, получение представления о динамике учебной и творческой активности, направленности его интересов.
Портфолио отзывов включает в себя оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных результатов; отзывы. Представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Оно даёт включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
Каждый человек интересен своей уникальностью, и высокая задача педагогики – сберечь её, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я».
Использованная литература
1. Ильина И.В. Портфолио как основная форма оценки личностных достижений школьников // Завуч. Управление современной школой. 2006. № 8.
2. Мишакина Т.Л. Портфолио учащегося начальной школы. М., 2010.
3. Новикова Т.А. Портфолио в российской школе // Народное образование. 2005.
№ 1.
4. Тюляева Т.И. Портфолио ученика, или Папка личных достижений. М., 2011
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Знакомьтесь, это я!
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о семье, родословная
г) моя маленькая родина;
д) я и мои друзья.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем селе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
Мое имя.
Здесь предлагается рассказать, что означает имя, которым нарекли дитя родители. Рассказать, какой характер имеют люди с данным именем, и согласится или не согласится с этой характеристикой. Привести примеры людей, прославивших это имя. И составить небольшой рассказ о них.
Моя семья.
Надо рассказать о маме, папе и всех тех родственниках с которыми живешь. Кто они, где работают, чем занимаются, как проводят время. Какие существуют семейные традиции, какое место занимаешь в семье и чем помогаешь. И вообще все, что есть сказать о себе и своей семье. Возможны
даже пожелания на будущее, собственные мечты, касающиеся семьи. Прилагаются фотографии или рисунки.
Мои друзья.
Кто они, где подружились, за что ты ценишь своих друзей, какой у них характер. Раскрыть вопрос: «А какой есть друг – ты?» Фотографии друзей и совместных игр.
Если друзей нет – и такое бывает. Ребенку предлагается придумать рассказ, какого друга он хотел бы иметь.
Мне интересно.
У каждого человека есть какие-то интересы, а у детей их обычно множество, вот и описывайте с удовольствием, размещайте картинки, вырезки из журналов, фотографии, описания.
2) Моя школа:
а) школьная мозаика
б) распорядок дня
Моя школа. Отдельные странички по предметам (что нравится, не нравится, мнение о предмете его нужности)
Мои учителя. (Отношение к ним, любимые педагоги и тренера, чем вызвано уважение)
Моя общественная работа.
Здесь отражаются все полезные дела, направленные не на учебу, а на поддержания класса, школы, семьи, дома. Рассказы о субботниках, школьных спектаклях, организации похода и т.д.
В этом разделе ребёнок может описать свои школьную жизнь, законы школы. Ученик сам составляет свой режим дня.
3) Мой класс:
а) традиции моего класса;
б) мои добрые дела;
в) мои жизненные принципы.
4) Мои учебные достижения:
а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;
б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
г) характеристика;
д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
е) поставленные цели.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
5) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
а) фотографии;
б) видеозаписи;
в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
д) заполненные бланки:
«Исследовательские, творческие работы»;
«Посещение дополнительное образование»;
«Индивидуальные (элективные) курсы».
е) список прочтенной литературы;
ж) учебный план;
з) информация о награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или поделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
6) Отзывы и пожелания:
а) отзывы за проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
г) цели на начало учебного года;
д) итоги учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...
Презентазия "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
В презентации учитель делится своим опытом работы с портфолио учеников. Описывается работа с портфолио по следующим разделам:"Мой мир", "Моё творчество", "Мои достижения"....
Презентация "Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию митивации дальнейшего ...
«Портфолио ученика как метод оценивания индивидуальных достижений учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развит...
МАСТЕР КЛАСС «Портфолио ученика как технология оценки учебных достижений учащихся».
В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной зад...
Портфолио ученика начальной школы как технология оценивания предметных и метапредметных результатов
В презентации рассмотрены основные виды портфолио, схемы структур портфолио...