доклад
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с Успенка
Доклад на тему
«Основные направления
Здоровье сберегающей деятельности учителя»
Доклад подготовила:Бальчир Валерия Александровна-
учитель начальной школы МБОУ СОШ с Успенка
Основныенаправления
здоровьесберегающейдеятельностиучителя
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
Р. Роллан
Современноесостояниечеловеческогообщества, егобыстрыетемпыразвитияпредъявляютвсёновые, болеевысокиетребованиякчеловекуиегоздоровью. Охрануздоровьядетейможноназватьприоритетнымнаправлениемдеятельностивсегообщества, посколькулишьздоровыедетивсостояниидолжнымобразомусваиватьполученныезнания. Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача начальной школы.Существуетмногоопределенийпонятияздоровья. Чтожеэтотакое? Здоровье – этосостояниеполногофизического, психическогоисоциальногоблагополучия, анетолькоотсутствиеболезнейилифизическихдефектов. Признакамиздоровьяявляютсяпоказателиростаиразвития, функциональноесостояниеирезервныевозможностичеловеческогоорганизма. ПоданнымНИИпедиатрии, 20% детейввозрасте 6-7 летнеготовыкобучениювшколе, а 30-35% дошкольниковужеимеютхроническиезаболевания.
Цельздоровьесбережения – обеспечитьребёнкувозможностьсохранитьсвоёздоровьенакаждомурокевшколе, сформироватьунегонеобходимыезнанияпоздоровьюсбережению, научитьиспользоватьполученныезнаниявповседневнойжизни.
Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья каждый конкретный учащийся, с учётом всех индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки. Ученик, для которого школа – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.
Известно, что урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса.
Важнойчастью здоровьесберегающейработывшколе является рациональнаяорганизация урока. Отправильнойорганизацииурока, уровняего гигиеническойрациональностиво многом зависитфункциональноесостояниешкольниковв процессеучебнойдеятельности, возможностьдлительноподдерживатьумственнуюработоспособностьна высокомуровнеи предупреждатьпреждевременноенарушениеутомления. Нельзязабыватьи о том, что гигиеническиеусловиявлияютна состояниеучителя, его здоровья. А это, в своюочередь, оказываетвлияниена состояние здоровья и учащихся.
Остановлюсь на требованиях, которыеследуетсоблюдатьучителю курокуспозицийздоровьесбережения:
- Обстановкаи гигиеническиеусловияв классе (кабинете): температураи свежестьвоздуха, рациональностьосвещенияклассаи доски, наличие/отсутствиемонотонных, неприятныхзвуковыхраздражителейи т. д.
- Количествовидовучебнойдеятельности: опросучащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматриваниенаглядныхпособий, ответына вопросы, решениепримеров, задачи др. Норма: 4—7 видовза урок. Однообразностьурокаспособствуетутомлениюшкольников.
- Средняяпродолжительностьи частотачередованияразличныхвидовучебнойдеятельности. Ориентировочнаянорма — 7—10 минут.
- Количествовидовпреподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельнаяработаи т. д. Норма: не менеетрех.
- Чередованиевидовпреподавания. Норма: не позжечем через 10—15 минут.
- Наличиеи выборместана урокеметодов, способствующихактивизацииинициативыи творческогосамовыражениясамихучащихся, когдаони действительнопревращаютсяиз «потребителейзнаний» в субъектовдействияпо их получениюи созиданию. Это такиеметодыкак методсвободноговыбора (свободнаябеседа, выбордействия, выборспособадействия, выборспособавзаимодействия, свободатворчестваи т. д.); активныеметоды (ученикив ролиучителя, обучениядействием, обсуждениев группах, ролеваяигра, дискуссия, семинар, учениккак исследователь); методы, направленныена самопознаниеи развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценкии взаимооценки).
- Местои длительностьпримененияТСО (всоответствиис гигиеническиминормами).
- Позаучащихся, чередованиепозы (наблюдает лиучительреальноза посадкойучащихся; чередуются липозыв соответствиис видомработы).
- Наличие, место, содержаниеи продолжительностьоздоровительныхмоментовна урокефизминутки, динамическиепаузы, минуткирелаксации, дыхательнаягимнастика, гимнастикадля глаз, массажактивныхточек.
- Наличиев содержательнойчастиурокавопросов, связанныхсо здоровьеми здоровымобразомжизни. Формированиеотношенияк человекуи его здоровьюкак к ценности; выработкапониманиясущностиздоровогообразажизни; формированиепотребностик здоровомуобразужизни.
- Наличиемотивациидеятельностиучащихсяна уроке. Внешняямотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательныймоменти т.п. Стимуляциявнутреннеймотивации: стремлениебольшеузнать, радостьот активности, интереск изучаемомуматериалуи т. п.
- Психологическийклиматна уроке. Взаимоотношенияна уроке: междуучителеми учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учетвозрастныхособенностей: достаточный — недостаточный); междуучениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).
- Наличиена урокеэмоциональныхразрядок: шутка, улыбка, юмористическая илипоучительнаякартинка, поговорка, известноевысказывание (афоризм) с комментарием, небольшоестихотворения, музыкальнаяминуткаи т.п.
В концеурокаобратитьвниманиена следующее. - Плотностьурока, т. е. количествовремени, затраченногошкольникамина учебнуюработу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.
- Темпокончанияурока:
быстрыйтемп, «скомканность», нет временина вопросыучащихся, быстрое, практическибез комментариевзаписываниедомашнегозадания;
спокойноезавершениеурока, учащиесяимеютвозможностьзадатьучителювопросы, педагогкомментируетзаданноена дом задание, учительи учащиесяпрощаются.
задерживаниеучащихсяв классепослезвонка (наперемене).
Структурарациональнойорганизацииурока
№ | Факторыурока | Уровеньгигиеническойрациональностиурока |
1 | Плотностьурока,т. е. количествовремени, затраченноешкольникамина учебнуюработу. | Неменее 60% инеболее 75% |
2 | Числовидовучебнойдеятельности: опросучащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматриваниенаглядныхпособий, ответына вопросы, решениепримеров, задачи др | 4-7 |
3 | Средняяпродолжительностьразличныхвидовучебнойдеятельности | Неболее 10 минут |
4 | Частотачередованиявидовучебнойдеятельности | Сменанепозднее, чемчерез 7-10 минут |
5 | Числовидовпреподавания:словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельнаяработа | Неменее 3 |
6 | Наличиеэмоциональныхразрядок (число)шутка, улыбка, юмористическая илипоучительнаякартинка, поговорка, известноевысказывание (афоризм) с комментарием, небольшоестихотворение,музыкальнаяминуткаи т.п. | 2-3 |
ТаблицазаимствованауН.К. Смирнова «Здоровьесберегающиеобразовательныетехнологии»
Даннаяструктураоптимальноподходитдляпроведенияуроков, позволяетизбежатьутомленияучащихся, свестикминимумуучебныйстресс, помогаетдостичьхорошихрезультатоввпреподавании.
Рациональноечередованиевидовдеятельностипомогаетизбежатьснижениявнимания, усталости. Разнообразиетиповвзаимодействиянаурокеобеспечиваетактивныйстереотипповеденияучащихсянаурокеиснимаетусталость, делаетурокболееэмоциональным.
Азначит, детибудутздоровыиуспешноучиться.
Организуя воспитательно-образовательный процесс в школе необходимо обратить внимание на созданиерациональногорасписанияучебныхзанятий, учитывающегосложностьпредметови преобладаниединамического илистатическогокомпонентовво времязанятий.
Являясьосновныморганизационнымдокументомобщеобразовательнойшколы, расписание уроковопределяетхарактерипродолжительностьучебнойнагрузкиучащихсявшколеидоманапротяжениидня, недели. Отучебногорасписаниявомногомзависитдинамикаучебнойактивностииумственнойработоспособностиучащихся. Аэто, всвоюочередь, либопредотвращает, либоспособствуетнаступлениютакихопасныхдляздоровьяшкольниковсостояний, какутомлениеипереутомление.
Всовременнойшколесоставляетсяоптимальноеучебноерасписание, котороесоздаетнаилучшиевконкретныхобстоятельствахусловиядляеенормальногофункционированияисохраненияздоровьяучащихся, нонеявляетсяидеальным. Какправило, ононесоответствуетгигиеническимтребованиямиявляетсяфакторомрискадляздоровьяучащихся.
Негативныедляздоровьяучащихсяпоследствиятакогоучебногорасписаниячастоусугубляютсяещеитем, чтомногиеучителяневидятместосвоегопредметавсистемеучебногодняконкретногокласса, а, следовательно, неучитываютпредыдущуюипоследующуюнагрузкуучащихся, неанализируютинепрогнозируютдинамикуихучебнойактивностииумственнойработоспособностинасвоемуроке, незамечаютвремянаступленияутомления.
Однимизнаправленийвздоровьесберегающейдеятельностиучителядолжнастатьорганизацияправильногорежимадня, т.к. режимвлияетназдоровье, учебу. Учительспомощьюмедицинскихработниковиродителейможетпомочьдетямпроанализироватьсвойраспорядокдня, скорректироватьего, болеерациональновыстроитьрежимднядома. Регулярныезанятияспортом, организуемыеучителямифизическойкультурыиначальныхклассовшколы, иродителями, веселыеспортивныесоревнованиямеждуклассами, выполнениеразличныхспециальныхкомплексовупражнений, совместныепрогулки, экскурсиинаприроду, походы, соблюдениережимадня - всеэтопомогаютснизитьутомляемость, усталость, справлятьсясучебныминагрузками, азначит, добиватьсяуспеха.
Началошкольногообучениясвязанонетолькосизменениемрежимаребёнка, укладаегожизни, ноиведёткповышениюзаболеваемости. Младшийшкольныйвозрастсоставляетпериодактивногосовершенствованиямышечнойикостнойсистемы. Костидетейпридлительныхнапряженияхинеправильныхположенияхтелалегкоподвергаютсяискривлению. НеуравновешенностьЦНСобуславливаетеёбыструюутомляемость, повышеннуювозбудимость, кратковременностьактивноговнимания. Сучётомфизиологическихвозможностейдетскогоорганизмадляучеников 1-хклассовпродолжительностьурокасоставляет 35 минут. Дляснятияутомленияиповышенияработоспособностишкольниковрекомендуетсявобязательномпорядкепроводитьфизкультминутки в начальной школе. Самаяутомительнаянагрузкавначальнойшколе, являетсянагрузка, связаннаясподдержаниемрабочейпозынауроке.
Наурокеможноиспользоватьэлементызрительно-пространственнойактивности – этоработасрасположенныминастенахкласснойкомнатыкарточками. Ещёвариантзрительно-пространственнойактивностидетей – использованиеразныхвидовтраекторий, покоторымдети «бегают» глазами. Учащиеся «пробегают» глазамипозаданномунаправлению, обязательностоя. Можноиспользоватьгимнастикудляглазвовремядинамическихпаузнауроке.
Хочетсясказатьещёотом, чтовысокпроцентдошкольниковснарушениемтелосложенияиосанки. Развитиюдефектовосанкиспособствуютинесоответствующаямебель, инеудобнаяодежда, неправильныепозыипривычкидетей (например, садятсянасогнутуюподсебяногу). Сприходомребятвшколу, проблемсосанкойстановитсябольше. Наблюдаетсяискривлениепозвоночника (сколиоз), плоскостопиеиассиметричноеположениеплеч.
Основнымисредствамиформированияправильнойосанкиикоррекцииеёнарушенийявляютсязанятияфизическимиупражнениями.
Возможнымявляетсяииспользованиенаурокетакоголечебногоиоздоровительногометода, какрелаксация. Релаксация – этоодинизпутейпреодолениявнутреннегонапряжения, основанныйнаболееилименеесознательномрасслаблениимышц. Нашидетикаждыйденьиспытываютнасебеповышенныепсихическиеифизическиенагрузки.Обучаядетейметодамрелаксации, учительпомогаетимснятьвнутреннеемышечноенапряжение, успокоиться, темсамымпривестинервнуюсистемуипсихикувнормальноесостояниепокоя.
ВосновуорганизациифизкультминутоксмладшимишкольникамиможноположитьдыхательнуюгимнастикуСтрельниковой. Данную дыхательную гимнастику можно сочетать с элементами самомассажа. В комплексвключеныупражнениядыхательнойгимнастики, улучшающиекислородныйобмен, дающеехорошийоздоровительныйэффект.Особенностьюэтойметодикиявляетсясочетаниедыхательныхцикловсдвижениямителаребёнка. УпражнениядыхательнойгимнастикиСтрельниковойактивновключаетвработувсечаститела: руки, ноги, голову, брюшнойиплечевойпоясивызываютобщуюфизиологическуюреакциювсегодетскогоорганизма. Конечно, необходимамотивациядлявыполнениядыхательнойгимнастики. Уучащихсяначальныхклассовотсутствуетмотивациясохраненияиукреплениясвоегособственногоздоровья. Поэтомуследуетпровестивводнуюбеседуоважноститакихупражнений.
Немаловажную роль в деятельности учителя занимает обучение ребёнка общеучебным принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.
Каждый учитель в процессе преподавания своей дисциплины должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. Необходимо добиваться понимания каждым ребёнком того, что как он будет относиться к своему здоровью, так и будет происходить процесс обучения, воспитания и его дальнейшая жизнь. Учить правильно оценивать своё физическое, психическое и душевное состояние, правильно организовывать учебную и внеурочную деятельность. Формировать у учащихся правильную осанку – одна из ключевых задач здоровьесберегающих технологий, сюда же относятся здоровое питание, категорический отказ от курения, алкоголя и наркотических (психотропных) веществ, негативное отношение к таким продуктам как «Кока-кола», всевозможные чипсы и других продуктов того же плана. Правильно организовывать режим труда и отдыха, режим питания, режим сна, личной гигиены. Учащимся необходимо давать знания по поведению в чрезвычайных ситуациях, мерах и профилактике травматизма, факторах, разрушающих здоровье. Телевидение и компьютер отнимают у учащихся много времени. Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, нормальный и полноценный сон отодвигаются на задний план. Отсюда вытекают перегрузки, нервозность, неадекватное поведение. Нам педагогам просто необходимо объяснять учащимся о вредности ряда программ, непримиримого отношения к ним. Советовать какие передачи и сколько времени смотреть. Это образовательные передачи о природе, передача «Галилео», и другие. Рекомендовать соответствующую литературу, проводить классные часы, игры, диспуты, поддерживать тесный контакт с родителями, которых учить объяснять своим детям о важности ответственного отношения к своему здоровью и т.д.
Итак, если правильно организовать деятельность на уроке, а именно, строго дозировать учебную нагрузку, строить урок с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдать гигиенические требования, соблюдать режим дня, создать рациональное расписание учебных занятий, обучать ребёнка способам и методам охраны и укрепления здоровья,то здоровье детей можно сберечь.
Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровье сберегающей деятельности в школе следующим образом:
- Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
- Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.
- Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...