Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
опыты и эксперименты на тему
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24" г. о. Саранск Коровиной Елены Алексеевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo.doc | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24" г. о. Саранск
Коровиной Елены Алексеевны
Применение современных технологий оценивания результатов учебной деятельности младших школьников как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность педагогической проблемы обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
Изменения в содержании современного образования — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменение системы оценивания. Так как система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем, то необходим поиск принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Концептуальность
Проблема оценивания в психологической и педагогической науке представлена в разных аспектах: структура и функции оценивания (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Л. М. Фридман и др.); оценивание как компонент теоретического мышления (В.И. Андреев, В. В. Гузеев и др.); оценочная деятельность как вид психологической активности (Ю. М. Забродин, А. А. Понукалин и др.); личностно-ориентированная направленность оценки (А.Н.Алексеев, В.В.Сериков, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.); необходимость формирования оценочных умений у учащихся (Д. Б. Эльконин, А. Б. Воронцов и др.); способность учащихся к оценке и ее влияние на развитие самодостаточности, самоконтроля, самостоятельности, интеллектуальных и личностных качеств (А. В. Савенков, А. М. Матюшкин и др.). В преобладающем большинстве педагогических и психологических исследований оценка изучается как необходимый компонент учебной деятельности, направленный на измерение соответствия знаний уровню учебной программы, как средство стимулирования учебно-воспитательного процесса и регуляции поведения школьников (Ш. А. Амонашвили, А. В. Захарова, А. В. Петровский и др.).
Анализ литературы по педагогической проблеме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплен достаточно широкий материал, характеризующийся многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования универсальных учебных действий учащихся и оценки их деятельности, практический опыт учителей показывает, что недостаточно практических наработок, а порой и простого желания переходить на новые технологии оценивания результатов деятельности школьников. Например, в начальной школе до сих пор практикуется проверка техники чтения, на основе которой делается вывод об успешности усвоения учениками предмета «Литературное чтение». Ограниченность данной диагностики, её малая информативность, в плане сформированности у учащихся предметных и универсальных учебных действий, заставло нас пересмотреть свои подходы к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся начальных классов а курсе «Литературное чтение»
С учетом сказанного, актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы применения современных технологий оценивания результатов учебной деятельности младших школьников как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения обуславливается необходимостью разрешения ряда противоречий между:
- признанием педагогами и психологами необходимости формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения и сложившимся традиционным подходом к проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся (воспроизведение знаний, полученных на уроках, проверка техники чтения и пр.);
- возросшей потребностью общества, выраженной в образовательном заказе на учащихся, способных к самостоятельному добыванию знаний, владеющих умениями работать с информацией и традиционной организацией учебного процесса, не ориентированным на развитие универсальных учебных действий школьников.
Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Применение современных технологий оценивания результатов учебной деятельности младших школьников как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему тестовых заданий с преобладанием компетентностных задач на применение знаний по литературному чтению.
Объект исследования: современные технологии оценивания результатов учебной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: оценивание результатов учебной деятельности младших школьников с помощью тестовых заданий с преобладанием компетентностных задач на применение знаний как условие эффективного формирования УУД на уроках литературного чтения.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Литературное чтение» может быть обеспечена внедрением в педагогическую практику современных технологий оценивания, таких как тестирование, учебные портфолио и пр.
Научная новизна педагогической проблемы заключается в том, что:
1) на основе личностно-деятельностного, системного, компетентностного подходов, анализа практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и внедрена в практику система тестовых заданий с преобладанием компетентностных задач на применение знаний по литературному чтению;
2) в рамках этой системы будут разработаны критерии оценивания, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности в курсе «Литературное чтение». Таким образом, ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается школьная тревожность ученика, учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора. Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.
Наличие теоретической базы опыта
Общей теоретико-методологической базой данной педагогической проблемы являются основные идеи и положения личностно-деятельностного (Ш. А. Амонашвили, В. А. Беликов, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. В. Сериков и др.); системного (С. И. Архангельский, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин и др.) и компетентностного (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко, А. В. Хуторской и др.) подходов в обучении как методологии познания оценочной деятельности и универсальных учебных действий младших школьников.
Концептуальное значение в исследовании имеют теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологической и педагогической наук, включающие в себя: психологическую теорию деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теоретические подходы к индивидуализации, гуманизации и личностной ориентации образования (А. Н. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, В. В. Рубцов, И. С. Якиманская и др.); теоретические основы развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.); теорию учебной деятельности (Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л.В. Занков, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.); теории формирования и развития универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова и др.); психолого-педагогические концепции оценочной деятельности (Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, А. Б. Воронцов, В. П. Симонов, Н. Ф. Талызина и др.); исследования по организации и проведению педагогического эксперимента и педагогической диагностики (Т. Е. Климова, А. А. Кыверялг, А. Я. Наин и др.).
Разработка и внедрение системы тестовых заданий проводилась с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, практических достижений и опыта общеобразовательного учреждения.
Экспериментальная база и этапы исследования.
На первом этапе (2011-2012 гг.) осуществлялось изучение, обобщение, критический анализ информации по проблеме в психологической и педагогической литературе, , обобщался педагогический опыт по рассматриваемой проблеме. На этой основе были определены исходные позиции и направления педагогического поиска, уточнена проблема, определена цель, сформулирована гипотеза исследования. На данном этапе были уточнены признаки ключевых понятий исследования, проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2012-2013 гг.) конкретизировались задания и критерии оценивания универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Литературное чтение», они рассматривались с точки зрения эффективности, осуществлялось внедрение разработанных тестовых заданий в образовательный процесс.
На третьем этапе (2013-2015гг.) осуществлялась обработка, анализ и систематизация материала, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий школьников в оценочной деятельности. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация); методы математической статистики, анализ результатов исследования и их наглядное представление.
Ведущая педагогическая идея
Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся – важные составные части учебного процесса. Это основные средства, с помощью которых учитель выявляет, как учащиеся усваивают программный материал, продвигаются в своем развитии, а также устанавливает эффективность используемых им методов, форм и средств обучения, определяет пути совершенствования процесса обучения.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся в процессе изучения курса «Литературное чтение» основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Поэтому необходимы система контрольно измерительных заданий (тестовые задания), которые ориентированы на решение учебных задач (практическое применение полученных знаний). Такие задания должны помочь учителю оценить уровень сформированности умения искать и находить информацию, данную в явном и неявном виде; умение определять, какая информация нужна для решения конкретной задачи и пр. Тестовое задание должно быть составлено так, чтобы можно было определить, может ли учащийся:
- Осмыслить задание (что надо сделать?)
- Найти нужную информацию (текст, рисунок)
- Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
- Сформулировать (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… »и т.д.)
- Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя.
Оптимальность и эффективность средств
Использование тестовых заданий по «литературному чтению» позволило:
- повысить эффективность формирования УУД на уроках литературного чтения
- вырабатывать у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками; потребности в постоянном самообразовании
Результативность опыта
(ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)
Уровень обученности по годам (литературное чтение)
Годы обучения | Класс | Всего учащихся | Учатся на «5» | Учатся на «4» | Качество знаний, % | Успевае-мость, % |
2012-2013 | 2Г | 29 | 23 | 6 | 100 | 100 |
2013-2014 | 3Г | 29 | 15 | 14 | 100 | 100 |
2014-2015 (3 четверть) | 4Г | 26 | 11 | 15 | 100 | 100 |
Проверка осознанности прочитанного текста молча
в 3Г классе (2013-2014 уч.г.)
Предметные умения | Сформированы | Несформированы | ||
кол-во уч-ся | % | кол-во уч-ся | % | |
Умение определять тему произведения | 22 | 85% | 4 | 15% |
Умение вычитывать информацию из текста, данную в явном виде | 16 | 62% | 10 | 28% |
Умение находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос | 10 | 38% | 16 | 62% |
Умение вычитывать из текста информацию, данную в неявном виде | 20 | 77% | 6 | 23% |
Умение составлять план текста | 13 | 50% | 13 | 50% |
Умение определять жанр произведения | 19 | 73% | 7 | 27% |
Умение извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | 19 | 73% | 7 | 27% |
Проверка осознанности прочитанного текста молча
в 4Г классе (2014-2015 уч.г.)
Предметные умения | Сформированы | Несформированы | ||
кол-во уч-ся | % | кол-во уч-ся | % | |
Умение определять тему произведения | 26 | 100% | 4 | 15% |
Умение вычитывать информацию из текста, данную в явном виде | 26 | 100% | - | - |
Умение находить в тексте материал для ответа на поставленный вопрос | 18 | 69% | 8 | 31% |
Умение извлекать информацию из текста и осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | 21 | 80% | 5 | 20% |
Умение составлять план текста | 17 | 65% | 9 | 35% |
Умение определять жанр произведения | 26 | 100% | - | - |
Умение озаглавливать текст | 19 | 73% | 7 | 27% |
Распространение собственного педагогического опыта.
Статьи:
- «Особенности оценивания по ФГОС». Сборник статей (материалы межрегиональных методического и научно-практического семинаров) «Модернизация учебного процесса в условиях перехода на ФГОС НОО». Саранск, 2013 г.
- «Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности». Сборник статей (материалы межрегионального научно-практического семинара) «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования ». Саранск, 2014 г.
Выступления:
- «Особенности оценивания по ФГОС» на педагогическом совете (2012 г.)
- «Подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся» на республиканской научно – практической конференции «Введение ФГОС ОО: реалии и перспективы» (26 февраля 2014 г.)
- «Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности» на Межрегиональном научно – практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования » (27 марта 2014 г.)
- «Возможности организации проектной деятельности детей в начальной школе» на семинаре в рамках КПК учителей начальных классов «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника» (10 июня 2014 г.)
- «Возможности этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира» на VII Всероссийской научно – практической педагогической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (21 ноября 2014 г.)
- «Смысловое чтение и мониторинг его сформированности у младших школьников» на городском семинаре – практикуме учителей начальных классов «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: личностные, предметные, метапредметные. Критерии оценки их достижения.» (12 марта 2015 г.)
- «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации программы воспитательной работа «Планета добра» на педагогическом совете (30 марта 2015 г.)
- «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС» на XIV республиканской научно – практической конференции «Инновации в системе образования Республики Мордовия» (14 мая 2015 г.)
Открытые уроки и мероприятия:
- 2011-2012 уч.г.: урок на тему «Признаки осени», внеклассное мероприятие «Праздник Букваря».
- 2012-2013 уч.г.: урок на тему «Сложение трехзначных чисел», внеклассное мероприятие «День матери».
- 2013-2014 уч.г.: урок на тему «Сложные слова», внеклассное мероприятие «Наши папы лучше всех».
- 2014-2015 уч.г.: урок на тему «Выделение целой части из неправильной дроби», внеклассное мероприятие «Уголовный кодекс для детей» и «В гостях у самовара».
Статьи, выступления, открытые уроки размещены на сайте www.nsportal/korovinaea
Приложение.
Л.Г. Петерсон. Математика 2 класс. Часть 1. Урок 29.
Тема урока: «Сложение и трёхзначных чисел».
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) составить алгоритм сложения трёхзначных чисел, сформировать умение складывать трёхзначные числа c двумя переходами через разряд;
2) формировать знание о норме учебной деятельности и умение фиксировать шаги учебной деятельности;
3) тренировать умение анализировать и решать задачи;
4) развивать навыки самооценивания.
Демонстрационный материал: презентация, карточки с примерами.
Ход урока.
- Организация класса.
Начинается урок,
Он пойти вам должен впрок.
Постарайтесь всё понять.
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Запишите в тетрадях число и классная работа.
- Устный счет.
а) - Запишите число, в котором 4с 3д2е. (432)
- Увеличьте его на 2 единицы. (434)
- Уменьшите первое число на 2 десятка. (412)
- Увеличьте первое число на 2 сотни. (632)
Слайд 1 (щелчок)
- Проверьте себя, сравните с образцом. Исправьте, если есть, ошибки.
-Оцените свою работу. (смайлик на полях)
б) Слайд (щелчок)
- Расскажите о числе 432 по плану.
- Постановка проблемы.
-Возьмите карточки, которые у вас на парте.
- Что предстоит сделать? (выполнить сложение столбиком)
- Какие знания вам для этого нужны? (табличное сложение, знание алгоритма
сложения)
- Давайте повторим алгоритм.
Слайд 2 (щелчок)
-Какую проблемную ситуацию мы еще не отразили (что изучали на прошлом уроке)?
(когда единиц получалось больше 1 десятка)
(щелчок)
- Решите примеры, используя алгоритм. Если встретите затруднения, поднимите руку.
Самостоятельная работа учащихся.
- В каком примере встретили затруднения (какой оказался самым трудным)?
- Тогда проверим ответы 1 и 2 примера. ( )
- С чем связана трудность в 3 примере?
- Постановка цели урока.
Слайд 3 (щелчок)
- Какова будет цель урока?
(щелчок) научиться складывать трехзначные числа с двумя переходами через разряд.
- «Открытие» нового знания.
Слайд 4 (щелчок)
- Чего не хватает в данном алгоритме? (еще одного перехода через разряд)
(щелчок)
- Объясним решение 3 примера. (дети)
- Применение новых знаний.
На доске: №1 (1, 3, и 5 примеры)
Решают ученики по одному примеру с самооценкой по вопросам:
- Какое задание было?
- Справился ли ты с ним?
- Справился сам или с чьей-то помощью?
- Оцени свою работу (отлично, хорошо, не очень хорошо)
- Физкультминутка.
- Я буду называть числа, а вы если услышите однозначное число – руки вверх,
если двузначное – присесть,
если трехзначное – хлопок в ладоши.
8, 28, 328, 5, 625, 89, 51, 1 ,101, 6, 60, 660, 23, 203, 17, 700, 9,909.
Включение в систему новых знаний и повторение.
– При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…).
– Я предлагаю вам решить задачу № 2, стр. 56.
- Запишите в тетрадь слово «Задача 2».
- Прочитайте задачу про себя.
- Прочитайте условие задачи.
- Прочитайте вопрос задачи.
Слайд 5 (щелчок)
- Что обозначают стрелки на схеме? (направление движения)
- Что означает флажок? (место встречи)
- Что надо узнать в задаче? (все расстояние, целое)
- Можем сразу ответить на вопрос? (да)
- Как найти целое? (сложить части)
- Сможем вычислить устно? (нет)
- Значит запишем решение столбиком. (на доске)
-Ответили на вопрос задачи? (да)
-Запишем ответ.
Самооценка учащегося у доски.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
№ 3 стр. 56.
- Пригодятся ли полученные знания при сложении именованных чисел? (да)
- Сможем ли сразу выполнить сложение? (нет, нужно перевести в одну единицу измерения)
- Какие числа при этом получатся? (трехзначные)
Слайд 6 (щелчок)
Самостоятельное выполнение.
-Проверьте себя Слайд 7 (щелчок)
- Оцените свою работу на полях:
- Какое задание было?
- Справился ли ты с ним?
- Справился сам или с чьей-то помощью?
- Оцени свою работу.
- Рефлексия.
Слайд 8 (щелчок)
-– Какие же цели вы сегодня ставили?
– Достигли вы этих целей?
– У кого остались затруднения по новой теме?
– Над чем ещё вам надо будет поработать?
– Оцените цветом свою работу на уроке.
Зеленый цвет показывает, что ваша работа была успешной и было все понятно на уроке.
Если у вас еще есть небольшие затруднения и вам нужно немного поработать над новым алгоритмом – покажите желтую карточку.
Красный покажет, что эта тема для вас трудная.
- Мне понравилось как работали …..
- Спасибо за работу!
Урок математики в 4 классе.
Тема: Выделение целой части из неправильной дроби (урок «открытие
нового знания»).
Цели:
1. Повторить понятия числителя и знаменателя, дроби правильные и неправильные, смешанные числа.
2. Сформировать способность к выделению целой части из неправильной дроби.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
I. Актуализация знаний.
Математический диктант.
- Найдите частное чисел 350 и 5. (70)
- Частное чисел 280 и 4 увеличьте в 100 раз. (280:4*100=7000)
- Какое число в 9 раз меньше, чем 810? (90)
- Делимое 320, частное 20. Чему равен делитель? (16)
- Делимое 38, делитель 6. Найдите частное. (6 (ост.2))
- Найдите 4/5 от 20. (20:5*4=16)
- Сколько минут в 1/3 часа? (60:3=20)
- От ленты отрезали 3/4, что составило 90 см. Чему равна длина всей ленты? (90:3*4=120)
Слайд
- Проверьте свою работу и оцените на полях.
II. Самоопределение к учебной деятельности.
- На протяжении нескольких уроков мы работали с некоторыми числами. С какими числами мы работали? (С дробными числами).
- Какие знания у нас есть об этих числах? (Умеем их читать, записывать, сравнивать, решать задачи).
- Предлагаю продолжить нашу плодотворную работу. Сегодня мы продолжим работать с дробными числами. Я уверена, что у нас с вами все получится на отлично.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
- У вас на партах лежат карточки с дробными числами. Поработайте в парах, разделите дробные числа на группы.
- На какие группы разделили представленные числа? (правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа)
- Назовите смешанные числа.
- Из чего состоит смешанное число? (Из целой и дробной части)
- Назовите правильные дроби.
- Какие дроби называются правильными? (Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Правильная дробь меньше единицы).
- Назовите неправильные дроби.
- Какие дроби называются неправильными? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя или числитель равен знаменателю).
- Какие из неправильных дробей можно представить в виде натурального числа? Запишите в тетрадь и напишите чему равны.
- Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить задание? (Дробная черта означает деление)
- Какую дробь можно представить в виде смешанного числа? (Неправильную дробь, где числитель больше знаменателя).
- Определите с помощью числового луча, какому смешанному числу равна дробь.
- Какому смешанному числу равна дробь 65/7?
- Почему затрудняетесь? Чем это задание отличается от предыдущего? (Тот способ, который нам помогал выделять целую часть из неправильной дроби не подходит для дроби 65/7. Эту дробь неудобно показать на числовом луче).
- Какова же цель нашего урока? (научиться выделять целую часть из неправильной дроби).
- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. («Выделение целой части из неправильной дроби»).
- Молодцы!
Слайд:( название темы урока)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Что означает дробная черта?
- Запишите дробь 65/7 в виде частного. (на доске: 65:7=)
- Какой это вид деления? (Деление с остатком)
- Найдите результат. (65 : 7 = 9) (ост. 2)
- Что означает в полученном равенстве частное 9 и остаток 2? (Частное 9 означает, что в 65 по 7 содержится 9 раз и 2 остается).
- Что будет обозначать частное 9 в смешанном числе? (9 – это целая часть смешанного числа).
частное ( c ) -
целая часть
- Что будет обозначать остаток 2 в смешанном числе? (2 – это числитель дроби смешанного числа).
остаток ( r ) -
числитель
- А знаменатель? (Он остается, не изменяется).
знаменатель ( b )
не изменяется
- Какое смешанное число у нас получилось? ( )
- Какое математическое действие нам помогло? (Деление с остатком.)
- Пользуясь формулой деления с остатком, запишите какому смешанному числу равна дробь a/b. (a/b=c r/b)
- Как из неправильной дроби выделить целую часть? (Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.)
- Давайте всё же проверим наше мнение с мнением учебника. Откройте страницу 26, Математика 4 (2 часть), прочитайте правило про себя.
- Мы были правы? (Да).
- Молодцы!
Физминутка
V. Первичное закрепление.
1) - Сейчас попробуем применить новое правило при выполнении
№ 4 - в тетрадях и на доске с комментированием. Самооценка своего ответа.
2) - А теперь я думаю вы сможете выполнить такое же задание самостоятельно. № 3: 1-ю строчку – 1 вариант, 2-ю строчку – 2 вариант.
–Сверьте свою работу с образцом, оцените работу на полях.
- Кто допустил ошибки при выполнении задания?
- В чем причина?
- У кого все верно? - Молодцы!
VI. Повторение.
- Стр. 21 № 10 – задача (на доске с объяснением).
- ? Стр. 21 № 11 – задача (на доске с объяснением).
- ? Стр. 21 № 12.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
- Чему вы научились на уроке? (Выделять целую часть из неправильной дроби).
- Как из неправильной дроби выделить целую часть? (Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.)
- У кого были трудности?
- Кто сегодня доволен собой?
- Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число, запишите его на полях тетради.
- мне было трудно на уроке.
- я понял урок, но мне нужна тренировка.
- я хорошо понял урок, но нужна помощь.
- я молодец, понял урок на отлично.
VIII. Домашнее задние.
Стр. 27-28 № 6, 15(а).
Тема: Признаки осени.
Цели:
– повторить признаки осени;
– учить давать характеристику времени года;
– учить устанавливать связь жизнедеятельности растений и животных осенью.
Оборудование: презентация, осенние листья у учителя и учеников, поделки из природного материала, лупы.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | - Послушайте стихотворение А.С. Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… - О каком времени года говорится? - Назовите осенние месяцы, отгадав загадки: Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (сентябрь) Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь) Поле черно – белым стало, Падает то дождь, то снег, Льдом покрыты воды рек, Мёрзнет в поле оземь ржи. Что за месяц подскажи? (ноябрь) | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы | Слайд: картина осени. - Какое время года изобразил художник …. ? (осень) – Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (Осень.) – Сегодня мы поговорим о признаках осени и будем работать по следующему плану: Слайд: план работы на уроке
| 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. |
ΙΙΙ. Совместное открытие знания IV. Применение нового знания | 1. Работа в учебнике 1 3 – Давайте откроем учебник на с. 48 и посмотрим, куда отправились наши знакомые Лена и Миша. – В какое время года ребята отправились в лес? – По каким признакам вы определили время года? – Послушайте текст и затем ответите на вопрос: какие ещё признаки осени встретились в этом тексте. Учитель читает текст на с. 48 с комментированием в рамках технологии продуктивного чтения. – Какие ещё признаки осени вам встретились? У учеников на партах – листья различных деревьев. – Разложите перед собой листья, послушайте стихотворение и покажите листья, о которых пойдёт речь в стихотворении. Листья Раз, два, три, четыре, пять – – Почему дети собираются подарить осенний букет маме? (Потому что он очень красивый, маме всегда хочется доставить радость.) 3. – А теперь отгадайте загадку. 5 Что же это за девица: – Какого цвета иголки у этих деревьев? – Опадают ли они? – Иголки ели и сосны – это тоже листья, только другой формы. Их называют хвоей. – Откройте учебник на с. 49. Найдите изображения хвойных деревьев. Назовите их. – Что мы о них узнали? – Прочитайте вывод на с. 49. 4.– Представьте, что мы тоже для своих мам собрали осенние листья. Откройте свои тетради на с.18, №2. Раскрасьте осенние листья в нужный цвет. – Кому нужна помощь, может обратиться к верхнему рисунку учебника на с. 48 - 49. 1 Дети выполняют задание самостоятельно. Проверка и самопроверка. – Что вам нужно было сделать? – Удалось вам раскрасить листья? – Кто обращался за помощью к учебнику? – Молодцы! 5. Опыт из тетради «мои первые опыты» стр.1. Слайд: картинка из опытов. 6. – Послушайте стихотворение. Слайд : осенний лес Шум большой И. Бирюков – Как вы думаете, почему один маленький ёжик наделал в лесу столько шума? 1 – Как может называться это стихотворение? (Называется оно «Сентябрь».) - Как нужно вести себя в лесу? (тихо, чтобы не напугать животных) Слайд: план – На какие пункты плана мы с вами уже получили ответ? 3 7.- Итак, осенью в лесу становится тихо, потому что не слышно птичьего гомона, песен. Многие птицы улетают на юг. – Как называют птиц, которые улетают на юг? (перелетные) – А птиц, которые зимуют с нами? (осёдлые) – Рассмотрите рисунки на с. 50. Прочитайте названия оседлых птиц. – Все ли птицы вам знакомы? – Прочитайте названия перелётных птиц. – Кого из них вы встречали? – Когда? - Чем питаются птицы? – Почему большинство птиц на зиму улетает? (Из-за отсутствия корма.) – Улетели ли перелётные птицы в настоящее время? – Давайте пронаблюдаем за ними до следующего урока окружающего мира. – Прочитайте вывод на с. 50. Слайд: план – О каком признаке осени поговорили сейчас? Какой это пункт плана? – О ком ещё не говорили? (О животных.) 7. Слайд: картинка из учебника стр. 51. – Я буду загадывать вам загадки про животных. Кто отгадает загадку, скажет, что это животное делает осенью. 5 3 По веткам скачет, да не птица. Это что за зверь лесной? Встал, как столбик под сосной И стоит среди травы, Уши больше головы. (заяц) – меняет серую шёрстку на белую. Крылатые, горластые, В красных ластах. (гуси) – улетают на юг. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной.(ёж) – готовится к зимней спячке Жить без дела не люблю я, В пятом я встаю часу, То сажаю кедры клювом, То дубы в глухом лесу. (сойка) – запасает желуди на зиму – Давайте сделаем вывод, что же осенью происходит с этими животными? (Осенью все живые существа готовятся к суровой зиме.) Слайд: план – Какой пункт плана ещё не разбирали? (Жизнь людей в эту пору.) – Что вы сами можете об этом сказать, опираясь на свой жизненный опыт? – Рассмотрите нижнюю картинку на с. 51 учебника. – Выберите подходящую для прогулки осенью одежду для Лены и Миши. – Откройте рабочую тетрадь на с. 19. Приготовьте красный, синий и зелёный карандаши. Учитель озвучивает задание. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
V. Итог урока | – О каком времени года говорили на уроке? - Какие признаки осени вы запомнили? - Пригодился ли на уроке ваш жизненный опыт? – Какие задания вам удалось выполнить легко? – При выполнении каких заданий испытывали затруднения? – Проанализируйте свою работу на уроке. Все ли вам было понятно? Интересно ли было на уроке? Отметьте в дневнике. | ТООУ |
VI. Домашнее задание (по желанию) | – Дома понаблюдай за осенними изменениями в природе и запиши свои наблюдения в дневник наблюдений. Рабочая тетрадь, с.20–21. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
Публичное представление собственного инновационного опыта Чубаевой Т.В.
Пкбличное представление инновационного опыта...
1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление
публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
Публичное представление собственного инновационного опыта
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...