Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС
статья

Ухова Людмила Владимировна

Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока  по ФГОС: игра, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, технология проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_sayta.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

"Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока  по ФГОС"

   ФГОС не позволяют работать по-старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

         Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.

Сущность образовательных технологий сейчас выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена. Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

         В своей работе я чаще всего использую технологии проблемно-диалогического обучения, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровьесберегающие.

Игра.   Самая желанная форма деятельности для ребенка является игра. Объединив игру и учебно-воспитательный процесс,  применяем игровую форму деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. На этом и должен быть построен современный урок в начальной школе. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная. Игры можно применять разные: сюжетно-ролевые, дидактические, логические, подвижные.

Здоровьесберегающие технологии  

              Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.

Свои уроки  стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого  использую приемы здоровьесберегающих  технологий.

        Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках  играет важную роль.

Использование приемов рефлексии:

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

-Что вызвало затруднения?

- Над чем хочется поразмышлять?

- Какой совет дали бы себе?

- Кому захотелось сделать комплимент?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

Использую проведение физкультминуток.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Проектная деятельность. Применяю приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

Информационно-коммуникативные технологии.

 Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала,  взятого из ресурсов   Интернет  и пользуюсь материалами коллег. Дети с удовольствием смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще:  тесты, кроссворды,   ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, следовательно, запоминающимся.

При активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

           Применяю приемы коммуникативной технологии: работа в группах, работа в парах сменного состава, работа в парах постоянного состава.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Технология проблемно-диалогического обучения. Проблемно-диалогическое обучение (ПДО)  – это такой тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Таким  образом, в основе ПДО лежит: проблемное обучение, диалоговое и психология творчество. Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.  

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Например: Окружающий мир. Тема: «Вода».

Детям раздаются прозрачные стаканчики с водой.

- Кто понял,  какое свойство воды мы рассмотрели?

На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. На этих уроках используется такие задания:

Русский язык. Тема: «Имя существительное»

Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.

Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.

Задание 2. Разделите слова на 2 группы.

Конь, машина, волк, автобус, самокат, лось, ролики, вертолет.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности  (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного  мышления  (самостоятельное  применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Любые образовательные технологии –  это ещё не гарантия успеха.

Главным является органическое соединение эффективных образовательных технологий и личности педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

Педагогические технологии. Какие? Подробно узнаете,прочитав доклад....

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Доклад. «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

 Сделать урок интересным для современных детей – это один из актуальных вопросов нашего времени.   Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для ...