Необычные события в стихотворении В.Орлова « Я рисую море» (технология продуктивного чтения)
методическая разработка на тему

Зайцева Татьяна Петровна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, но и представлены технологии, позволяющие эффективно их развивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необычные  события в   стихотворении   В.Орлова   «  Я рисую море»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, но и представлены технологии, позволяющие эффективно их развивать. Учитель, работающий по учебникам ОС «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

Сегодня на примере работы со стихотворением, мы посмотрим как это будет осуществляться.

I. Работа  с текстом  до чтения (это самый короткий , но очень важный этап ….

Его цель –мотивация, чтобы ребёнок захотел прочитать…..

Учебники в этот момент закрыты.

1. Прогнозирование  по фамилии автора  и названию  произведения.

-Сегодня  я предлагаю  вам прочитать  стихотворение В.Орлова  «Я рисую  море»

-Вы что – нибудь читали у Владимира Орлова? (Нет)

- А  по названию    что  можно сказать? (предположения  детей : Кто-то рисует  море)

- А можно по названию «Я рисую  море»  сказать:  кто   рисует  море? (предположения  детей)

-А точно мы  можем сказать, что это именно  так? (нет)

- А опять же, когда  это мы сможем  это  узнать? (когда  прочитаем)

- Хорошо.

-Откройте стр. 127.

2.Прогнозирование  по иллюстрации.

-Есть ли иллюстрация? (Нет, только  Афанасий пытается что-то нарисовать  голубой краской…Афанасий – это сквозной персонаж)

- А вам сразу  понятно,  почему  же только  голубая  краска?А сможем узнать?

- А  вы когда-нибудь  море  рисовали?(на жизненный опыт) А   что  было на вашей  картине? А кто не рисовал, чтобы нарисовали?

- Дома нескольких ребят я попросила нарисовать море.

 

-Давайте проследим, а подошли  бы ваши картины  к стихотворению   Владимира  Орлова?

-Опять же, это мы точно  можем утверждать, что такие картинки  подойдут  к нашему  стихотворению? (нет)

-А когда  мы точно  можем определить?  (когда  прочитаем)

-А хотите  прочитать?

-А с чего мы начинаем читать любое  произведение? (с  автора и названия)

II. Работа  с текстом во время чтения.

1.Первичное  чтение  (Я выбрала самостоятельное  про себя)

Цель первичного чтения – выявление разного вида информации (фактуальной, подтекстовой, концептуальной)

-Прочитайте стихотворение В.Орлова про себя.(читают)

Выявление  первичного  восприятия.

Выявляю эмоциональное восприятие детей вопросами:

-А  море  увидели?  Красиво?

Заметили что – нибудь необычное в стихотворении?

-Что необычного   в стихотворении? (похоже на правду и нет)

Если не отвечаю, то спрашиваю:

-Похоже на правду? (И да и нет)

-А  что тут  неправда? Он  сравнивает  и видит  в виде красок   морские просторы! (Подтекстовая  информация)

-А  понятно  из  стихотворения  кто же  художник? (Сам  рассказчик  - автор)-(фактуальная информация)

- Помните, мы предполагали, рассуждали, о том, кто  художник? Наши предположения подтвердились.

2. Повторное  перечитывание   текста.

В процессе перечитывания происходит диалог с автором, где по ходу идёт словарная работа: дети задают вопросы и по ходу чтения пытаются прогнозировать ответы на эти вопросы

- А давайте  ещё раз  проживём  стихотворение!- читаем:

Владимир  Орлов

Я рисую море

Я рисую  море,

Голубые  дали. (А если голубые  дали,  то это…)когда голубое небо сливается с морем, спокойное море…)

Вы  такого моря  

Просто не  видали! (Представили?   Смотрите,  наверное  художник видит  что-то необычное! )

У меня такая

Краска  голубая      

Что  волна  любая        

Просто  как  живая! 

 ( Поверили? Нравится  рассказчику краска? А живая  волна  как выглядит?)

Я  сижу  тихонько

Около  прибоя,  (т.е.  на…..берегу   моря)

Окунаю (опускаю) кисточку

В  море  голубое.(Как  это можно  понять?)

- Я заметила, что когда мы читали стихотворение, у вас были задумчивые лица, улыбающиеся…

-Почему? Что заставило вас  в стихотворении  улыбаться?  О чём  задумались  или  мечтали, представляли?..

 Какую картину вы бы нарисовали к нашему стихотворению??? (разные: выясняем что много необычно, может он представляет, рисует или мечтает нарисовать, или представляет эти необычные события в своём воображении ….

-Вы получили удовольствие  от  прочитанного?

 

-Вот  сейчас  мы с вами прочитали 1-ое  стихотворение  В.Орлова- вы сказали, что раньше  мы не встречались   с этим  автором. А теперь  вы можете предположить, какие стихи  сочинял  В.Орлов? (необычные)

Да, действительно, В.Орлов сочинял  необычные, интересные  стихи.

-А как  можно  назвать наш сегодняшний урок? (Необычные  события  в стихотворении В.Орлова «Я рисую  море».)

-Скажите, а если вам ещё встретятся стихи В.Орлова, вы сможете  предположить,  какие они будут? (предположения  детей)

3.Беседа.

-А как вы думаете, В.Орлов  это всё придумал, или  это могло происходить с ним на самом деле? (могло произойти)

-А  в какой момент  хочется  написать, нарисовать? (Когда на нас это произведёт  впечатление, мы это увидим, или очень сильно  хотим  это  увидеть…)

-А  с вами такое происходило? Когда?

-А какое море  видели  вы? Если оно было бушующим, то, какого  цвета краску вы бы  взяли? А если спокойным?

- А  автор, какую  взял? Прочитайте, как он говорит о ней.

- Т.е. эта история могла произойти  не  с любым из нас,  а только  с человеком, умеющим  воображать, представлять….. с человеком  мечтательным, который может  видеть  необычное  в обычном.

 Перечитывание. Развитие  умений  выразительного  чтения.

-Давайте  посмотрим глазками  1-ое  четверостишье

-Заметили  что-нибудь? (В конце  !)

-Какое  чувство  испытывает  рассказчик:  радость  или восторг,  грусть, а может  восхищение? Почему? Какие  слова  это  доказывают? (Вы  такого  моря просто не видали!) 

-А  когда вы увидите  что-то  такое, что вас  безумно  поразило,  вам понравилось –что  вы сделаете?  (Расскажем  родителям, друзьям….)

-А  с какой  интонацией  вы это будете  делать?

-А  как вы думаете, что хотел рассказчик  сказать  этим  предложением, восклицат.знаком? (Он  хотел  поделиться с нами  увиденным)

-Давайте  прочитаем  именно  так. ( Читает  ребёнок)

-Получилось  передать все эмоции  автора? Поверили??

- Давайте посмотрим 2-ое четверостишье:

-Что опять наблюдаем? (опять !)

-Ка вы думаете, почему? (Чтобы все поверили в красоту увиденного)

-Попробуем передать красоту увиденного?

-Читаем.

-Получилось?? А кто ещё хочет попробовать?

-Читают.

-Скажите, а следующее четверостишье будет отличаться от всех остальных? (Да)

-Чем? (темпом, интонацией,  в голосе д.б. мечтательность, таинственность)

-Почему? (может быть это было давно и остались лишь воспоминанья? Грусть от того, что это больше не повторится или он мечтает об этом, хочет увидеть море, но это всего лишь мечты….)

-Читаем.

Обращаем внимание детей на то, как многое зависит от того, как мы прочитаем…

-А кто ещё хочет попробовать?

 

III  Работа  с текстом после чтения.

1.Работа  с иллюстрацией.

-А  помните, мы говорили с вами  об иллюстрациях  к нашему  стихотворению?

 Скажите,  подходит  эта  иллюстрация   по содержанию  к нашему  стихотворению?  (Нет)

-Почему? (Объясняют)

-А эта  подходит?

-Почему?

- Я подготовила несколько… Вывешиваю  по одной…

--А помните, вы предполагали  свои картины    к нашему  стихотворению? - Они  бы  подошли? ( обсуждение)

(Можно  сказать, что вывешенные  мной картины  - Айвазовского, которого море тоже не оставило равнодушным.)

Мы говорили, чтобы нарисовать картину, написать стихотворение, должно быть вдохновение, это обязательно должно нравиться.

И Владимиру Орлову это нравилось. Конечно, можно сухо перечислять биографию известного детского поэта, перечислять профессии до того, как он стал писателем. Но если  сказать что он успел поработать слесарем и матросом на корабле, растирал краски в художественной мастерской, то вы сразу поймёте, почему родилось это стихотворение….

2.Выбор  творческого  задания.

- Скажите, а какое творческое  задание  хотелось бы вам выполнить  к нашему  стихотворению? (нарисовать  такое  море)

_какую краску вы возьмёте?

-Как вы думаете, оно будет у всех одинаковое?  ( у каждого  своё)

-Почему? ( каждый представляет  по-своему)

- Урок  окончен, спасибо за урок.

Формирование типа правильной читательской деятельности — это конечная цель всех уроков чтения в начальной школе. Поэтому цель для одного урока лучше сформулировать конкретнее — как описание определенного конечного результата. Например: «показать суть литературной обработки фольклорной сказки» или «выяснить, чем отличается литературная обработка народной сказки от литературной сказки»,цель нашего произведения: Увидеть необычное в обычном

Задачи:

1. Познакомить с творчеством В.Орлова

2. Развивать словарный запас учащихся, языковое чутье к использованию образных выражений, развивать навык выразительного чтения.

3. Воспитывать любовь к литературе, русскому творчеству.

Художественная задача произведения: поделиться, воздействовать на эмоции и воображение читателей.

1 -  класс-развитие эмоций

2,3 класс – развитие эмоций и воображения

4 класс – развитие интеллектуальных особенностей детей

Хотелось бы прокомментировать саму тему урока. Недостаточно зафиксировать в ней название произведения и имя автора. Тема должна отражать тот угол зрения, под которым идет работа с текстом на уроке.В нашем случае это необычные события в стихотворении В.Орлова «Я рисую море»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...