Формирование УУД младших школьников
презентация к уроку на тему

Лушникова Раиса Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование Ууд младших школьников Образовательная система « Школа России»

Слайд 2

Задачи концепции: определить сущность универсальных учебных действий; изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе; рассмотреть виды универсальных учебных действий; доказать, что универсальные учебные действия на уроках «Окружающего мира» во 2 классе имеют эффективное практическое значение.

Слайд 3

Актуальность формирования УУД младших школьников Работая учителем начальных классов на протяжении более 25 лет, свою педагогическую деятельность направила не только на формирование умений и навыков ученика, но и на воспитание в нем человека, который может затем самостоятельно учиться всю жизнь. Этого требует и модернизация образования, и ФГОС начального общего образования. В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века».

Слайд 4

Объект исследования: : формирование универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в начальном звене школы. Предмет исследования: практическое применение универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Цель исследования: выявить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе.

Слайд 5

Условия возникновения педагогической концепции -высокий профессионализм, мастерство учителя; -современные технологии обучения -личностно-ориентированный подход к обучению - деятельностный подход

Слайд 6

Использование современных образовательных технологий групповая деятельность -игровые технологии -исследовательский метод -метод проектов -тестирование, как способ контроля и самоконтроля -проблемное обучение - разноуровневое дифференцированное обучение информационно-коммуникационные технологии

Слайд 7

любовь к детям Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более

Слайд 8

Моя жизнь-школа Таким образом, именно любовь в самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где живёт любовь. А успешный ребёнок – это счастливый ребёнок! Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху.

Слайд 9

Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС). В темах прослеживается связь с личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД. В результате чего у учащихся 2 класса формируются: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Слайд 10

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе . эстетические потребности, ценности и чувства . ) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Слайд 11

Личностные УУД : 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Слайд 12

Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Слайд 13

Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Слайд 14

Коммуникативные УУД: 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить . 4. Слушать и понимать речь других.

Слайд 15

Заключение. Завершая свою педагогическую концепцию, планирую и дальше совершенствовать формирование УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» путём: методики использования проектно-исследовательской деятельности; на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира продолжать обучение учащихся с использованием графического редактора, текстового редактора, интерактивной доски, программ для начального обучения работе с компьютером; использование средств ИКТ.



Предварительный просмотр:

Тема концепции:

 «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» 

Содержание

  1. Тема концепции. Ведущая  педагогическая идея……………………………......3
  2. Условия возникновения  педагогической концепции, становления опыта……4
  3. Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС)……………………………………………..8
  4. Новизна педагогической концепции…………………………………………….10
  5. Заключение………………………………………………………………………..12
  6. Литература ………………………………………………………………………..12
  7. Приложения……………………………………………………………………….14
  1. Тема концепции. Ведущая педагогическая идея.

     Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

     Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

            Актуальность формирования УУД младших школьников в рамках образовательной  системы «Школа России» обусловлена:

– новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.

Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мной выбрана тема педагогической концепции: «Формирование универсальных учебных действий в рамках образовательной  системы «Школа России».

Объект исследования: формирование  универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в начальном звене школы.

Предмет исследования:  практическое применение универсальных учебных действий  на уроках «Окружающего мира» во 2 классе.

Цель исследования:  выявить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2  классе.

Гипотеза исследования:  универсальные учебные действия будут успешно осуществлены на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в том случае, если:

1) носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и   познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4)  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5)  обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Задачи концепции:

  1. определить сущность универсальных учебных действий;
  2. изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе;
  3. рассмотреть виды универсальных учебных действий;
  4. доказать, что универсальные учебные действия на уроках «Окружающего мира» во 2 классе имеют эффективное  практическое значение.

2.Условия возникновения  педагогической концепции, становления опыта.

   На протяжении 25 лет я работаю учителем начальных классов в МКОУ Козловская ООШ, Бутурлиновского  района, Воронежской области.

 Окончив Борисоглебский государственный педагогический институт, сразу решила идти в школу. И не пожалела, так как понимаю, что учитель – личность. И в своих учениках он видит личность, сотрудничает с ними, учится вместе с ними, повышая свой нравственный и интеллектуальный уровень. Т. Котарбиньский сказал: «Хороший учитель может научить других тому, чего сам не умеет».  И ведь на самом деле, постоянно развивая  и используя свои личные и профессиональные качества, учитель должен давать прочные знания, воспитывать у ребёнка активную жизненную позицию, умение жить в коллективе. Всё это важно для будущего и, возможно, только учитель может дать такие знания и умения и только с их помощью ребёнок в дальнейшем построит свою жизнь.  

      Современный учитель многогранен. Он должен быть креативным, открытым к новым технологиям, использовать исследовательскую деятельность как основную технологию в своей работе.

     В выборе своём я не сомневалась никогда и сейчас, считаю, что выбранная мною профессия – одна из самых важных в таком многообразном мире человеческих дел. Но она не всем по плечу, ведь каждый день приходиться решать новые задачи в ежеминутно изменяющейся ситуации. Каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в таком непростом нашем взрослом мире. И моя задача – взрастить его, не повредив ни единого листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть энергию творчества и созидания. Страна наша ставит амбициозные цели, я хочу, чтобы мои ученики были самыми активными в их осуществлении.      

      Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более. Но, немаловажно и отношение к тому материалу, который в нашем педагогическом деле подобен кирпичикам в строительном - фактическому материалу по предметам.

    Путеводной звездой стал для меня совет В. О. Ключевского: « Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Хотя нам, учителям начальных классов, непросто следовать этому простому совету из-за широкого спектра предметов, но в каждом из них я постаралась найти и полюбить  то ядрышко, вокруг которого и концентрируется весь остальной материал.  Да, это нелегко, но для любящего сердца, как известно, нет преград! Таким образом, именно любовь в самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где живёт любовь. А успешный ребёнок – это счастливый ребёнок! Успех же в любых начинаниях ученика может (и обязан) создать именно учитель. И успех ребёнка будет тем больше, чем больших высот достигнет сам учитель. Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры,  безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.

     Мне очень близки слова известного писателя и талантливого педагога Вигдоровой: «Настоящий учитель должен быть человеком эпохи Возрождения: играть в шахматы, танцевать, петь, владеть всеми музыкальными инструментами…» Ведь не стоит забывать, что сегодня наш главный «Соперник» - интернет, который предлагает юным самый широкий выбор занятий и развлечений.

     Моя жизнь – это школа. Хотя я и не замыкаюсь в ней, но мне очень приятно каждый день заново, вместе с моими пытливыми учениками делать маленькие и большие открытия, сочинять миниатюры, видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти со временем в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Я использую следующие педагогические технологии: информационно – коммуникационные, элементы технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, метод проектов, элементы  здоровьесберегающих технологий. Но любая, даже самая эффективная,   технология мертва, если в неё не вдохнуть живую душу учителя и его личный творческий потенциал. Современные технические средства с помощью презентаций, интерактивных досок позволяют каждый урок сделать маленьким чудом, праздником или просто запоминающим событием, но не ради инноваций – ради его величества ученика!

 Современный ребёнок не мыслит себя без компьютера, понимая это, я активно использую всё, чему меня научили на  курсах ВОИПКиПРО, опыт моих коллег, опыт, который можно найти на школьных сайтах интернета.

     На примерах уроков ознакомления с окружающим миром, математики, русского языка, технологии и  ИГЗ по информатике можно показать важность владения учителем ИКТ. Используя программу Power Point, со знанием дела,

можно очень быстро  и ярко составить любую презентацию. Увидев такие продукты мультимедиа на уроке, дети сосредотачиваются,  качественно воспринимают материал и если подкрепить такие знания проектно-исследовательской деятельностью, да знаниями из энциклопедий или словарей, то помниться они будут долго. Так, уроки ознакомления с окружающим миром по темам: «Где мы живём?», «Природа». Благодаря презентации можно было рассмотреть большой объём  информации, познакомить учащихся с дикими и домашними животными, родной страной, городом и селом… дети рассматривали их с широко и удивлённо  раскрытыми глазами.  Хочу также сказать, что с  учащимися 2 класса, совместно со мной, были выполнены проекты «Живая природа - животные»,  «Какие бывают животные», «Сохраним нашу Землю», «Шипов лес».  Уроки получились очень интересными и познавательными!

       Кстати говоря, родители тоже принимают участие в наших классных проектах (приносили фотографии, помогали со сбором информации по разделам проектов).

      Наша начальная школа занимается по УМК «Школа России».  Учебно-методический комплекс полностью удовлетворяет меня и моих коллег. Учебники, тетради на печатной основе, всё построено на принципах восприятия и обучения младших школьников: доступно, красочно, удобно, материал в достаточном количестве для урока, наличие дополнительных материалов, связь с жизнью, (особенно тексты задач), выдержана степень сложности для комплекта каждого класса. Всё это позволяет в полной мере использовать УМК на уроках и при выполнении домашних заданий. В учебнике математики  особенно интересны странички для повторения и закрепления. Красочно и с юмором оформленные странички, притягивают внимание ребят задолго до того как мы дойдём до повторения. Цветное изображение геометрического материала, заставляет ребят тут же попробовать сделать то же самое, что и на страничке учебника. А всё это развивает у ребёнка любознательность, память, внимание, т.е. желание учиться.

  1. Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС).

 Мне, особенно, хочется практически показать, как происходит процесс формирования УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира»

во 2 классе (опираясь на свой большой педагогический опыт работы).

  Прежде всего:

  1. В систему учебников «Школа России» входят следующие завершенные предметные линии:

Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»:

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях

 Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях        

 Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях

 Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях.

   Рассмотрим раздел программы «Природа» курса «Окружающий мир»

(2 класс УМК «Школа России») следующие темы:

  1. Неживая и живая природа.
  2. Явления природы.
  3. Что такое погода?
  4. В гости к осени.
  5. Звёздное небо.
  6. Заглянем в кладовые Земли.
  7. Про воздух.
  8. Про воду.
  9. Какие бывают растения?
  10. Какие бывают животные?
  11. Невидимые нити.
  12. Дикорастущие и культурные растения.
  13. Дикие и домашние животные.
  14. Комнатные растения.
  15. Животные живого уголка.
  16. Про кошек и собак.
  17. Красная книга.
  18. Будь природе другом!

В данных темах прослеживается связь с личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД. В результате чего у учащихся

2 класса формируются:

1) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5) эстетические потребности, ценности и чувства.

6) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

7) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Приведу пример заданий и упражнений, направленных на формирование у учащихся коммуникативных, познавательных УУД  (см. приложения 2-5)

  1. Новизна педагогической концепции.

       Интерактивное обучение на уроках окружающего мира – инструмент освоения нового опыта. Углублённая работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения. Источником новизны при интерактивном обучении является преобразование имеющегося опыта.

                      Достоинства интеллектуального развития младших школьников на основе интерактивных форм обучения на уроках и во внеурочное время.

  • Обращение к личному опыту учащихся.
  • Активность участников педагогического процесса.
  • Разумное сочетание теории и практики.
  • Взаимообогащение опыта участников.
  • Возможность использования нового опыта.
  • Лёгкость восприятия, усвоения.
  • Творчество участников.
  • Возможность личного роста.
  • Взаимопонимание участников.
  • Шлифовка мастерства учителя.
  • Многообразие точек зрения.

Таким образом, можно выделить следующие УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира»:

1.Личностные УУД :

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

2. Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

3.Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

        5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

4. Коммуникативные УУД:

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Заключение.

   Завершая свою педагогическую концепцию, планирую и дальше совершенствовать формирование УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» путём:

  1. методики использования  проектно-исследовательской деятельности;
  2. на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира продолжать обучение учащихся с использованием графического редактора, текстового редактора, интерактивной доски, программ для начального обучения работе с компьютером;
  3. использование средств ИКТ.

6. Литература.

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.
  2. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№4
  3. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях ФГОС// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№10
  4. Клюева Н.В.,. Касаткина Ю.В «Учим детей общению», М.1998
  5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Козюренко М.А., Базанова Г.С. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№11
  7. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании// журнал «Начальная школа  плюс До и После».-2011-№7
  8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2006.
  9. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе// журнал «Начальная школа».-2011-№4
  10.  Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник (1класс) «Просвещение», 2011 г.
  11.  Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь» (1 класс) «Просвещение» 2011 г.
  12.  Плешаков А.А. «От Земли до неба» (атлас –определитель 1- 4 классы) «Просвещение», 2011 г.
  13.  Плешаков А.А. «Зелёные страницы» (книга для учащихся начальных классов) «Просвещение, 2011 г.
  14.  Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/ 
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...