Формирование УУД младших школьников
презентация к уроку на тему
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России | 281.23 КБ |
kotseptsiya.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи концепции: определить сущность универсальных учебных действий; изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе; рассмотреть виды универсальных учебных действий; доказать, что универсальные учебные действия на уроках «Окружающего мира» во 2 классе имеют эффективное практическое значение.
Актуальность формирования УУД младших школьников Работая учителем начальных классов на протяжении более 25 лет, свою педагогическую деятельность направила не только на формирование умений и навыков ученика, но и на воспитание в нем человека, который может затем самостоятельно учиться всю жизнь. Этого требует и модернизация образования, и ФГОС начального общего образования. В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века».
Объект исследования: : формирование универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в начальном звене школы. Предмет исследования: практическое применение универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Цель исследования: выявить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе.
Условия возникновения педагогической концепции -высокий профессионализм, мастерство учителя; -современные технологии обучения -личностно-ориентированный подход к обучению - деятельностный подход
Использование современных образовательных технологий групповая деятельность -игровые технологии -исследовательский метод -метод проектов -тестирование, как способ контроля и самоконтроля -проблемное обучение - разноуровневое дифференцированное обучение информационно-коммуникационные технологии
любовь к детям Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более
Моя жизнь-школа Таким образом, именно любовь в самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где живёт любовь. А успешный ребёнок – это счастливый ребёнок! Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху.
Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС). В темах прослеживается связь с личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД. В результате чего у учащихся 2 класса формируются: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе . эстетические потребности, ценности и чувства . ) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Личностные УУД : 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД: 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить . 4. Слушать и понимать речь других.
Заключение. Завершая свою педагогическую концепцию, планирую и дальше совершенствовать формирование УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» путём: методики использования проектно-исследовательской деятельности; на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира продолжать обучение учащихся с использованием графического редактора, текстового редактора, интерактивной доски, программ для начального обучения работе с компьютером; использование средств ИКТ.
Предварительный просмотр:
Тема концепции:
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России»
Содержание
- Тема концепции. Ведущая педагогическая идея……………………………......3
- Условия возникновения педагогической концепции, становления опыта……4
- Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС)……………………………………………..8
- Новизна педагогической концепции…………………………………………….10
- Заключение………………………………………………………………………..12
- Литература ………………………………………………………………………..12
- Приложения……………………………………………………………………….14
- Тема концепции. Ведущая педагогическая идея.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Актуальность формирования УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» обусловлена:
– новыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
– требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.
Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мной выбрана тема педагогической концепции: «Формирование универсальных учебных действий в рамках образовательной системы «Школа России».
Объект исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в начальном звене школы.
Предмет исследования: практическое применение универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе.
Цель исследования: выявить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе.
Гипотеза исследования: универсальные учебные действия будут успешно осуществлены на уроках «Окружающего мира» во 2 классе в том случае, если:
1) носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Задачи концепции:
- определить сущность универсальных учебных действий;
- изучить особенности формирования универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» во 2 классе;
- рассмотреть виды универсальных учебных действий;
- доказать, что универсальные учебные действия на уроках «Окружающего мира» во 2 классе имеют эффективное практическое значение.
2.Условия возникновения педагогической концепции, становления опыта.
На протяжении 25 лет я работаю учителем начальных классов в МКОУ Козловская ООШ, Бутурлиновского района, Воронежской области.
Окончив Борисоглебский государственный педагогический институт, сразу решила идти в школу. И не пожалела, так как понимаю, что учитель – личность. И в своих учениках он видит личность, сотрудничает с ними, учится вместе с ними, повышая свой нравственный и интеллектуальный уровень. Т. Котарбиньский сказал: «Хороший учитель может научить других тому, чего сам не умеет». И ведь на самом деле, постоянно развивая и используя свои личные и профессиональные качества, учитель должен давать прочные знания, воспитывать у ребёнка активную жизненную позицию, умение жить в коллективе. Всё это важно для будущего и, возможно, только учитель может дать такие знания и умения и только с их помощью ребёнок в дальнейшем построит свою жизнь.
Современный учитель многогранен. Он должен быть креативным, открытым к новым технологиям, использовать исследовательскую деятельность как основную технологию в своей работе.
В выборе своём я не сомневалась никогда и сейчас, считаю, что выбранная мною профессия – одна из самых важных в таком многообразном мире человеческих дел. Но она не всем по плечу, ведь каждый день приходиться решать новые задачи в ежеминутно изменяющейся ситуации. Каждый ученик – это личность, неповторимая индивидуальность и в то же время хрупкий росточек в таком непростом нашем взрослом мире. И моя задача – взрастить его, не повредив ни единого листочка, наполнить жизненными силами, вдохнуть энергию творчества и созидания. Страна наша ставит амбициозные цели, я хочу, чтобы мои ученики были самыми активными в их осуществлении.
Моя педагогическая концепция основывается на любви к детям. Дар любить, возможно, даётся свыше, но своим девизом я считаю слова великого педагога современности В. А. Сухомлинского: « Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Считаю, что только любовь способна к созиданию вообще. А созидание будущего гражданина тем более. Но, немаловажно и отношение к тому материалу, который в нашем педагогическом деле подобен кирпичикам в строительном - фактическому материалу по предметам.
Путеводной звездой стал для меня совет В. О. Ключевского: « Любите то, что преподаёте, и тех, кому преподаёте». Хотя нам, учителям начальных классов, непросто следовать этому простому совету из-за широкого спектра предметов, но в каждом из них я постаралась найти и полюбить то ядрышко, вокруг которого и концентрируется весь остальной материал. Да, это нелегко, но для любящего сердца, как известно, нет преград! Таким образом, именно любовь в самом широком понимании этого слова стала для меня и ключом к профессии, и её содержанием. Она залог моих достижений и успехов моих учеников. Ведь успех есть там, где живёт любовь. А успешный ребёнок – это счастливый ребёнок! Успех же в любых начинаниях ученика может (и обязан) создать именно учитель. И успех ребёнка будет тем больше, чем больших высот достигнет сам учитель. Настоящего учителя, кроме любви к детям и педагогической деятельности, отличают высокий уровень общей культуры, безупречная нравственность, широкая эрудиция, как общая, так и профессиональная, виртуозное владение всеми современными методами, формами и средствами обучения, глубокое знание психологии, а также артистизм, общительность, толерантность, личное обаяние.
Мне очень близки слова известного писателя и талантливого педагога Вигдоровой: «Настоящий учитель должен быть человеком эпохи Возрождения: играть в шахматы, танцевать, петь, владеть всеми музыкальными инструментами…» Ведь не стоит забывать, что сегодня наш главный «Соперник» - интернет, который предлагает юным самый широкий выбор занятий и развлечений.
Моя жизнь – это школа. Хотя я и не замыкаюсь в ней, но мне очень приятно каждый день заново, вместе с моими пытливыми учениками делать маленькие и большие открытия, сочинять миниатюры, видеть необычное в привычном на первый взгляд окружающем мире. Чтобы работать эффективно в сегодняшней школе, нужно идти со временем в ногу со временем, внедрять то новое, что приводит к успеху. Я использую следующие педагогические технологии: информационно – коммуникационные, элементы технологии развивающего обучения, игровые технологии, технологию проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации и индивидуального обучения, метод проектов, элементы здоровьесберегающих технологий. Но любая, даже самая эффективная, технология мертва, если в неё не вдохнуть живую душу учителя и его личный творческий потенциал. Современные технические средства с помощью презентаций, интерактивных досок позволяют каждый урок сделать маленьким чудом, праздником или просто запоминающим событием, но не ради инноваций – ради его величества ученика!
Современный ребёнок не мыслит себя без компьютера, понимая это, я активно использую всё, чему меня научили на курсах ВОИПКиПРО, опыт моих коллег, опыт, который можно найти на школьных сайтах интернета.
На примерах уроков ознакомления с окружающим миром, математики, русского языка, технологии и ИГЗ по информатике можно показать важность владения учителем ИКТ. Используя программу Power Point, со знанием дела,
можно очень быстро и ярко составить любую презентацию. Увидев такие продукты мультимедиа на уроке, дети сосредотачиваются, качественно воспринимают материал и если подкрепить такие знания проектно-исследовательской деятельностью, да знаниями из энциклопедий или словарей, то помниться они будут долго. Так, уроки ознакомления с окружающим миром по темам: «Где мы живём?», «Природа». Благодаря презентации можно было рассмотреть большой объём информации, познакомить учащихся с дикими и домашними животными, родной страной, городом и селом… дети рассматривали их с широко и удивлённо раскрытыми глазами. Хочу также сказать, что с учащимися 2 класса, совместно со мной, были выполнены проекты «Живая природа - животные», «Какие бывают животные», «Сохраним нашу Землю», «Шипов лес». Уроки получились очень интересными и познавательными!
Кстати говоря, родители тоже принимают участие в наших классных проектах (приносили фотографии, помогали со сбором информации по разделам проектов).
Наша начальная школа занимается по УМК «Школа России». Учебно-методический комплекс полностью удовлетворяет меня и моих коллег. Учебники, тетради на печатной основе, всё построено на принципах восприятия и обучения младших школьников: доступно, красочно, удобно, материал в достаточном количестве для урока, наличие дополнительных материалов, связь с жизнью, (особенно тексты задач), выдержана степень сложности для комплекта каждого класса. Всё это позволяет в полной мере использовать УМК на уроках и при выполнении домашних заданий. В учебнике математики особенно интересны странички для повторения и закрепления. Красочно и с юмором оформленные странички, притягивают внимание ребят задолго до того как мы дойдём до повторения. Цветное изображение геометрического материала, заставляет ребят тут же попробовать сделать то же самое, что и на страничке учебника. А всё это развивает у ребёнка любознательность, память, внимание, т.е. желание учиться.
- Практическое применение опыта формирования УУД на уроках «Окружающего мира» (2 класс ФГОС).
Мне, особенно, хочется практически показать, как происходит процесс формирования УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира»
во 2 классе (опираясь на свой большой педагогический опыт работы).
Прежде всего:
- В систему учебников «Школа России» входят следующие завершенные предметные линии:
Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир»:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях
Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях.
Рассмотрим раздел программы «Природа» курса «Окружающий мир»
(2 класс УМК «Школа России») следующие темы:
- Неживая и живая природа.
- Явления природы.
- Что такое погода?
- В гости к осени.
- Звёздное небо.
- Заглянем в кладовые Земли.
- Про воздух.
- Про воду.
- Какие бывают растения?
- Какие бывают животные?
- Невидимые нити.
- Дикорастущие и культурные растения.
- Дикие и домашние животные.
- Комнатные растения.
- Животные живого уголка.
- Про кошек и собак.
- Красная книга.
- Будь природе другом!
В данных темах прослеживается связь с личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными УУД. В результате чего у учащихся
2 класса формируются:
1) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
4) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5) эстетические потребности, ценности и чувства.
6) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
7) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Приведу пример заданий и упражнений, направленных на формирование у учащихся коммуникативных, познавательных УУД (см. приложения 2-5)
- Новизна педагогической концепции.
Интерактивное обучение на уроках окружающего мира – инструмент освоения нового опыта. Углублённая работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения. Источником новизны при интерактивном обучении является преобразование имеющегося опыта.
Достоинства интеллектуального развития младших школьников на основе интерактивных форм обучения на уроках и во внеурочное время.
- Обращение к личному опыту учащихся.
- Активность участников педагогического процесса.
- Разумное сочетание теории и практики.
- Взаимообогащение опыта участников.
- Возможность использования нового опыта.
- Лёгкость восприятия, усвоения.
- Творчество участников.
- Возможность личного роста.
- Взаимопонимание участников.
- Шлифовка мастерства учителя.
- Многообразие точек зрения.
Таким образом, можно выделить следующие УУД младших школьников на уроках «Окружающего мира»:
1.Личностные УУД :
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
2. Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
3.Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
4. Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Заключение.
Завершая свою педагогическую концепцию, планирую и дальше совершенствовать формирование УУД младших школьников в рамках образовательной системы «Школа России» путём:
- методики использования проектно-исследовательской деятельности;
- на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира продолжать обучение учащихся с использованием графического редактора, текстового редактора, интерактивной доски, программ для начального обучения работе с компьютером;
- использование средств ИКТ.
6. Литература.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.
- Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№4
- Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях ФГОС// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№10
- Клюева Н.В.,. Касаткина Ю.В «Учим детей общению», М.1998
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
- Козюренко М.А., Базанова Г.С. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№11
- Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании// журнал «Начальная школа плюс До и После».-2011-№7
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М.: АПК и ПРО, 2006.
- Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе// журнал «Начальная школа».-2011-№4
- Плешаков А.А. «Окружающий мир» учебник (1класс) «Просвещение», 2011 г.
- Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь» (1 класс) «Просвещение» 2011 г.
- Плешаков А.А. «От Земли до неба» (атлас –определитель 1- 4 классы) «Просвещение», 2011 г.
- Плешаков А.А. «Зелёные страницы» (книга для учащихся начальных классов) «Просвещение, 2011 г.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности в условиях реализации УМК " Начальная школа XXI"
Научить учиться – это значит научить ребёнка «учить себя»...
Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)
В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...
Формирование у младших школьников навыков работы с информацией
В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...
Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.
Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...
Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"
Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Школьный коллектив и его роль в формировании личности . младшего школьника.
Понять и найти свое место в коллективе....