Проект «Формирование условий для улучшения и сохранения правильной осанки у учащихся начальных классов»
проект по теме

Иконникова Любовь Михайловна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. На фоне ограничения двигательной активности и патологии органов зрения, у значительной части учащихся из года в год выявляются значительные нарушения осанки детей. Осанка  это стан, строй, склад живого тела, общность приемов и всех его движений. Правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2222.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Формирование условий для улучшения и сохранения правильной осанки у учащихся начальных классов»

Авторы  проекта:

Иконникова Любовь Михайловна,

учитель начальных классов.

МБУ ООШ №7 г.о. Тольятти

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. На фоне ограничения двигательной активности и патологии органов зрения, у значительной части учащихся из года в год выявляются значительные нарушения осанки детей. Осанка  это стан, строй, склад живого тела, общность приемов и всех его движений. Правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников.  Озабочены этой проблемой и родители с началом учебной деятельности детей. Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Круглая и сутулая спина -  результат искривления позвоночника. Это приводит к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки, так как полный вдох можно сделать только при максимальном разгибании позвоночника. Уменьшение же экскурсии грудной клетки влечет за собой снижение жизненной емкости легких и  колебания внутригрудного давления. Последнее отрицательно сказывается  на функции не только дыхательной, но и сердечно - сосудистой системы.   В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Наша миссия, миссия педагогов - сохранить правильную осанку у учащихся путем применения здоровье сберегающих технологий, создать здоровье сберегающую среду в школе, пропагандировать занятия спортом, включая обучающихся  в постоянную двигательную активность.. Для этого наша творческая группа в составе Иконниковой Л.М. и Халиловой Т.И. решила разработать и внедрить в жизнь проект: «Формирование условий для улучшения и сохранения правильной осанки у учащихся начальных классов».

Участие  ребят нашей школы в данном проекте позволит им эффективно применять полученные знания на практике. Они научатся самостоятельно наблюдать за состоянием своего здоровья и предотвращать заболевания опорно-двигательной системы. После реализации, данного проекта они смогут свободно оперировать полученными знаниями, овладеют навыками профилактики заболеваний опорно-двигательной системы, научатся самостоятельно следить за своим здоровьем, самостоятельно разрабатывать комплекс упражнений для укрепления ОДС. Внедрение данного проекта в жизнь  поможет не только решить проблему  нарушения осанки у учащихся, но и даст толчок к подготовке и сдаче учащимися начальной школы  норм ГТО.

Цель нашего проекта – создать здоровье сберегающую среду для улучшения и сохранения правильной осанки у учащихся начальной школы.

ЗАДАЧА 1. Провести диагностическое обследование.

ЗАДАЧА 2. Изучить литературу и другие источники информации по данной теме.

ЗАДАЧА 3. Организовать учебный процесс с применением здоровье сберегающих технологий.

ЗАДАЧА 4. Диагностика внедренных методов.

Задача5. Внедрение проекта в жизнь.

Реализация нашего проекта проходила в несколько этапов.  

№ п\п

Этап

Сроки

Содержание

1.

Подготовительный

Сентябрь

Диагностическая, прогностическая и организационная  деятельность

2.

Практический

Октябрь - апрель

Реализация, анализ, обобщение результатов повседневной работы; широкое внедрение  в практику  работы школы  здоровье сберегающих технологий; пропаганда физкультуры и спорта.

3.

Контрольный

Май

Обобщение, анализ, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

Была сформирована команда для работы над проектом и распределены обязанности между ее участниками.


Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)

Знак заинтересованности участника проекта:

+ - положительный

-  - отрицательный

Интерес участника

Школьный врач

+

Высокие показатели здоровья учащихся

Родители

+

Здоровый ребенок

Учителя начальных классов

+

Здоровый ученик

Ученики

+

Иметь красивую осанку

Работник ДЮСШ №7 «Акробат»

+

Пропаганда физ. культуры

Учитель физической культуры

+

Сокращение количества детей в «Группах здоровья»

 

Первый этап проекта – подготовительный, который включал в себя диагностическую, прогностическую и организационную  деятельность.

ЗАДАЧА 1. Провести диагностическое обследование

  • Создание экспериментальной (21 человек)  и контрольной групп (21 человек) учащихся из 2"А" и 4"А" классов.
  • Встреча с мед. работником школы и работником ДЮСШ №7 «Акробат» для проведения диагностического обследования.

ЗАДАЧА 2. Изучить литературу и другие источники информации по данной теме

  • Поиск информации об осанке у детей в интернете, в научной литературе, из бесед со специалистами и т.д. 
  • Составление плана реализации проекта и пошагового планирования работы.
  • Разработали четырехуровневый мониторинг качества осуществления проекта

ЗАДАЧА 3. Организовать учебный процесс, с применением здоровье сберегающих технологий

  • На основе полученной информации разработать рекомендации для сохранения и улучшения осанки обучающихся.
  • Создание условий для выработки привычек вести здоровый образ жизни.
  • Проведение классных часов и индивидуальных бесед.
  • Пропаганда физической культуры и спорта.
  • Создание группы здоровья.

ЗАДАЧА 4. Диагностика внедренных методов

  • Обобщение, анализ полученных результатов.
  • Прогнозирование дальнейших путей развития здоровье сберегающей среды.

 На основе диагностического обследования учащихся нашей школы, мы создали  экспериментальную  и контрольную группы  учащихся из 2«А» и 4«А» классов в составе 21 человека. На этом этапе работы мы наладили  сотрудничество медицинского работника школы, учителя физической культуры и работников ДЮСШ №7"Акробат".

Изучив литературу и другие источники информации по данной теме,  нами был составлен пошаговый план выполнения данного проекта и разработан четырехуровневый мониторинг качества осуществления проекта .

критерии

оказатели

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

1.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

2.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

3.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

4.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

5.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

6.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

7.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

8.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

9.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%

10.

0% - 20%

21% - 40%

41% - 50%

51% - 60%

61% - 70%

71% - 80%

81% - 90%

91% - 100%


Учебный процесс в 2013-2014 учебном году  был  организован с применением здоровье сберегающих технологий и пропагандой физкультуры и спорта. На основе полученной информации  были разработаны рекомендации для сохранения и улучшения осанки, созданы условия для выработки привычек вести ЗОЖ в школе и дома, созданы группы здоровья и проводилась пропаганда физической культуры и спорта при  проведении классных часов, индивидуальных бесед с детьми и на родительских собраниях.

Самый главный  этап работы над проектом – практический. Он включал в себя реализацию мероприятий по улучшению осанки, их анализ  и обобщение результатов повседневной работы. Большое внимание на этом этапе уделялось двигательной активности учащихся. В учебном процессе стало обязательным  смена поз во время уроков, проведение физ. минуток, подвижные игры  на переменах, выполнение рекомендаций «Как правильно стоять», «Как правильно сидеть». Для исправления осанки дома, ребятам были предложены другие рекомендации, например «Как правильно лежать», «Как работать за компьютером».

В течение учебного года работал "Клуб выходного дня", в работе которого активное участие принимали родители учащихся. Проводились "Дни здоровья», которые не только укрепляли здоровье учащихся, но и являлись пропагандой активного образа жизни. Выпуск плакатов, показательные выступления учащихся, совместные соревнования, игры, прогулки детей с родителями – все это эффективно способствовало повышению интереса у детей к занятиям спортом.

Контрольная диагностика выявила улучшение показателей правильной осанки на 36%. Проведенный в конце года спортивный праздник и «Дефиле принцесс и принцев» вызвал большой интерес у учащихся  и родителей всей школы. Ребята и других классов изъявили огромное желание участвовать в подобных мероприятиях.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что цель нашего проекта достигнута. В новом учебном году мы планируем расширить рамки своего проекта и вовлечь в него большую часть учащихся начальной школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...

Формирование навыков сохранения правильной осанки

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего напряжения.Для нормальной осанки характерно:         - перпендик...

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...

СВОЯ ИГРА Игра по программе «Разговор о правильном питании» для учащихся начальных классов классов

Правила игры.В игре участвует 2 команды из учеников. Каждая команда выбирает вопрос с определённой стоимостью и отвечает на него. Если команда отвечает правильно, то они получает то количество баллов,...

«Из опыта работы по формированию положительных эмоций и мотивации к учебному процессу у учащихся начальных классов»

Умственно-отсталые дети имеют особенности в эмоционально-волевой сферы.их переживания ограничены, чувства недостаточно дифференцирЭто приводит к тому, что мотивация к учению очень слабая. Поэтому в шк...