Портфолио обучающегося начальной школы как средство мотивации личностного развития.
статья

Доджиева Наталья Чантаевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА  СЕМИНАРЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портфолио

 обучающегося начальной школы

 как средство мотивации личностного развития.

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА  СЕМИНАРЕ )

1292486643_9ad50632-589a-4e8c-a293-d759b9de31c8[1].jpg

                                                                                                                                               

Идея учебного портфолио становится сегодня всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Технология «Портфолио» наиболее актуальна в средней и старшей школе, где в рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Это помогает школьнику осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Но многие считают, что портфолио имеет право на существование и в начальной школе, как средство мотивации личностного развития младшего школьника.

Впервые возникает потребность в создании  так называемого «дневника» уже в первые дни 1-го класса, есть желание и необходимость фиксировать то, о чем дети договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будет строиться их жизнь в первом классе. Отсюда возникает при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, собирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, уже могут войти и результаты «стартовых»  работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом могли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

В ходе учебного года в «дневник» набирается учебный материал, который размещается в отдельных файлах без какой-либо системы.

1 класс

Начальный этап

Основная задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в отдельном месте.

Апрель-май

         Задача – совместными усилиями  разобраться в собранном материале, как-то его классифицировать, систематизировать и назвать.

Основная задача первоклассников :

  1. Выяснить, на какие группы можно разделить все ваши материалы « дневника» и как эти группы назвать.
  2. Систематизировать по разным основаниям материалы в каждой из выделенных групп, оформить эти материалы в отдельных файлах.
  3. Определить относительно персонального «старта» свои достижения в отдельных учебных дисциплинах и по отдельному учебному предмету.
  4. Подготовить персональный материал для выставки-презентации достижений класса за прошедший год.

В результате коллективной работы дневник первоклассников приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться.

♦ Я И МОЙ КЛАСС (рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);

♦ НАШ ПУТЬ И ОТКРЫТИЯ В СТРАНЕ ЗНАНИЙ (размещаются детские открытия «рефлексивные карты», рефлексивные сочинения);

♦ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ( в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);

♦ РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

         В первом классе в «дневнике» преобладают слова наш, наши, мы; постепенно «дневник» будет приобретать черты индивидуальности того или иного ученика.

Роль классного руководителя прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в «дневник» работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию. Большую роль в помощи по накоплению материала в 1 классе играют родители.

В последующие годы разделы могут меняться, добавляться, внутреннее содержание  также может претерпевать изменения.

Название разделов пусть придумывают сами дети.

Дальнейшая работа по созданию портфолио продолжается во 2-4 классах начальной школы.

Цели создания портфолио обучающегося начальной    школы:

  • фиксация достижений ребенка;
  • формирование позитивного самоотношения;
  • помощь ребенку в анализе своего характера;
  • развитие способностей ученика;
  • помощь ребенку в самопознании;
  • повышение самооценки обучающегося.

На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы. Существует много вариантов его представления, но нет единых подходов к введению данной технологии. В связи с этим возникают вопросы:

  • Какова методологическая основа данной работы?
  • Как влияет портфолио на динамику развития личности младшего школьника? Как можно это отследить?

Исследование данной проблемы стало целью моей работы.

Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио. Согласно положения, продумала оформление индивидуальной папки обучающегося, объяснила детям, для чего они будут вести учебное портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу:

« Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше ».

В качестве формы работы с детьми использовала классные часы, где шла работа по содержанию портфолио, анализ и оценка результатов. С родителями проводила родительские собрания, круглые столы, где своевременно информировала их о результатах нашей совместной работы.

Практика данной работы позволила определить условия, принципы и методы, при которых, на мой взгляд, введение используемой технологии будет эффективно.

В целях прослеживания динамики личностного развития детей я разработала таблицы, которые использовала для фиксации результатов учебной и творческой деятельности учащихся по критериям. По результатам таблиц выстраивала графики (диаграммы), которые облегчали сравнение данных и позволяли проводить качественный анализ эффективности технологии «Портфолио учащихся», корректировать дальнейшие действия.

                                   

Данные результаты исследования позволяют сделать вывод, что динамика личностного развития учащихся положительна. Ситуация успешности создана для каждого ребёнка. Практика работы показала, что у детей повысилась самооценка, они стали уверенней в себе. Работая с портфолио, ребята приобрели навыки саморефлексии и самоорганизации.

Но, на мой взгляд, «портфолио» не всегда будет иметь эффект. Превращение данной работы в гонку за грамотами и дипломами, а не акцент на положительной динамике роста учащихся, приведёт к заведомо известному результату – критике данной технологии.

Литература и материалы:

  1. http://www.solnet.ee/parents/p1_61_3.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/549505/
  3. Личные наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио  в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».

Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....