"Ставьта вопросы, как паруса", или Как вести "диалог с автором"
методическая разработка на тему
Технологию продуктивного чтения можно использовать при работе с текстом на любом уроке. Она даёт возможность более глубоко изучить текст, даёт возможность воспитывать настоящих читателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stavte_voprosy.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новопавловская СОШ № 2»
«Ставьте вопросы, как паруса»,
или
Как вести
«диалог с автором»
Подготовил
учитель начальных классов
Жиленко Т.Я.
2015 г
Технология продуктивного чтения
Цель – понимание текстовой информации, выраженной в явном и неявном виде
Три этапа работы с текстом
1) До чтения текста. Прогнозирование содержания текста по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста. Изучающее чтение в режиме диалога с автором: делаем остановки по ходу чтения для того, чтобы:
- задать вопрос автору текста (В),
- Предположить (спрогнозировать) ответ (О),
- при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на этот вопрос и проверить себя (П).
- Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Если говорить о целенаправленном формирований приема «диалог с автором», то в учебных целях его можно разделить на несколько операций:
• поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов (В) ;
• вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста(О) ;
- самоконтроль (проверка своих предположений по тексту) (П).
Если читатель владеет названными операциями диалога с текстом, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом. Например, читая строку «Рыдал в темноте крокодил», такой читатель сразу насторожится, потому что будет ждать от текста ответа на вопрос: « Что так огорчило крокодила?» У него, как правило, есть свой ответ(ы) на этот вопрос (испугался темноты, голоден, обижен и т.п.) или сомнение в достоверности утверждения текста (возможно ли это). Интерес читателя «подогревает» ожидание следующей информации из текста. Проверим свои предположения и убедимся в их соответствии или несоответствии авторскому варианту: «Не знал он, кого проглотил». Предположения читателя будут более конкретными и четкими, если он узнает название этого маленького стихотворения - «Крокодиловы слезы ». В названии заложена подтекстовая информация, связанная с употреблением фразеологизма «лить крокодиловы слезы».
Прием «диалог с текстом» считают наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.
Текст – собеседник
«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак», - сказал великий французский писатель Оноре де Бальзак
- Прямые и скрытые вопросы
Обучая диалогу с текстом, важно научить видеть прямые и скрытые вопросы. Желательно, чтобы тексты содержали такие вопросы и позволяли давать на них варианты ответов. Приведу пример.
Текст, содержащий прямые вопросы.
Ласточка
- Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?
-Комаров кусачих хватаю!
-А что над стадом порхаешь?
- Коров от мух охраняю!
- Ласточка – касаточка, что к облакам взмываешь?
- Ясные деньки высматриваю!
- А что над самой землёй скользишь?
- О дожде – непогоде предупреждаю!
(Н. Сладков)
Чтобы состоялся диалог с текстом, надо научить задавать вопросы самостоятельно. Поэтому от текстов, содержащих прямые вопросы и ответы на них, можно переходить к таким, в которых вопросы скрыты. Хорошо, если авторские ответы будут неожиданными и веселыми, а сам текст - небольшим.
Текст, содержащий скрытые вопросы.
Осьминог
У осьминога удивительная черта.
(Какая черта? Почему она удивительная?)
Он может мгновенно менять окраску.
(Как он меняет окраску? Зачем ему это нужно?)
Из серого становится пятнистым, оранжевым, красным.
(Как объяснить его поведение?)
Это он сердиться, пугает нарушителей спокойствия.
( М. Жилин)
Работа с прямыми и скрытыми вопросами может проводиться на самых простых, коротких текстах, состоящих всего из двух предложений. Первое содержит прямой или скрытый вопрос, а второе – ответ на него.
Например,
Зачем такой носище ЦАПЛЕ?
Затем, чтобы цапли рыбок цапали.
Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ?
- То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!
Никакого нет резона
У себя держать БИЗОНА,
Так как это жвачное-
Грубое и мрачное!
(Б. Заходер)
- Прогнозирование и самоконтроль.
Кроме поиска прямых и скрытых вопросов особое внимание следует уделить прогнозированию. На прогнозирование направлен целый ряд заданий, которые можно использовать как на уроках чтения, так и на других, где идёт работа с текстом: вставить пропущенные в тексте слова или предложение; придумать ответы на скрытый в тексте вопрос; предложить концовку текста.
- Прогнозирование на уровне слова:
Я осла узнаю сам
По его большим… .
Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный …... . (А. Шибаев)
- Прогнозирование на уровне текста:
Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану,
А когда настал обед,
…… ……. ……..
(Кот сидит – сметаны нет.)
И. Демьянов
Зонтик плакался в прихожей:
«Все гуляют в день погожий!
Лишь меня из года в год
…. …… ……
(В дождь выносят из ворот)
Г. Новицкая
3. Диалог с автором
Диалог с текстом начинается с прогнозирования содержания по названию. Определенную направленность прогнозированию может придать и иллюстрация в книге. Вначале обучение диалогу проводится в процессе первичного восприятия текста в деятельности, коллективно распределенной между учениками и учителем. Если диалог организовать после чтения, потеряются возможности для вероятностного прогнозирования содержания текста и развития навыков самоконтроля по ходу чтения. Дети должны учиться самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.
Задача учителя в начале обучения диалогу с текстом - останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятностное прогнозирование, а по ходу чтения - проверку прогнозов детей. Главное - научить видеть существенную информацию в тексте, не задавать поверхностных вопросов и делать остановку в чтении тогда, когда это оправдано выяснением текстовых смыслов.
Таким образом, на первых порах, когда идет диалог с текстом, чтение прерывается в наиболее важных для прогнозирования местах. Чем старше становятся дети, тем чаще можно обращаться к ним с просьбой сделать остановку при чтении тогда, когда возникает вопрос или появляется желание высказать свои размышления. В дальнейшем обсуждение возникших вопросов и предположений можно проводить и во время, и после чтения. Можно предложить детям по ходу самостоятельного чтения карандашом отмечать места в тексте, где возник вопрос или появилась гипотеза. После чтения можно проанализировать, какие сигналы текста натолкнули читателя на те или иные размышления.
Постепенно такая беседа становится естественной для ребенка при самостоятельной работе с книгой.
_____________________________________________________________________________
Мини- практикум («Берестяная трубочка», «Встреча с глухаркой»)
Берестяная трубочка. М.Пришвин
До чтения: Понятно заглавие? Можно ли найти трубочку на рисунке?
Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту.
1.
Я нашел удивительную берестяную трубочку. В
(Что такое берестяная трубочка? Почему она удивительная?)
Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернется. Их бывает на березах так много, что и внимания не обратишь. П (На какой вопрос ответили)
Но сегодня мне захотелось посмотреть нет ли чего в такой трубочке. В (Интересно, что там может быть?) О (Вы как думаете?)
2.
И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте свои предположения: в трубочке оказался орех!)
Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Попробуем найти ответ на прямой вопрос автора!)
«Наверное белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, - подумал я. – Она знала, что трубка будет плотнее и плотнее свертываться и все крепче прихватит орех, чтобы не выпал.
3.
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. П (Проверьте свои предположения: вот откуда в трубочке оказался орех!)
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал еще одно открытие? В
(Интересно, какое?)
Под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул свое паутинкой. П (Вот какое открытие!).
Почему же Пришвин назвал эту трубочку удивительной? (выход на подтекстовую информацию)
Сколько открытий сделал писатель? А вы? (концептуальная информация)
После чтения: В тетради – соединим с частями рассказа загадочные заголовки: 1) Удивительная трубочка. 2) Как же орех туда попал? 3) Еще одно открытие. …
Встреча с глухаркой. (по В. Астафьеву)
До чтения: Понятно заглавие? Кто такая глухарка?
Во время чтения: Диалог с автором В – задай вопрос. О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту.
Ребята таёжного села, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. В О
(Какая встреча? С кем ребята встретились? Чем эта встреча их потрясла?)
Стадо спугнуло глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. П В О
(Значит, ребята встретились с глухаркой. На один вопрос ответили. Нужно не забыть, что на другой вопрос пока ответа нет.
-Кроме того, возникает ещё один вопрос: почему она бегала по бугорочку с распущенными крыльями? Она, может быть, отвлекала ребят от своего гнезда, которое, наверное, было где – нибудь неподалёку. )
Она пыталась и никак не могла взлететь. П В О
(Так вот почему она бегала по бугорку. Но это не меняет предположения, что она отвлекала ребят.
-А почему она не могла? Может быть, она была ранена.)
(Читатель, не придавая должного значения каждому слову, может не заметить слово «пыталась» и высказать предположение, что она делает нарочно)
Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя ещё горячими яйцами. П
( Подтвердилось наше предположение, что она отвлекала ребят. Но пока всё ещё не ясно, почему она не могла взлететь.)
Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. П
(Теперь ясно, почему она не могла взлететь)
Когда глухарка наконец взлетела, все увидели, что живот у неё голый. В О
(- Интересно, почему у неё голый живот? Предположений может быть несколько. Во – первых, перья могли у неё вылезти от долгого сиденья на гнезде. Во – вторых, она могла их выщипать нарочно, чтобы прикрыть ими яйца в гнезде в случае отлучки. В – третьих, она мгла их выщипать, чтобы теплом своего тела согреть яйца.)
Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимися птицами. П
(Значит, пух она выщипывала сама, а слова «отдавала тепло» наталкивают на мысль, что правильным было третье предположение: она это сделала, чтобы своим телом согревать яйца. Здесь, наконец, получен ответ на вопрос, чем потрясла ребят встреча с глухаркой. Птица потрясла их силой своей материнской любви.
(Если читатель забыл вопрос, возникший при чтении первого предложения, то он может не сделать заключительного вывода – обобщения.)
4. Итог
Диалог с текстом на уроке открывает возможности для детского творчества. Распространённой является ситуация, когда дети сочиняют свои продолжения, окончания текстов, создают собственные произведения под влиянием работы на уроке.
Диалог с текстом превращается в анализ текста, приводит к вычерпыванию текстовых смыслов, то есть к диалогу с автором, в процессе которого и происходит «рукопожатие на расстоянии».
Бывают крылья у художников (В: Только ли у художников?)
И у портных, и у сапожников (частичный ответ)
Но лишь художники открыли (В: Что открыли?)
Как прорастают эти крылья (ответ)
Из ничего, из ниоткуда
Нет объяснения у чуда
И я на это не мастак.
Геннадий Шпаликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа класса "Алые паруса"
Опыт разработки и реализации воспитательной программы класса "Алые паруса"....
Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Методическая разработка урока по программе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Сценарий линейки принятия в Детское объединение "Алые паруса"
Разработка линейки принятия учащихся 5 класса в члены школьного детского объединения...
Вестник № 2 "Алые паруса" 4 "Г"
Подведены итоги КТД "День Учителя". Завершился проект "Если бы я был президентом". Книги в мировой культуре (синквейн на Илью Муромца). Наши новые друзья. Русские традиции в искусстве....
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"
Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"...
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»
Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям....
Проект урока математики во 2 классе по теме: «Вопрос как часть задачи» (по курсу «Математика» автора И. И. Аргинской)
Цели: актуализировать понятие задачи, формировать представление о структуре задачи,развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенного мышление;воспит...