Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
статья по зож на тему

Кузнецова Инна Викторовна

 Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_zozh_kuznetsova_i.v.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

И.В. Кузнецова

«Если нельзя вырастить ребёнка , чтобы он совсем не болел ,

 то, во всяком случае, поддерживать его высокий

 уровень здоровья вполне возможно».

                                                                         Академик, хирург Н.М. Амосов.

Согласно концепции стандартов одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении , сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, учителю - эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Психологи  установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа  формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих  сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования.

Роль начальной школы в организации здоровьесберегающего пространства:

-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

-Реализация учебного процесса на основе тщательного прогнозирования, разумного включения инновационных технологических процессов, создания новых интегрированных прикладных курсов, призванных не только творчески развивать детей, но и помогать им в овладении базисным образованием.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как:

- культура поведения,

- усвоение этических норм,

- сформированность ценностных отношений.

Но, учитывая низкий уровень  состояния  здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

 

Учитель начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывает число видов учебной деятельности на уроке, избегает однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель  продумывает приемы, позволяющие

активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.


Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире. Таким образом, ключевой компетенцией учителя, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. 
Ребенку предстоит долгая, и, надеюсь, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. 
Физически здоровый человек защищен, активен, уверен в себе. Он конкурентоспособен и в плане физическом и как следствие, в плане интеллектуального развития. 

Подводя итог, можно сказать, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Хочется закончить словами Гленн  Доман:

«Высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях».

                           

Список используемой литературы.

  1. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии в начальной школе  1-4 классы М: Вако 2008г.
  2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся. Завуч начальной школы 2007г.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М: АПК ПРО 2009г.
  4. «Энциклопедический словарь русской цивилизации» М:2008г.
  5. ФГОС Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах в условиях реализации ФГОС

Реферат на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах в условиях реализации ФГОС"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Здоровье школьника – один из критериев качества образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим д...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. В условиях современной при...