Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности".
методическая разработка по теме

Назарова Ирина Владимировна

Исследовательская работа "Формирование читательских интересов младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности" является одной из конкурсных работ. Содержит описание методов и форм работы над формированием у младших школьников читательских интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_chitatelskih_interesov_mladshih_shkolnikov.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательских интересов младших школьников

как средство активизации их познавательной деятельности.

Сегодня вопрос о формировании читательских интересов стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.

     Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Не случайно    серьёзное внимание развитию и воспитанию читательских интересов младших школьников уделяется в ФГОС НОО.

      Формирование читательских интересов привлекает внимание многих ученых. Однако, учитывая, что для эффективной работы по данной проблеме необходимо определить реальные учебные возможности обучающихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания, вопрос о педагогических условиях формирования читательских интересов рассмотрен  недостаточно. Отсюда возникает проблема: при формировании читательских интересов необходимо учитывать определённые педагогические условия.

Решение этой проблемы составляет цель исследования: определить и обосновать педагогические условия,  обеспечивающие целенаправленное последовательное формирование и развитие читательских интересов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить  и проанализировать   педагогическую литературу, результаты исследований  по проблеме формирования читательских интересов младших школьников.
  2. Ориентироваться на опыт работы учителей школ города и других регионов, работающих по данной проблеме.
  3. Выявить сущность понятий «интерес», «читательский интерес» и установить специфику читательских интересов.
  4. Теоретически обосновать дидактико-методическую систему условий формирования читательских интересов младших школьников, способствующую становлению их познавательной и социальной активности.
  5. Разработать  и внедрить в практику программу опытно-педагогической работы по формированию читательских интересов младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования читательских интересов младших школьников.

Предмет исследования: формирование и развитие читательских интересов младших школьников в специально организованных педагогических условиях для активизации их познавательной деятельности.

Гипотеза исследования если организовать целенаправленную и систематическую работу по формированию читательских интересов младших школьников, учитывая специальные педагогические условия, то достаточно  активизируется  познавательная деятельность обучающихся.  

Методы исследования: в ходе работы использовался комплекс взаимодополняемых методов исследования:

- теоретический анализ  литературы в рамках проблемы,

- сравнительно - обобщающий анализ передового педагогического опыта

- обзор  программ и учебных пособий по литературному чтению в начальной школе

- эмпирические методы: анкетирование, тестирование, диагностические работы, наблюдение, беседа, изучение читательских формуляров обучающихся;

- опытно - экспериментальная работа,   включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, статистический анализ.

Методологическая основа исследования: труды К.Д.Ушинского, В.П.  Вахтерова, Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, М.И.Омороковой, Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.

Теоретическая значимость:

  1. Систематизация материалов по  проблеме исследования.

  2.  Определение рабочих понятий опытно – поисковой  работы, уточнение понятия «читательский интерес».

3. Уточнение и дополнение общепедагогических представлений о формировании и развитии читательского интереса обучающихся современной начальной школы.

4. Разработка  содержания исследования.

Практическая значимость и новизна заключается:

1) в определении и обосновании педагогических условий,  обеспечивающих формирование читательских интересов младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

2) в разработке критериально - диагностического обеспечения процесса развития читательского интереса, позволяющего проследить динамику приобщения младших школьников  к осознанному  выбору литературных произведений определённых жанров, тематики

  1. в разработке рекомендаций для родителей, учителей начальных классов.
  2. в составлении сборника анкет по диагностике  уровня сформированности читательских интересов младших школьников.

Данный проект будет успешно реализован в том случае, если учителю:

  • изучить психолого-педагогические предпосылки формирования читательских интересов младших школьников и мотивы, побуждающие обучающихся к совершенствованию своей читательской деятельности;
  • активно использовать на различных уроках задания, упражнения, дидактические игры, способствующие формированию читательских интересов детей;
  • вести работу по формированию читательских интересов школьников в тесном сотрудничестве с родителями (законными представителями) обучающихся, библиотекарями школы и города, учителями русского языка и литературы, другими значимыми взрослыми;
  •  способствовать перерастанию любопытства школьников в любознательность, помогать обучающимся при чтении не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность;
  • рассматривать внеклассную деятельность  как составную часть учебно-воспитательного процесса, способствующую развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей;
  • приобщать обучающихся к литературе как к особому виду искусства
  • быть квалифицированным читателем, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки;
  • использовать различные методы исследования читательских интересов детей, на основе полученных результатов констатирующего эксперимента составлять содержание формирующего эксперимента, делать соответствующие выводы.

Исходя из этого,  I этап исследования предусматривает:  теоретические        аспекты проблемы изучения психолого-педагогических условий формирования читательских интересов детей младшего школьного возраста, определение исходного уровня сформированности читательских интересов у обучающихся экспериментального и контрольного классов;

II этап – составление примерной программы опытно-педагогической работы, уточнение основных понятийных категорий по изучению проблемы;

III этап – реализация эксперимента на практике, определение результативности проведённой опытно-педагогической работы.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

Способы диагностики результатов.

Сформированность читательских интересов младших школьников   определяется по таким  критериям, как:

1)  наличие эмоционального отношения к процессу чтения

2) устойчивость доминирующих потребностей и мотивов к чтению художественного произведения

3)    потребность в чтении литературных произведений определенной тематики, жанров

4) умение ориентироваться в группе книг, выбрать среди них книгу с заданными параметрами (жанр, тематика), объяснить своё отношение к книге, высказать мнение о прочитанном

5) умение извлекать и пользоваться необходимой информацией из прочитанных текстов различных жанров.

        Для того чтобы процесс формирования читательских интересов     младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания о том  уровне их сформированности, на котором сейчас находится обучающийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью анкетирования.  Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта, в данном случае – читательских интересов.  В целях выявления динамики формирования читательских интересов, данные анкеты можно проводить на разных этапах исследования.

Примеры анкет включены в сборник

По результатам анкет можно сделать вывод об уровне сформированности читательских интересов каждого обучающегося, используя таблицу, предложенную Светловской Н.Н.:

Уровни развития читательских интересов

младших школьников

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

Не посещает детскую библиотеку

Редко посещает детскую и школьную библиотеку

Посещает библиотеки.

Интерес сформирован

Посещает библиотеки. Интерес сформирован

Мало читает и  не интересуются чтением

Мало интересуется чтением. Читает от случая к случаю.

Читает по программе. Умеет при надобности находить нужную информацию.

Читает много дополнительной литературы, дифференцированно. Читает сверх программы.

Следующими эффективными способами диагностики результатов являются  анализ личных документов школьников (библиотечные формуляры, анкеты, творческие работы) и наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Наблюдение за обучающимися происходит на уроках (при выполнении заданий, связанных с чтением и обсуждением литературных произведений) с той целью, чтобы выяснить, чем воздействует книга на ребенка: какие события и каких героев он выделяет, какие настроения и чувства она вызывает. Во  внеклассной работе (при проведении различных мероприятий)  метод наблюдения  помогает проследить за участием детей (активном или пассивном) в этих мероприятиях, культурой речи, начитанностью, регулярностью чтения, широтой и устойчивостью читательских интересов.

Анализ личных документов школьников дает возможность  проследить  за формированием и углублением интересов   детей  к литературе различных видов и жанров, изменениями в читательском восприятии, а также  позволяет выявить наиболее читаемую литературу, мотивы чтения, отношение к прочитанному.

Ещё одним способом диагностики результатов  является беседа.  Она может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности,  их легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений.

Приведём примерные вопросы стандартизованной беседы с обучающимися.

  1. Назовите имя и фамилию автора. Факты его биографии. Какие еще произведения написал?
  2. Назовите и объясните свои чувства, возникшие при чтении. Тема произведения? Главная мысль? 
  3. Какие человеческие качества раскрыты в произведении? Что достойно восхищения?
  4. Объясните чувства, возникшие при чтении. Нарисуйте иллюстрацию. Придумайте концовку.

5.       Назовите произведения, прочитанные самостоятельно.

6.       Какие книги запомнились и полюбились вам больше всех? Почему?

7.      Чему отдаете предпочтение, книге или экранизации? Почему?

8.      Кто подбирает вам книги?

9.      Интересуются ли родители вашим чтением?

10.     Где и кем работают ваши родители?

Для свободной беседы с обучающимися предлагаем следующие вопросы.

  1. Есть ли домашняя библиотека?
  2.  Как часто ты к ней обращаешься?
  1. Часто ли посещаешь школьную библиотеку? С какой целью?
  1. Пользуешься ли ты книгами, которые находятся в кабинете?
  2. Являешься ли ты читателем библиотеки (не просто записан, а посещаешь, берёшь книги читать)?
  3. Как ты считаешь, какие книги должны быть в  школьной библиотеке (сейчас их, может, и нет или их мало)?
  4.       Как ты считаешь, необходима ли «кабинетная» библиотека? Какой она должна быть? Какие книги должны там быть?

Благодаря   вышеназванным способам диагностики  раскрывается  личность ребенка, его характеристика как читателя, интересы и увлечения, взаимоотношения с товарищами, семьей и школой. Становятся понятны индивидуальные различия в чтении, в отношении к книге, что помогает формировать и направлять читательские интересы.

Формы организации работы

по формированию читательских интересов младших школьников

На уроках:

- русский язык и литературное чтение: запись отдельных предложений, абзацев из  литературных произведений различных жанров; сочинение (описание, рассуждение, повествование) о любимых произведениях, книгах, авторах, литературных героях; составление аннотации к прочитанному произведению, любимой книге: составление отзывов о прочитанной книге по данному плану:

     План устного рассказа о книге

1.     Покажи книгу.

2.     Назови автора, художника, издателей.

3.     Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких).

4.     Назови героев книги.

5.     Что происходит с героем (героями книги).

6.     Самое интересное – зачитай.

7.     Вырази своё отношение к герою (героям).

8.     Понравилась ли тебе книга?

План письменного отзыва о прочитанной книге

1.    Автор, название книги.

2.     Краткое содержание:

      -тема;

      -главные герои;

      -интересный отрывок или эпизод.

3.  Чему учит эта книга?

4.   Понравилась ли тебе книга? Почему?

5.  Выполни иллюстрацию (по желанию).

-  изобразительное искусство: иллюстрация к любимому произведению, недавно прочитанной книге; сопоставление текста и иллюстрации к нему, обсуждение того, как художник понял и передал своё понимание прочитанного, коллективное творчество (иллюстрирование, коллаж) по произведениям определённой тематики

- музыка: слушание и обсуждение музыкальных произведений, написанных по мотивам произведений литературы: А.Н.Островский «Снегурочка» - Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка» (опера), А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» - Н.А Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане…» (опера) Г.Ибсен «Пер Гюнт» - Э.Григ «Пер Гюнт» (опера), Э.Т.Гофман «Щелкунчик» - П.И.Чайковский «Щелкунчик» (балет), Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» - П.И.Чайковский «Марш солдатиков», И.В.Гёте «Сурок» - В.Л.Бетховен «Сурок» (песня).

Во внеклассной работе:

- коллективное чтение (с последующим обсуждением в виде беседы, дискуссии) юмористических рассказов Н.Носова, В. Драгунского, книг о природе, приключениях, подвигах, исторических повестей и рассказов, произведений фантастики, лирических произведений различных авторов

- реклама книги, прочитанной летом, любимой книги ребёнка, любимой книги семьи

- литературные праздники «По страницам любимых книг», «Книги  нашей семье», «В гостях у дедушки Корнея»

- литературные игры, викторины, устный журнал

- творческие проекты

- работа с читательским дневником

- библиотечные часы

- час "тихого чтения".

        В целях формирования устойчивого читательского интереса учителю очень важно обеспечить ученику право свободного выбора. Охотно читается, активно воспринимается и производит впечатление то, что является актуальным для читающего, что заставляет его действовать по собственной инициативе, самостоятельно.

Для этого используются различные способы чтения:

- заявленное чтение - когда на уроке (или целый урок) выделяется время для совместного чтения и обсуждения «заявленного» произведения, т. е. такого, которое выбирают сами дети, основываясь на своём интересе к определённому произведению и испытывая потребность поделиться своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Такое чтение способствует поддержанию интереса школьников к чтению, а учителю даёт дополнительную возможность для выявления читательских интересов детей и раскрытия их внутреннего мира. Основная методическая особенность таких уроков заключается в том, что сами авторы заявок читают произведение классу, выбирая себе при необходимости помощников  в чтении (учителя, ребят), и задают ход его обсуждения через вопросы и задания одноклассникам («А вам понравилось это произведение? Чем?»), активно представляя свою точку зрения на прочитанное;

- возвращающее чтение - это перечитывание уже знакомых детям произведений через некоторое время. Такое чтение способствует развитию у детей положительного отношения к общению с книгой через удовлетворение их потребности в повторном переживании сюжетов и образов, захвативших их воображение. Вместе с тем происходит углубление и переоценка полученных ранее впечатлений, когда воспринятые образы всплывают в памяти и высвечиваются по-новому, приближая ребёнка к пониманию идейно-художественного смысла произведения. Основным моментом данного урока  является выдвижение предположений в классе о том,  почему их однокласснику захотелось перечитать это произведение. Также следует не только раскрывать детям значение повторного обращения к произведению как возможность дополнительной встречи с полюбившимися героями и их авторами, но и помогать выявлять всё новые смыслы произведения, подводя детей к осознанию своего обновлённого восприятия читаемого;

- свободное чтение - это обращение ученика к чтению по собственному желанию и с правом самому решать: зачем ему читать, что именно читать, как читать и когда читать. Значение такого чтения заключается в следующем: любовь к чтению не может возникнуть без наличия у ребёнка возможности свободно определять своё отношение к нему, включающее заинтересованность содержанием чтения, личностью автора или в стремлении к духовному росту, желанием не отставать от других в читательских умениях и др.. Свободное чтение как чтение без стесняющих ребёнка рамок позволяет ему читать в меру своих возможностей и в оптимальных для себя условиях вести диалог с автором произведения, что само по себе стимулирует желание вести этот диалог. Свободное чтение предоставляет ребёнку возможность для самовыражения своих читательских интересов.

Кроме того, нужно помнить о том, что важную роль в   формировании читательских интересов младших школьников играет семья. Своевременный и тесный контакт с родителями обучающихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам, чтению и самостоятельному выбору книг. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье.

Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.  

В педагогической литературе приводится несколько примеров   семейного чтения:

- чтение вслух в кругу семьи – интересная и полезная форма общения. Такое чтение, когда по очереди читают все, рождает общий интерес, обсуждение нравственных вопросов, побуждает к выразительному прочтению, помогает активному и полезному проведению воскресных и праздничных дней.

- опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: контролировать процесс чтения, соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным, ярко и выразительно подавать материал, следить за реакцией ребенка.

- чтение вслух – это чтение, когда текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Взрослые должны отвечать на вопросы ребёнка, которые могут у него возникнуть по ходу чтения.

- чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Ребёнок учится отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги, высказывать  вслух симпатию или антипатию к герою. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому.

 Исходя из вышесказанного, разнообразные формы работы, применяемые учителем, делают процесс чтения увлекательным, помогают воспитывать настоящего читателя,  способствуют проявлению творческих способностей у детей, возрождению традиций домашнего чтения и повышению интереса детей и родителей к художественной литературе.

Прогноз положительных результатов

реализации программы:

1)  повышение качества обучения, которое может быть выражено:

• в повышении качества чтения и, как следствие, успеваемости обучающихся;

•   в повышении уровня выполнения различных диагностических и творческих работ;

2)  создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

3)  формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, которые можно проследить по результатам диагностики;

4)   совершенствование нравственных качеств обучающихся, которое можно проследить по результатам диагностики уровня воспитанности школьников;

5)  изменение отношений «ученик –  учитель – родитель» в сторону сотрудничества, которое можно проследить по результатам диагностики;

6)  формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

•в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;

7)  повышение квалификации учителя, которое может быть выражено:

     •в повышении квалификационной категории;

     •в увеличении числа учителей – руководителей исследовательской  работой школьников;

     •в увеличении числа учителей, занимающихся исследовательской деятельностью;

     •в увеличении числа учителей, принимающих участие в работе творческих групп по данной проблеме;

8)  создание банка данных методических разработок, диагностических работ, рекомендаций для учителей и родителей,   направленных на формирование читательских интересов младших школьников.

        

Нормативно-правовая база программы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года.

 2. Программа развития МОБУ СОШ №7 городского округа город Нефтекамск на 2010-2015 г.г.;

 3. Устав МОБУ СОШ № 7 городского округа город Нефтекамск, 2009 г.

 4.Основная образовательная программа начального общего  образования МОБУ СОШ №7 городского округа город Нефтекамск, 2012 г.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Учебно-методический комплект  «Школа России»
  2. Учебно-методический комплект  «Начальная школа 21 века»
  3. Журнал « Начальная школа»

Список использованной литературы

Основная литература

  1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 2012. С. 87-89.
  2. Журнал. Начальная школа. Вединяпина В.А., Горшкова, В.В. Читательские интересы младших школьников.
  3. Учим успешному чтению. Сост. Т.Г.Галактионова, Е.И.Казакова и др. М.: Просвещение, 2011.
  4.  Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Начальная школа. – 2010. №11.
  5. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению /А.М.Кушнир//Начальная школа. – 2010. - №5. – С.71-73.
  6. Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2009, №12
  7. Ясюкова Л.А., Зимбули А.Е. Создание педагогических условий для формирования читательских интересов учащихся//Педагогический вестник, №10, 2010. С. 13-16.

Дополнительная литература

  1. Вахтеров, В.П. О внеклассном чтении учащихся // Образование. -1961.-Ко 1.-С. 66-80.
  2. Выготский JI.C Воображение и творчество в школьном возрасте. 1967.-93с. 
  3. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников.//Начальная школа. – 1989г. – с. 33-38.
  4. Климанова Л.Ф. Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 кл. – Просвещение. – 2006 г.
  5. Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя / М.Н.Оморокова. – М.: Аркти, 1999. – 160с.
  6. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
  7. Светловская Н.Н. Законы формирования читателя // Начальная школа. 2003 №1. С.11-18.
  8. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе – М.: Просвещение, 1997.
  9. Семейное чтение в год семьи. Сост. Т.Д.Жукова. – М., 2008.
  10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: 1968. 
    Интернет-ресурсы

  1. http://window.edu.ru/library/pd «Вместе с книгой мы растём».

  2. http://www.info-library.com.ua «Читательский интерес».

  3. http://az.lib.ru «Электронная библиотека».

    4.  http://tagillib.ru «Индивидуальная работа с читателем».

    5. www.childpsy.ru «Семейное чтение».

    6. http://www.dissercat.com «Работа с текстом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации познавательной деятельности

        Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя начальны...

Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"

«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»...

Программа читательского интереса младших школьников средствами проектной деятельности.(2 класс)

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Усилить воздействие книги как средства познания окружаю...

Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих (креативных) способностей учеников, индив...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Педагогический опыт "Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и которы...