Проект «Детские экспедиции»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей, ориентирующее эту деятельность на социально-нравственные ориентиры.
Идея проекта: совершенствование деятельности классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию, и вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность обучающихся 1 ступени посредством использования краеведческих музеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и сопровождение деятельности школьников, направленной на гражданско-патриотическое и духовное воспитание, на основе приобщения к краеведческому музею разных улусов.
Краткая аннотация проекта.
Проект разработан и осуществляется инициативной группой родителей и классного руководителя Петровой Г.М. МОБУ СОШ №17 г. Якутска РС(Я).
Данный проект продиктован необходимостью совершенствования содержания, методов и технологий патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе, стремлением создать единое пространство гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей, ориентирующее эту деятельность на социально-нравственные ориентиры.
Идея проекта: совершенствование деятельности классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию, и вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность обучающихся 1 ступени посредством использования краеведческих музеев.
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 3 года.
- 2009-2010 г.г. Организационно – подготовительный
- Формирование рабочей группы экспедиций в Таттинский, Амгинский и Уус-Алданские улусах;
- Исследования состояния проблемы гражданско-патриотического воспитания в классе;
- Выбор места экспедиций;
- Проведение научно-методического семинара по темам: «Исследовательская деятельность младших школьников»;
- Проведение мастер-классов: «Методы коллективной работы над проектом», «Технология включения детей в социально значимую проектировочную деятельность»;
- Подготовка учебно-материальной базы: приобретение компьютерной техники;
- Подготовка нормативно-правовой базы;
- Разработка программы «Мой исследовательский проект»;
- Разработка системы оценки результатов организации и сопровождения поисково-исследовательской деятельности обучающихся.
- 2010-2013г.г. Основной
- Внедрение и апробация новых организационных форм и совершенствование педагогических технологий;
- Апробирование программы «Мой исследовательский проект»;
- Организация и сопровождение детских исследовательских экспедиций;
- Ежегодное проведение внутри классной НПК «Шаг в будущее»;
- Создание страницы «Детская исследовательская деятельность обучающихс» на сайте школы для освещения материалов в рамках проекта;
- Выпуск внутри классной газеты «Унугэс» для публикации проектов обучающихся;
- Участие в городских, республиканских, региональных, международных НПК школьников;
- Обсуждение в группе результатов деятельности. Проведение круглых столов по теме проекта.
- 2013г. Обобщающий.
- Анализ и коррекция содержания деятельности в рамках проекта.
- Презентация положительных результатов;
- Разработка пакета методических рекомендаций по организации и сопровождению детских исследовательских экспедиций школьников;
Информация об авторе проекта.
Петрова Галина Михайловна – учитель начальных классов, победитель ПНПО «Лучший учитель России-2009», Почетный работник общего образования РФ, учитель высшей квалификационной категории.
Актуальность проекта: государственная политика патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан приобретает концептуально-программные и практические очертания. Сегодня, как никогда на государственном уровне гражданско-патриотическое и духовное воспитание выделено в качестве приоритетного направления, наш проект, который направлен на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, мы считаем особенно актуальным.
Главные составляющие социального проекта:
Первое – ориентация на конкретный адресат. Не ставя глобальных задач, проект решает те, которые важны для данного общества.
Второе- ребенок сам принимает решения, с установкой на свободу выбора и предоставление различных возможностей знакомства с музейными собраниями.
Третье – партнерские технологии. Осуществляя подобный проект, коллектив обращается к местным властям, общественным организациям и спонсорам.
Таким образом. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное образование возможно посредством детских исследовательских экспедиций.
Цели и задачи проекта.
Цель.
Создание воспитывающей среды посредством включения школьников в совместную поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Сохранить историческую преемственность поколений, воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов РС(Я)
и России;
формировать духовно-нравственные качества личности;
воспитывать патриотизм;
формировать проектно-исследовательские, коммуникативную, информационную компетенции у обучающихся;
способствовать реализации индивидуальных, творческих, личностных и научных возможностей школьников;
обеспечить возможности для самореализации, социализации учащихся;
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Проект направлен на формирование гражданского сознания школьников, способствует созданию единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, обеспечивает выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч, а так же экскурсий, экспедиций, коллективных выходов в музеи других школ улусов, поездок.
Проект рассчитан на начальную ступень учебно-воспитательного процесса. Организацию и руководство реализации проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, в тесной связи с родителями.
Срок реализации проекта – рассчитан на несколько лет, осуществляется поэтапно, с постепенным расширением работы патриотической направленности.
Учебный проект: Экспедиция в «Таттинский улус»
Авторы проекта: Петрова Г.М., Бястинова Е.С.
Участники: Вырдылина Дайаана, Ханин Витя
Проект ориентирован для учащихся начальных классов. Школьные группы могут принимать участие в проекте совместно с педагогами или родителями.
Краткая аннотация проекта
В ходе реализации проекта организуются экспедиции для исследования уникального музея под открытым небом, основанным Д.К. Сивцевым-Суорун Омоллооном в селе Чоркох, музея-усадьбывеликого сына народа саха П.А.Ойуунского, этно-краеведческого музея Хадаайы в Таттинском улусе. Каждый участник проекта выполняет конкретные исследовательские задачи, использует и, формирует отчет и представляет результаты по своему сектору исследования.
Исходя из исследовательских задач экспедиционная группа загодя выбирает объект исследования, планирует проживание в условиях полевого лагеря(гостиницы).
Экспедиционная форма исследования наиболее показательна в плане образовательной задачи привития исследовательских навыков школьникам.
В начале учебного года школьникам совместно с родителями предлагается создать инициативную группу. Группа должна регулярно встречаться и обсуждать этапы подготовки проекта. Работа группы по форме напоминает работу кружка. Прежде всего этот проект ориентирован на внеклассную работу. Проект затрагивает многие вопросы духовно-нравственного воспитания. Юные участники выступают с докладами на учебных предметах по тем направления , которые разрабатываются в ходе проекта.
Нами накоплен богатый опыт организации школьных экспедиций по изучению родного края. В частности в 2011 году мы организовывали экспедицию в Таттинский Улус, в 2012 году мы провели экспедицию на реку Амга, в 2013г. в Уус-Алданский улус. Целью моей работы является описание наработанного опыта по организации учебно-исследовательских экспедиций в стиле проектной методики.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Что будет, если мы не будем изучать родной край?
Проблемные вопросы
Вопросы касающиеся организации экспедиции
- Что такое экспедиция и чем она отличается от туристической поездки или похода ?
- Что нужно брать с собой, для того чтобы его можно было использовать в экспедиции ?
- Какие опасности могут ожидать экспедиционную группу и как их избежать ?
Вопросы исследования экспедиции
- Где и кем был создан музей ?
- Какие ценные объекты и экспонаты есть ?
- Как жили наши предки ?
- Как изменяется быт наших предков ?
- Какие знаменитые люди жили в Таттинском улусе ?
- Какого природа и растительный мир Таттинского улуса ?
Учебные вопросы
- Какими бывают музеи ?
- Какие экспонаты наиболее интересны ?
- Как называются предметы быта и объекты балагана и юрты ?
- Какие обряды нужно знать ?
План проведения проекта
- Организационное собрание группы. Выбор исследовательских направлений участников группы.
- Презентация проекта экспедиции перед администрацией учебного заведения и родителям (потенциальным инвесторами). Расчет стоимости проекта.
- Поиск средств для реализации проекта.
- Подготовка оборудования, детальное планирование маршрута.
- Экспедиция.
- Представление результатов экспедиции.
Визитная карточка проекта
Визитка проекта
Публикация учителя
Печатное издание в газете «Кэскил» и в методическом журнале для учителей начальных классов «Бастакы Урдэл».
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.
Презентация учителя
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Дневник экспедиции
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
Итоговое оценивание
Бланк оценки вики-статьи
Хочется заполнить этот раздел в стиле написания научных проектов, когда оценивание является успешность прохождения проекта и достижения проектом результатов. В нашем случае целью оценивание будет – привития ответственности группы к своевременному выполнению заданий и демонстрация с целью распространения изученного.
Шаблон: Исследование – примерный план написания вики-статьи исследования учеником.
Шаблон копируется на страничку ученика.
Достижения учащихся в НПК:
2010 | 2 | Сидоров Петя | «Влияние света, воды и температуры на рост растений» на НПК ДДТ «Шаг в будущее». | Город 2 место |
2010 | 2 | Иванов Вова | «Олонхо5о ат хайдах которо» на НПК ДДТ «Шаг в будущее». | Город 3 место |
2010 | 2 | Федоров Федя | «Вред газированных напитков» на НПК ДДТ «Шаг в будущее». | Город 3 место |
2011 | 2 | Васильев Артем | «Музыка и математика» на городской НПК «Эврика». | 1 место |
2011 | 2 | Атласова Нрыйаана | «Олонхону ойуулаан кордоруу» на городской НПК «Эврика». | 1 место |
2011 | 2 | Охлопкова Сайаана | «Дайконд- сладкая редька» на городской НПК «Эврика». | 2 место |
2011 | 2 | Константинов Тимур | «Саха торут оонньуулара о5ону итиигэ суолтата» на городской НПК «Эврика». | 3 место |
2011 | 2 | Иванова Нария | «Влияние человека на воду» на семейной НПК «Мир вокруг меня» | Город 3 место |
2011 | 2 | Никифорова Куннэй | «Сайылыгым кэрэ сибэккилэрэ» на семейной НПК «Мир вокруг меня» | Город 2 место |
2011 | 2 | Сидоров Петя | «Влияние света, воды и температуры на рост растений» на семейной НПК «Мир вокруг меня» | Город 2 место |
2011 | 2 | Федоров Федя | «Вред газированных напитков» на семейной НПК «Мир вокруг меня» | Город 2 место |
2011 | 2 | Олесов Максим | «Тиэргэним эмтээх отторо» на семейной НПК «Мир вокруг меня» | Город 3 место |
2011 | 3 | Васильев Артем | «Создание мультфильма в домашних условиях» на городской НПК «Ступеньки к творчеству» | Город 1 место |
2011 | 3 | Федоров Федя | «Электромагнитные излучения сотовых телефонов, портативных компьютеров, телевизоров»МАН Интеллект будущего | Диплом 1 степени Г.Обнинск |
3 | Федоров Федя | «Вред или польза газированных напитков» МАН Интеллект будущего | Диплом 3 степени г.Обнинск | |
2012 | 3 | Федоров Федя | «Электромагнитные излучения сотовых телефонов, портативных компьютеров, телевизоров» Всероссийская НПК «Юный исследователь»в рамках 7 г Российского Рождественского фестиваля | Лауреат 2 степени г.Обнинск |
3 | Иванов Вова | «Конь богатыря в народном эпосе «Олонхо»» Всероссийская НПК «Юный исследователь» | Лауреат 2 степени г.Обнинск | |
3 | Мальцева Юля | «Вреден ли шум?» на Республиканской НПК «Наше здоровье в наших руках». | Республика 1 место | |
3 | Никифорова Куннэй | «Удивительные цветы моего аласа» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня» | Республика 1 место | |
3 | Бястинова Айсиэна | «Сахалыы аат киhи оло5ор суолтата» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня» | Республика 2 место | |
3 | Охлопкова Сайаана | «Лекарственное растение расторопша-мягкая» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня» | Республика 3 место | |
3 | Сидоров Петя | «Утилизация бытовых отходов» на республиканской семейной НПК «Мир вокруг меня» | Республика 3 место | |
3 | Корякина Айыына | Международная олимпиада «Золотое руно». | Республика 1 место | |
2012- 2013 | 4 | Атласова Нарыйаана | Городская НПК «Шаг в будущее» «Ос хоьооноорунан о5ону иитии суолтата» | Город 1 место |
4 | Атласова Нарыйаана | Городская экологическая НПК «Кулаковские чтения». | Город 2 место | |
4 | Васильев Артем | Городская экологическая НПК «Кулаковские чтения» « Создание мультика «Берегите лес»». | Город 3 место | |
4 | Иванов Вова | Городская НПК «История родного края» «П.А.Ойуунускай оло5о уонна кини дойдутун устун айан». | Город 1 место | |
4 | Васильев Артем | Республиканская НПК «Шаг в будущее» «Изучение характера человека по его почерку». | Республика диплом 3 степени | |
4 | Мальцева Юля | Городская НПК «Шаг в будущее» «Определение аскорбиновой кислоты в продуктах питания». | Республика Диплом 3 степени |
Публикации учащихся:
- В сборнике докладов 2 Республиканского НПК «Кочневские чтения» опубликованы работы Николаевой Насти, Охлопкова Айсена, Семенова Айысена, 2009г.
- Захарова Настя, Бястинова Айсиэна, Олесов Максим – «По следам предков» в республиканском журнале для учителей начальных классов «Первая ступенька» №3, 2010 г.
- В сборнике докладов научных работ по экологии учащихся СОШ№17 г.Якутска «Знай, люби и изучай родной край» опубликован доклад Федорова Феди, январь 2011г.
- О поездке на международный фестиваль в г. Москва, Санкт-Петербург, Финляндию во время зимних каникул в республиканской газете «Кэскил» февраль,2012г.
- Тимуровское движение в Уус-Алданский улус с.Бэйдинэ, газета «Кэскил» 16 апреля, 2013г.
- В сборнике докладов «100 лучших работ» Всероссийская НПК «Юный исследователь» в г.Обнинске опубликован доклад Федорова Феди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская организация вчера и сегодня"
Разработка проекта включает: программу, план, задания, оценочный лист. Расчитана на 3-4 классы...
Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"
В рамках проекта "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя" был создан проект:"Вода...
Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."
Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...
Проект Детская организация "Родничок" Творческий коллектив МБОУ "Старорузская СОШ с УИОП" занял первое место в областном конкурсе за разработку данного проекта
Мы считаем, что важно начинать работу по социальной адаптации детей и подростков с раннего возраста. Поэтому главную роль отводим детской организации «Родничок», которая объединяет детей с семилетнего...
Проект "Детские писатели. Агния Барто"
Актуальность:Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые мы ставим перед собой – это привитие интереса и любви к чтению. Ак...
Урок-проект "Детская площадка"
Цель урока: развивать воображение, мышление, память, речь, самостоятельность....
Занятие по робототехнике. 2 класс. Проект «Детская площадка»
Цель: Конструирование трех моделей.Задачи: 1.Выполнить коллективный проект создания детской игровой площадки.2.Развить умения работать по предложенным инструкциям. Развивать творческий потенциал, вооб...