Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.
статья по теме

Комина Ольга Ивановна

    Профессиональный деловой мир остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников  школы.  Коммуникативная компетентность –это готовность и способность к взаимодействию с другими людьми, важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kom.kompetentnosti.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетентности

младших школьников.

    Профессиональный деловой мир остро ощущает дефицит в практических коммуникативных умениях выпускников  школы.  Коммуникативная компетентность –это готовность и способность к взаимодействию с другими людьми, важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность.

    Если мы посмотрим на список «общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности», предлагаемых Стандартом, мы увидим, что половина из них связана с коммуникацией:

-адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;

-владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

-владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;

-составлять план, тезисы, конспект.

Таким образом, коммуникативная компетентность –это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.

В ее структуре выделены следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных.

Раскроем смысл каждого компонента, обозначая его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах. Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Ценностно-смысловой компонент –это ценности, которые активизируются в общении, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции значителен для человека. Например, для обращения с просьбой к кому-либо важно, какой смысл это имеет для просящего. По мнению одного ребенка, просить –значит показывать свою зависимость и слабость, поэтому он не будет этого делать, а по мнению другого, если он считает , что «никто никому ничего не должен» и он получит отказ, то и просить ничего не будет. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае «работает» личностный смысл, который не позволяет просить.

Личностный компонент образует особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, ригидность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать  его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

 Поведенческий компонент коммуникативной компетентности образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение.

Общепринятого подхода к классификации коммуникативных умений не существует. В основе данной позиции –ориентация на опыт детей.

Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы:

1.Базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие, прощание, обращение, просьба о поддержке, помощи, об услуге, оказание поддержки, помощи, услуги, благодарность, отказ, прощение.

2.Процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, говорить перед другими, слушать других, сотрудничать, управлять, подчиняться.

Приведенная классификация может служить основой развития коммуникативных умений учащихся.

Различают следующие аспекты формирования коммуникативной компетентности:

Аспект

Деятельность ученика

Письменная коммуникация

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры (пример: открытки-поздравления,  открытки-приглашения, письмо другу и т. д.)

- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцов ( текст может включать элементы графики)

Публичное выступление

- владеет приемами монологической речи;

- готовит план выступления;

- соблюдает нормы публичной речи и регламент;

- использует паузы для выделения смысловых блоков для выступления;

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание;

Диалог

- воспринимает содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии, определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам;

- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами;

- отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;

- умеет договариваться, учитывает желания свои и партнера;

-  умеет взаимодействовать на равных;

- уверен в себе, доброжелателен, справедлив.

Продуктивная групповая коммуникация

- ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения;

-  ученики дают ответ ( выполняют задания ) в  соответствии с заданием для групповой работы;

-  ученики разъяснили свою идею или свое отношение к идеям других членов группы;

- знают что значит сотрудничать;

- умеют принимать помощь;

- умеют  отказаться от своего решения ради блага коллектива;

-умеют принять других людей, как ценность;

- проявляют качества личности: уважение к людям,  доброжелательность, стрессоустойчивость, альтруизм, неконфликтность, оптимизм, ориентация на успех.

Посмотрим, возможно ли формировать данную компетентность через УМК «Начальная школа 21 века»?

Напомним основные положения концепции  учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века»:

1.Приоритетной целью начального образования является развитие личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться-значит умеет «учить себя»).

2.Ученик-равноправный  участник обучения, он в равной степени отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Задача учителя –способствовать развитию его активности и самостоятельности, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств ее решения, осуществлять контроль и  самоконтроль.

3.Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос.

Из анализа  содержания программы  УМК «Начальная школа 21 века» видно, что он ориентирован на достижение каждым обучающимся определяемых Стандартом результатов образования в виде сформированности ключевых компетентностей, в том числе и коммуникативной.

Вышеперечисленные  аспекты коммуникативной компетентности находят свое отражение в учебных пособиях  комплекта уже с 1 класса.

предмет

задания

аспект

русский язык

Тема: «Ударение. Развернутое толкование значения слов. Речевая задача «Исторические места. Приглашение на экскурсию» с.55 упр.2

-Прочитай приглашения на экскурсию в Кремль, составленные Ниной и Витей.

- На какое приглашение откликнется больше ребят? Почему?

-А куда бы тебе хотелось пригласить одноклассников? Составь приглашение так, чтобы ребята заинтересовались экскурсией.

письменная коммуникация

                                                                                                                                       литературное чтение

Тема: «В.Осеева «Кто хозяин?» с.66

-Чтение рассказа.

-Ответы на вопросы учебника.

-Озаглавливание каждой части рассказа словами из текста, составление плана.

-Пересказ каждой части.

-Пересказ рассказа по составленному плану.

публичное выступление

русский язык

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «кто? что?».Речевой этикет. Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения, отказа».

с.20 упр.1

-Одноклассники зовут тебя на стадион поиграть в футбол, а мама просит тебя сходить в магазин. Какое решение ты примешь? Какой разговор возможен с мамой? А какой – с ребятами? Разыграй сценки.

диалог

русский язык

Тема: «Слова, отвечающие на вопросы «что делать? Что сделать?» Профессии родителей».

с.57 упр.2 (работа в парах)

-Какие вопросы ты выберешь, если хочешь узнать о профессии мамы друга? (работа над заданием)

-На какие вопросы можно ответить, не назвав профессию? Почему?

-Какой вывод мы можем сделать? (чтобы тебя понимали, речь должна быть точной)

продуктивная групповая коммуникация

Постепенно усложняясь, задания учебников и тетрадей с печатной основой, направленные на формирование коммуникативной компетентности находят свое продолжение во 2, 3, 4 классах.

Благодатной почвой для формирования коммуникативной компетентности  через УМК «Начальная школа 21 века являются такие предметы, как русский язык, окружающий мир, литературное чтение.

Успешность работы по учебнику «Русский язык» под редакцией С.В.Иванова, А,О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой  во многом зависит от понимания концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержание курса. Одной из идей является развитие устной и письменной речи учащихся (решение коммуникативных задач). В соответствии целями обучения материал в учебнике структурирован по трем содержательным блокам «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Задания рубрик и упражнений часто предполагают проблемное обучение и работу в парах. Следовательно, учителю необходимо контролировать достигнутые учениками результаты, организовывать обсуждение языковых ситуаций, цели и смысла работы, доказательно объяснять свою точку зрения.

Например, при изучении темы «План текста» 2 класс, с.95 упр.2 «Придумай текст, в котором говорится о твоей любимой книге. Он должен содержать 3 абзаца и заканчиваться предложением: «Вот почему я так люблю эту книгу!».

При изучении темы «Учимся писать суффикс –ок – в именах существительных» 3 класс с.20 в начале  урока рубрикой «Подумаем вместе» обозначена проблемная ситуация (учебная задача): «Понаблюдай за суффиксом –ок- в словах адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, волосок, волчок,  попробуй заметить особенности написания данного суффикса и сделай вывод : «Суффикс –ок- всегда под ударением. После шипящих в суффиксе –ок- пишется буква о».

При изучении темы «Учимся писать изложение» 3 класс с.3  рубрика «Работа в парах» рекомендует  выполнить упр. 2  «Прочитай текст. Составь его план. После этого постарайся к каждому пункту плана записать своими словами –самое главное –предложение. У тебя должен получиться маленький текст».

При изучении  предмета «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф.Виноградовой  целями обучения являются приобщение детей к социальному опыту и культуре, воспитание правильного взаимодействия с природной и социальной средой,  высших нравственных чувств,  формирование речи ребенка. Значимой задачей является обогащение понятий «культура поведения» и «культура взаимоотношений». Это еще раз подтверждает, что предмет окружающий мир так же способствует формированию коммуникативной компетентности.

Отдельный блок «Кто ты такой?» посвящается обсуждению проблемы «Я-человек». Задачи этого урока: дать представление об индивидуальности человека, развить интерес к познанию себя как индивидуальности. Блок «Кто живет рядом с тобой?»  начинается с изучения темы « Эти разные, разные семьи». Уроки данного блока позволяют ученикам подойти к осознанию семьи как ячейки общества. Кроме того специальные разговоры о членах семьи, их взаимоотношениях, традициях, общих увлечениях позволяют воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи. Дети с удовольствием делятся впечатлениями о жизни в своей семье, что развивает желание и умение обмениваться мнениями. Задача блока «О правилах поведения» -формирование навыков культурного поведения в окружающей среде. Конечно, если дети не научатся правильно взаимодействовать друг с другом, уважать взрослых, быть внимательными к старым и больным, то недостатки такого воспитания уже будет очень трудно исправить. Младший школьник уже входит  в достаточно широкий круг взаимодействия  со средой обитания, и все, что касается взрослого человека,  относится и к нему: он страдает от неправильного поведения с объектами природы, ему нравится или не нравится общаться со сверстниками, ему приятно взаимодействие со взрослыми людьми и он его боится, он переживает события социальной жизни или равнодушен к ним.

Изучение современной жизни невозможно без раскрытия вопросов, связанных с правами граждан государства. Поэтому задача блока «Россия- твоя Родина» подвести детей к осознанию того, что государство защищает своих граждан, что каждый из них имеет определенные права и может жить в соответствии с ними.

Совместное с детьми обсуждение в форме учебного диалога строится на проблемных ситуациях. Учебник имеет сюжетную линию и два школьника Даша и Егор отвечают на поставленный вопрос. Задача ребенка высказать свою точку зрения, оспорить чужую и в процессе коллективного рассуждения попасть в ситуацию правильного ответа.

Например, при изучении темы «Правила поведения» 2 класс с. предлагается обсудить, кто из двух детей, ответивших на вопрос «Должен ли человек выполнять правила поведения?», прав:

Даша: Человек должен выполнять правила поведения, иначе жить будет очень трудно. Нельзя, чтобы каждый вел себя, как ему хочется.

Егор: Мне кажется. Что нужны только правила дорожного движения, а остальные не нужны.

Кто из детей прав? Как думаете вы?

В чем состоит проблемность этой ситуации? Какие умственные действия должны совершить школьники, чтобы ответить на вопрос? Во-первых, проанализировать ответы Даши и Егора и выделить общее и различное в них. Во-вторых, сформулировать свое предположение. В третьих- сравнить свое высказывание с другими и установить общие черты всех высказываний. Затем нужно привести доказательства, которые подтверждают истинность высказывания.

Из словесных методов обучения в УМК «Начальная школа 21 века» увеличивается доля такого метода обучения как беседа. Беседа-это совместное обсуждение какой-либо проблемы, в результате чего появляется общая точка зрения на предмет обсуждения. Для решения главной задачи беседы вопросы по возможности должны быть проблемными: «Выскажите свое мнение», «Как вы думаете», «Какой ответ из приведенных вам кажется наиболее полным, верным?» Большое значение имеют альтернативные вопросы, предоставляющие учащимся право выбора и развивающие умение выстраивать доказательства. Например, на одном из уроков по теме «Семья» 2 класс с. дети беседуют о семье: Чем одна  семья отличается от другой? Чем все семьи похожи? Что объединяет членов семьи? Когда членов семьи можно назвать добрыми, внимательными, отзывчивыми? В каких случаях нужно помогать взрослым в семье: когда они просят об этом, или по собственному побуждению? Указанные вопросы не являются формальными, именно это позволяет подвести детей к пониманию специфики семьи как социального института, определить особенности своей семьи, увидеть свое место в семейном коллективе.

Формирование коммуникативной компетентности на уроках окружающего мира предполагает использование игровых методов обучения, а именно сюжетно-ролевых игр. Ролевая игра развивает очень важные и необходимые для обучения психические процессы –воображение и речь. Игре предшествует развертывание воображаемой ситуации: заканчивая изучение раздела «Как жили наши предки» 3 класс с. 28 «Представим себе, что все мы –жители Древней Руси. Кто-то из нас живет в небольшом поселке на берегу реки, другие- в главном городе… Выбери себе роль и расскажи: «Кто ты? Где живешь? Чем занимаешься? Есть ли у тебя семья и что делают ее члены? Как ты выглядишь? Во что одет? Опиши свой дом».Темы для развертывания учебных ролевых игр могут быть самые разнообразные: «Мы –участники Голубого и Зеленого патруля», «Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное или растение. Расскажи о себе: как тебя зовут, где ты живешь, что ты любишь?», «Поиграем в семью. Ты – мама, ты- бабушка, ты- старший брат… Мама звонит бабушке, брат разговаривает с другом, к вам зашла соседка…»

Творческие  задания представлены в учебнике и рабочей тетради рубрикой «Сочинялки». Они развивают умение школьников творчески осмыслить ситуацию, продолжить или придумать рассказ, потешку, загадку, разыграть юмористическую сценку, инсценировать небольшое художественное произведение,  развивают описательный и повествовательный типы речи, учат строить сюжет, диалог, описание.  При изучении темы «В некотором царстве…» 2 класс с. в тетради с печатной основой есть творческое задание «Придумай сказку «Что случилось с грибами». Начни так: «Жили-были Старик –боровик, Лисички-сестрички да Опята- дружные ребята. Однажды…»

Одним из разновидностей творческого задания является рассказ-этюд о каком-нибудь явлении или предмете окружающего мира. Например, каждый из детей получает рисунок цветка анютиных глазок и в соответствии с его цветовой гаммой составляет словесное описание цветка. Вот пример детской зарисовки: «Мой цветок совсем синий. Как будто кругом ночь и все спят. Только горит одно окошко. Кому-то не спится». А вот другой пример: «Расцвела яблонька весной. Вся в розовых цветочках. Стоит нарядная, как девочка с розовыми бантиками».

Формированию коммуникативной компетентности на уроках окружающего мира способствуют и такие виды работ, как работа в парах и группах. При изучении темы «Боги древних славян» 3 класс тетрадь с печатной основой  с.17 рекомендует учащимся выполнить задание № 36 в парах «Прочитайте текст «Народные праздники». Разделите его на части, озаглавьте каждую их них». Или при изучении темы «Что создавалось трудом крестьянина» 3 класс с. 19 задание № 43 повышенной трудности нужно выполнить в группах «Поработайте в группах. Выскажите предположения: какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью? 1 группа- ловля рыбы, 2 группа- обработка дерева. 3 группа – производство металла, 4 группа –изготовление посуды.»

 

Особенностью курса «Литературное чтение» под редакцией Л.А.Ефросининой является развитие речи учащихся. Литературное образование невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений –все это является одной из главных задач уроков литературного чтения.

На решение этой задачи в значительной степени направлено и содержание произведений, и система заданий к текстам, и доступные объяснения литературоведческих понятий, и введение в учебнике особой рубрики «Словарь объяснит тебе непонятные слова» , которая дает объяснение значения отдельных слов. В учебнике широко представлены упражнения по подбору синонимов к новым, не известным детям словам, учащихся специально учат составлению словариков по теме чтения. Поэтому автор учебника предлагают проводить различные упражнения со словом: объяснении смысла, составление предложения, пересказ отрывка, выполнение творческих работ. Подобные задания, постепенно усложняясь, проходят через весь курс литературного чтения.

 Трудно добиться хорошего уровня литературного развития учащихся, научить их понимать прочитанное, размышлять над образами героев, если постоянно не включать их в творческую самостоятельную активную деятельность (рубрика «Проба пера. Выполни творческую работу»). Работа с текстом любого произведения требует выполнения заданий воссоздающего характера (пересказать текст, составить план), которые служат для формирования специальных умений и навыков. Но уже с первых уроков грамоты и слушания в 1 классе, а затем во 2-4 классах постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Затем задания усложняются: сравнение нескольких произведений на одну и ту же тему, сопоставление героев разных произведений –это творческие работы , которые уже носят исследовательский характер. Например, при сравнении начала сказок дети с первого класса проводят своего рода исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», « Жил на свете…» и т.д. А дальше, во 2-4 классах, учащиеся анализируя сказки, знакомятся с присказкой и разными зачинами сказки.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима система упражнений и заданий, которая позволила бы шаг за шагом формировать умения выполнять творческие задания. Какие это могут быть шаги? Например, с 1 класса дети учатся пересказывать прочитанное. Но можно просто пересказать сказку, а можно рассказать с изменением лица рассказчика-это и будет творческая деятельность, которая может быть осуществима, если произведение знакомо детям. Пересказ сказки «Колобок» от имени Колобка вызывает интерес у детей, требует переосмысливания сказки. Наблюдения за детьми показали, что каждый ребенок пересказывает в этом случае сказку по-своему, внося элементы собственного творчества, добавляя доказательные подробности.

Творческой работой является и объяснение поступков героев произведения от лица одного из персонажей. Например, можно предложить детям , чтобы Заяц из сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»   оценивал поступки Ежа. Эта работа заставляет по-другому задуматься над содержанием сказки, высказать свою точку зрения.

Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения. Это могут быть сказки и рассказы с героями изученных произведений. Таким образом, творческая деятельность учащихся будет развиваться, если с 1 класса вводить задания и упражнения для самостоятельной работы с изучаемым произведением. Система таких вопросов и заданий разработана в тетрадях к учебникам «Литературное чтение» (2 класс «А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» с.55 упр.4 «Попробуй сочинить двустишие с рифмой «капель-апрель»).  

Далее приведены виды творческой деятельности на уроках литературного чтения в соответствии с возрастными особенностями учащихся, большая часть которых представлена в учебнике и тетради с печатной основой по литературному чтению :

1 класс

1.Составление слога.

2.Составление слова.

3.Составление предложения по картинке, по началу слов, закончи предложения.

4.Игры «Доскажи словечко», «Верни слово на место», «Подбери рифмы к словам», «Сочини чистоговорку», «Буква заблудилась», «Буриме».

5.Составление скороговорок, чистоговорок.

2 класс

1.Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из текста.

2.Серия рисунков к одному тексту (иллюстрирование одного предложения или абзаца).

3.Нарисуй портрет героя, а затем устраивается конкурс «Кто точнее?».

4.Составление писем, телеграмм от имени героев.

3 класс

1.Сочинение стихотворений по данному началу.

2.Закончи стих и самостоятельно напиши стихотворение.

3.Сочинение загадок, считалок, потешек.

4.Составление диафильмов.

5.Инсценировка произведений.

4 класс

1.Составление карты волшебной страны.

2.Защита фантастических проектов.

3.Составление программы для выборов мэра.

4.Изобрази, как представляешь (это задание можно использовать после чтения произведений о природе), напиши свой рассказ, сказку, стихотворение.

5.Пишем, подражая автору.

6.Самостоятельное составление сказок.

                   На протяжении всех лет обучения проводятся:

  1. Сочинения по картине, по музыкальному произведению, по прочитанной книге, по наблюдениям в природе, по событиям в жизни.
  2. Описание предметов.
  3. Разгадывание ребусов, шарад, анаграмм и самостоятельное их составление.
  4. Изготовление книжек-самоделок.

             Границы творчества неуловимы, ибо оно может проявиться и в малом: в особом, насыщенном чувством голосе, в уместной шутке, в создании юмористической ситуации, в сопереживании литературному герою, в перевоплощении в него, в наблюдательности, в умении сделать неожиданный вывод, обобщение.

Методический аппарат учебника «Математика» под редакцией В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой разработан с учетом деятельностного подхода к обучению. На страницах учебника «активно действуют» два персонажа –Волк и Заяц. Ученик должны вникнуть в то, что делают персонажи, проверить и оценить способ действия каждого из них, выбрать рациональный. Изучая тему «Умножение и деление на 5. Пятая часть числа» во 2 классе с.4 в рубрике «Обсудим вместе» учащимся задаются такие вопросы: «Сколько здесь всего рублей? Как решил задачу Волк и как – Заяц? Кто из них быстрее справился с заданием? Почему?» Нередко учащиеся находят и свой, оригинальный, способ действия.  Учебник содержит материал, предназначенный для организации разнообразных видов и форм работы с детьми: устной работы (коллективное обсуждение учебной задачи, устный счет, решение задач без выполнения записей) и письменной работы (запись решения задач, выполнение геометрических построений). При изучении темы «Деление на однозначное число» 3 класс с.83 учащиеся обсуждают учебную задачу «Волк и Заяц собрали  в саду 204 яблока  и раскладывают их поровну в 3 корзины. Сколько яблок будет в каждой корзине? Сначала Заяц предложил Волку разложить яблоки сотнями. Но Волк сказал, что в числе 204  только 2 сотни, а корзин 3. Тогда Заяц подумал и сказал, что нужно попробовать раскладывать яблоки десятками…»

       Итак, анализ учебно- методического комплекта «Начальная школа 21 века»  показал, что комплект  удовлетворяет требованиям Стандарта и ориентирован на достижение каждым обучающимся результатов образования в виде сформированности коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности имеет особую значимость в жизни человека. Ее формированию нужно уделять пристальное внимание, так как именно дошкольный и школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность, эмоциональное благополучие в классном коллективе,  она рассматривается как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

  В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информа...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Представлен опыт работыпо формированию коммуникативной компетентности младших школьников....

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...