Отправная точка развития мышления
учебно-методический материал на тему

Кулько Зоя Ивановна

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Отправная точка развития мышления»

Авторская  концепция

Кулько Зои Ивановны

учителя начальных классов

МКОУ «Воробьёвская СОШ»

Воробьёвского района

Воронежской области

           

2015 год

 Те, кто по- настоящему умеют думать,

 знают, зачем им это нужно…

                                       (Дайна Халперт) 

Программа развития муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Воробьёвская средняя общеобразовательная школа» предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению.

В своей работе я использую учебники учебно-методического комплекта «Гармония». В нём реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего - это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть обучающийся, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы  универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.  

Среди многих меня очень заинтересовала «Технология развития критического мышления» (ТРКМ), которая была создана американскими авторами.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления (КМ) являются:

- оценочность,

- открытость новым идеям,

- целостное рассмотрение ситуации,

- стремление к разносторонней осведомленности,

- поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований),

- склонность к применению навыков критического мышления в жизни.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

I фаза  ( 5 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 30 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации)

III фаза ( 10 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

I. Фаза вызова.

 Задачи этой фазы:

1)  Постановка целей урока.

2) Активизация познавательной деятельности учащихся. 

 Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.

В процессе реализации фазы вызова:

Учащиеся:

-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;

-фиксируют высказывания на доске или листах;

-работают индивидуально и в малых группах.

Учитель:

-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;

-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;

-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.

В случае успешной реализации фазы вызова в классе  возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Методы и приёмы ТРКМ для «Стадии вызова»:

«Кластер»        

«Загадка»        

«Мозговой штурм»        

«Отсроченная догадка»        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Да – нетка»        

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

II. Фаза осмысления содержания. (Cмысловая  стадия)

Главной задачей этой фазы в ТРКМ является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.  Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания.

На фазе осмысления содержания:

Учащиеся:  

-осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Учитель:

-может быть непосредственным источником новой информации;

-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;

-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Методы и приёмы ТРКМ для «Стадия осмысления»

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»        

«Дерево предсказаний»        

«Круги по воде»        

«Чтение с остановками»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Метод «Думательных шляп»

«Кластер»

«Двухчастный дневник»

«Бортовой журнал»

III. Фаза  рефлексии.  Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она  становится основной целью деятельности учащихся и учителя.

На фазе рефлексии:

Учащиеся:  

-осознают своё "я", свой опыт  собственных действий и действий других учащихся и учителя;

-получают  рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.

Учитель:

-осознаёт собственные действия и  действия учеников;

-получает  новый  педагогический опыт, развитие мастерства;

-видит эффективность педагогического процесса.

Методы и приёмы ТРКМ для «Стадия рефлексии»

«Синквейн»

«Письмо к учителю»

«Пятиминутное эссе»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

Домашнее задание        

«Загадка»

«Кластер»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Круги по воде»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Технология КМ предлагает 6 типов уроков:

Тип урока 

1 стадия.

ВЫЗОВ 

2стадия.

ОСМЫСЛЕНИЕ 

3 стадия.

РЕФЛЕКСИЯ 

1.Работа

с информационным текстом

Мозговой штурм

Кластер

Инсерт

Возвращение к кластеру

2.Работа

с художественным текстом

Мозговой штурм

Чтение

с остановками

Кластер

3.Взаимообучение

Верные – неверные

Утверждения (прием «Верите ли ВЫ?»)

Зигзаг

Концептуальная или сводная таблица

4. Дискуссия

Толстые вопросы

Перекрестная

дискуссия

Эссе (сочинение)

5. Письмо

Инвентаризация

Составление

чернового варианта. Правка

Редактирование.

Издание (создание готового текста)

6.Исследование

Парная мозговая атака

Заполнение таблицы

Дальнейшее

целеполагание.

Описание техники  технологии РКМЧП

 

 

 

 

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально – парами – группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

– в парах – группах

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации

Разрабатывая такой урок, учитываю:

  1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов).
  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
  3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это – идея, явление, понятие или предмет).
  4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
  5. Переработка содержания  (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМЧП.

Прогнозируемые результаты использования технологии РКМ:

  • Формирует самостоятельность мышления.
  • Формирует способы самостоятельной работы.
  • Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель».
  • Позволяет влиять на цели, методы осуществления и результаты образовательного процесса.

Критическое мышление – это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача – работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;

– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;

– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;

– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;

– учитель должен верить в способности каждого ученика.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире.

Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.

«Творческая духовная жизнь

не есть движение по плоскости,

это – движение вертикально, ввысь и вглубь»

Н. Бердяев


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отправная точка развития мышления Кулько Зоя Ивановна учитель начальных классов МКОУ « Воробьёвская СОШ»

Слайд 2

Те, кто по – настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно… Дайна Халперт 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Учиться вместе , а не просто что-то выполнять вместе — вот суть данного подхода 4

Слайд 5

Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления (КМ) являются: - оценочность , - открытость новым идеям, - целостное рассмотрение ситуации, - стремление к разносторонней осведомленности, - поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований), - склонность к применению навыков критического мышления в жизни. 5

Слайд 6

В процессе применения технологии развития критического мышления: - происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления; - появляется возможность объединения отдельных дисциплин; - создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; - формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения. 6

Слайд 7

В технологии КМ выделяют три стадии: 7

Слайд 8

Методы и приёмы «Стадии вызова»: Кластер Загадка Мозговой штурм Отсроченная догадка Таблица «тонких» (кто?..) и «толстых» (почему?) вопросов Да – нетка Проблемный вопрос Перепутанные логические цепочки Интеллектуальная разминка (опрос) или тест Дискуссия 8

Слайд 9

Методы и приёмы «Стадии осмысления»: Зигзаг Круги по воде Дерево предсказаний Чтение с остановками Думательные шляпы Инсерт (или Чтение с пометами) 9

Слайд 10

Инсерт (или Чтение с пометами) 10

Слайд 11

Методы и приёмы «Стадии рефлексии»: Синквейн Письмо к учителю Пятиминутное эссе Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Круги по воде 11

Слайд 12

Технология КМ предлагает 6 типов уроков: Работа с информационным текстом Работа с художественным текстом Взаимообучение Дискуссия Письмо Исследование 12

Слайд 13

Технологическая карта урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Универсальные учебные действия Познавательные Регулятивные Коммуникативные Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии 13

Слайд 14

Прогнозируемые результаты применения технологии КМ Формирует самостоятельность мышления Формирует способы самостоятельной работы Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «ученик – учитель» Позволяет влиять на цели, методы осуществления и результаты образовательного процесса 14

Слайд 15

Наши проекты 15

Слайд 16

Вокруг света за… 16

Слайд 17

Вокруг света за… 17

Слайд 18

Вокруг света за… 18

Слайд 19

Через тернии к звёздам… 19

Слайд 20

Необходимо помнить: Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой. Важнейшая задача образования – научить человека мыслить. Томас Эдисон. 20

Слайд 21

Спасибо за внимание! 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие 32 (16). Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Графический диктант.

Технологическая карта урока. 4 класс. "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова....

Доклад Развитие мышления у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте.

Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, специфики формирования саморе...

Конспект занятия на тему: « Развитие концентрации внимания. Развитие мышления»

Цель: развитие концентрации внимания, развитие мышленияЗадачи:Развивать концентрацию внимания.Оптимизировать ориентировку в пространстве.Создать положительный эмоциональный фон занятия.Воспитывать ува...

Метод "Шесть шляп мышления " для развития мышления школьников

Описание метода "Шесть шляп" для развития мышления школьников...