Проектная деятельность . Рабочая программа.
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Проектная деятельность в начальной школе»
Пояснительная записка
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической,
экономической, социальной, культурной. Важной задачей
современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и прикладного характера. Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников
наиболее полно проявляются и успешно развиваются в
разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Поэтому так важно включить
в проектную деятельность учащихся начальной школы.
Ведь именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. У детей младшего школьного возраста начинают развиваться формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение научных знаний и развитие теоретического мышления.
Задача учителя — не просто передавать готовые знания, а помогать учащимся учиться и развиваться, создавать ситуации, чтобы они включались в самостоятельный поиск решения проблем, искали способы их решения.
В этом случае начинается подлинно творческая деятельность самих учащихся, возникает исследовательский интерес. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно-исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и
отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.
Проектная деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу
отводится 1 час в неделю в каждом классе. Занятия проводятся в 1-2 классах, 3-4 классах . Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и
творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;
—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Виды работ:
—экскурсии;
—поисковая и аналитическая работа с информацией;
—дебаты, дискуссии;
—ролевые игры;
—музыкальные концерты;
—театральные постановки;
—наблюдения;
—интервьюирование;
—подготовка и представление презентаций.
Практический характер поисково-исследовательской
работы делает её весьма интересной и значимой для самих
«открывателей».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч.) 1-2 класс
№ | Разделы | Кол-во часов | Форма занятий | Виды работы учащихся |
1 | Введение. Знакомство с темой. | 1 | Работа об щей группой | Просмотр видео материалов, беседа |
2 | Мы юные исследователи. Что можно исследовать? Как можно исследовать? Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. | 4 | Работа об щей группой Встреча с учащимися, проведшими интересное исследование | Знакомство с ис следованиями учащихся преж них лет Работа со спра вочной литерату рой |
Формулирование темы. Постановка исследовательского вопроса. Формулирование цели, задач исследования. | 4 | Работа об щей группой | Обсуждение Деление на груп пы по исследова тельскому воп росу. | |
Определение предмета и объекта исследования. Выдвижение гипотез. Составление плана работы. | 4 | Работа в малых группах | Обсуждение Принятие решения | |
5 | Поисково-собирательная работа в школьной библиотеке. | 4 | Работа малыми группами | Поиск справоч ной, энциклопе дической, попу лярно-научной литературы по те ме исследования. Записи в днев ник юного иссле дователя |
6 | Поисково-собирательная работа в музеях (школь ном, районном, городском). | 8 | Экскурсии общей группой или малыми группами | Постановка воп росов по теме ис следования экс курсоводу музея. Заметки в тетрадь. |
7 | Подготовка и про ведение анкетирования или интервьюирования. | 4 | Работа об щей группой Групповая и индивидуальная работа | Знакомство с та кими формами сбора информа ции, как анкета и интервью, обсуж дение вопросов Составление ан кеты (вопросов интервью) Проведение Обработка |
8 | Обработка собранного материала,обсуждение ито гов работы, планирование работы по оформлению ре зультатов для публичного представления. | 4 | Работа в ма лых группах | Представление собранного мате риала в группе. Выводы по ито гам работы. Ре шение, о том, как будет представ лен результат ра боты группы. Распределение обязанностей. |
9 | Итоговое занятие по теме «Поисково-исследовательская работа». | 1 | Общая работа всех групп | Представление результатов рабо ты от каждой группы. Рефлек сия проделанной работы: что сде лали, как работа ли, какие резуль таты получили, какие выводы сделали, какими творческими де лами будет пред оставлена эта ра бота. |
Учебно-тематический план 34часа(3-4 класс) | ||||
1 | Работа в компьютерном классе. Учимся готовить презентацию. | 6 | Работа об щей группой или малыми группами | Учащиеся осва ивают работу в программе MS Word; Power Point |
2 | Реализация творческой работы. | 8 | Индивиду альные кон сультации Работа ма лыми группами | Практическая ра бота. |
3 | Проведение творческих дел. | 6 | Викторины, экскурсии, выступле ния перед родителями, в группе про длённого дня, детском саду и др. | Учащиеся пуб лично представ ляют результаты работы своей группы. |
4 | Подготовка общего презентационного мероприятия. | 9 | Работа об щей группой. | Продумывание формы мероприя тия. Написание сценария. Рас пределение ролей. Организа ционная подго товка. Репетиции. |
5 | Проведение презентационного мероприятия | 4 | Праздник, фестиваль, выставка, конферен ция и др. | Организацион ные дела. Пуб личные выступ ления |
6 | Подведение итогов проектно-исследовательской работы. | 1 | Работа общей группой. | Обсуждение. Оценка деятель ности. Рефлек сия. |
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Проектно-исследовательская работа
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.
Нахождение источников информации, соответствующих
цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.
Устройство и работа компьютера, программы Paint,
Word, Интернет и работа с ними
Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна
Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word
Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3
класс). Назначение графических редакторов. Получение
первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование).
Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на
нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно-образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие.
Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как
документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
1-2 класс
Тема: История страны — история моей семьи
Память о героях живёт
Русские Иваны и Ивановичи
Нам есть, кем гордиться
От прошлого к настоящему
Центральная идея: В семье человек познаёт историю
своей семьи, а вместе с этим историю Родины. Жизнь наших предков, отражается на нашей жизни. Передача из поколения в поколение семейных традиций — важная задача семьи.
Направления исследования:
Что такое семья? Откуда пошла твоя фамилия? Моё имя. Что передаётся в семье из поколения в поколение?
Важно ли сохранять в семье память о произошедших событиях?
В чём сходство и различие между поколениями семьи.
История семьи — история страны.
Содержание
Книги — хранилища опыта людей (знакомство с источниками информации).
Словари, справочники, детские энциклопедии. Происхождение фамилий.
Семейный альбом. Семейные обязанности.
Семейные традиции. Семейные династии. Семейные реликвии.
Могила неизвестного солдата. Вечный огонь. Парк
Победы.
Ключевые вопросы:
Что такое семья? Есть ли в семье правила и обязанности? Какие в семье традиции?
О каких важных событиях родителей, бабушек и дедушек знают дети?
Как эти события влияли на их жизнь?
Как история семьи связана с историей страны? О ком
хранится память в семье.
Как поколения в семье связаны между собой?
Что помогает узнать историю семьи? Почему это важно
для человека?
Конечный продукт:
— родословное древо;
— устный журнала «Живые страницы истории»;
—сборник стихов и рассказов о людях, чтимых в семье
«Мы помним»;
— альбом «Традиции моей семьи» и др.
—концерт для старшего поколения (бабушек и дедушек) с участием детей и родителей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
коммуникативные умения:
—слушать инструкции учителя, высказывания своих
одноклассников,
—ясно говорить, понимать прочитанное,
—задавать вопросы,
—представлять перед классом результаты работы.
самоорганизации:
—составлять план своих действий (под руководством
учителя),
—делать работу к установленному времени.
исследовательские умения:
—включаться в постановку целей и задач, собирать ин
формацию, используя справочную литературу,
—проводить опросы своих родственников,
—планировать (под руководством учителя) ход исследования, оформлять полученные результаты.
социальные:
—принимать решение и нести ответственность за его
выполнение,
—уважать других.
3-4 класс
Тема: Космос далёкий и близкий
• Сказки и космос
• Леонардо да Винчи и его изобретения
• У истоков космонавтики
• К.Э. Циолковский — основоположник теории космонавтики
• С.П. Короленко — основоположник практической
космонавтики
• Первопроходцы космоса
• «Космические» названия улиц Москвы
Центральная идея:
Технологии изменяют мир, приспосабливая его для работы и отдыха.
Направления исследования:
Что такое технология?
Исторические обстоятельства, которые позволили развиваться различным технологиям.
Технологии и изобретения.
Откуда изобретатели черпают идеи для своих изобретений?
Содержание:
Сказки натолкнули человека на мысль о полёте в космос.
Леонардо да Винчи и его изобретения. Пятьсот чертежей летающих аппаратов.
Братья Монгольфье.
У истоков космонавтики. К.Э. Циолковский — основоположник теории космонавтики.
С.П. Короленко — основоположник практической космонавтики.
Инженеры, конструкторы: Н.И. Кибальчич, Н.Е. Жуковский, Н.И. Тихомиров, А.М. Исаев, М.В. Келдыш…
Первопроходцы космоса. Животные — космонавты
Белка и Стрелка.
Информация из космоса. Картины космоса. Космические аппараты. Посадочные модули. Телескопы в космосе.
Первопроходцы космоса. Ю.А. Гагарин — дорога в космос.
«Дочь голубой планеты» — первая в мире женщина —
космонавт В.В. Терешкова.
Происхождение солнечной системы.
Стадии образования Солнечной системы.
Исследование солнечной системы. Нейл Армстронг —
первый человек на Луне. Созвездия.
«Космические» названия улиц: Академика Королёва,
ул. Космонавта Волкова, площадь Гагарина, Звёздный
бульвар, Ракетный бульвар, ул. Академика Челомея, ул.
Комарова, ул. Космонавтов…
Проектно-исследовательская деятельность
Ключевые вопросы:
Кто такой изобретатель?
Как изобретения и технологии изменяли и изменяют
мир?
Зачем человек стремится в космос?
Какими качествами должен обладать космонавт (астронавт)?
Какая связь существует между прошлым и настоящим?
Как люди могут сохранять свои достижения?
Конечный продукт:
—«От ковра-самолёта до ракеты» (музей в чемодане)
—Экскурсии для вторых классов «От ковра-самолёта до ракеты»
—Опыты с воздухом
—Викторина «Покорители космоса» для первоклассников
—Общественная защита проектов «Школа будущего».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
исследовательские:
—определять тему исследования в соответствии со своими интересами и объяснять свой выбор;
—формулировать цель, ставить исследовательские вопросы, планировать, собирать информацию;
—записывать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций;
—владеть общими начальными технологическими навыками работы в программе Word, Pаint;
—оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;
познавательные:
—анализировать и делать выводы на основе систематизированных данных;
коммуникативные:
—определять источники информации, соответствующие цели проекта (исследования);
—работать с информационными источниками разных типов (вещественными, письменными, устными, научной и справочной литературой);
—участвовать в диалоге, диспуте, доказывать свою позицию;
—решать коммуникативные задачи при общении со сверстниками и взрослыми;
—представлять результаты своей работы в устных выступлениях, защищать свой проект;
навыки самоорганизации:
—планировать совместную работу с учётом затрат времени;
—делать работу к установленному времени;
социальные:
______________—уметь принимать на себя ответственность за выполнение дела;
—уважать чужое мнение;
—ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении;
—выстраивать позитивную работу в группе.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
—рассказывать об истории страны, города;
—называть важнейшие исторические памятники, охраняемые ЮНЕСКО;
—называть имена великих людей, их достижения, открытия;
—рассказывать о традициях семьи, близкого окружения;
—понимать, как история семьи связана с событиями в
обществе, стране, мире;
—признавать традиции, обычаи народов разных стран;
—определять тему исследования в соответствии со
своими интересами и объяснять свой выбор, формулировать цель;
—оформлять информацию по заданной инструкции;
—определять источники информации, соответствующие цели проекта (исследования);
—анализировать собранную информацию;
—владеть общими начальными технологическими навыками работы в программе Word;
—представлять результаты проектно-исследовательской деятельности, в том числе используя программу Pаint;
—оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;
—работать с источниками разных типов: вещественными, письменными, устными; работать с научной и справочной литературой.
Учащиеся будут иметь возможность научиться:
—рассказывать об особенностях жизни людей разных
сословий и эпох;
—различать периоды времени, цивилизации или куль
туры и их влияния на историю;
—создавать мультимедийные презентации с элемента
ми анимации и звуком;
—применять приёмы внешнего и внутреннего анализа
источников;
—формулировать проблему, цели и задачи исследования;
—формулировать и классифицировать исследовательские вопросы;
—создавать сценарии экскурсий и проводить экскурсии для посетителей музеев;
—отстаивать свою точку зрения, приводить доказательства;
—оформлять экспонаты для выставки в музее;
—публично представлять свою работу (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).
Используемая литература
ГромыкоЮ.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. № 2. 2000.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7,2000.
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. //
Учитель, № 4, 2000.
Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2.— М.: МИПКРО, 2001.
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт
лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу
Метод проектов создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности, осознанной, значимой деятельности учащихся и, как следствие, у ребен...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...