Проектная деятельность . Рабочая программа.
рабочая программа (1 класс) на тему

Швец Наталья Викторовна

Нормативная база.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_._rabochaya_programma.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Проектная   деятельность в начальной школе»

Пояснительная записка

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической,

экономической, социальной, культурной. Важной задачей

современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и прикладного характера. Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников

наиболее полно проявляются и успешно развиваются в

разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Поэтому так важно включить

в проектную деятельность учащихся начальной школы.

Ведь именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. У детей младшего школьного возраста начинают развиваться формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение научных знаний и развитие теоретического мышления.

Задача учителя — не просто передавать готовые знания, а помогать учащимся учиться и развиваться, создавать ситуации, чтобы они включались в самостоятельный поиск решения проблем, искали способы их решения.

В этом случае начинается подлинно творческая деятельность самих учащихся, возникает исследовательский интерес. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно-исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и

отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.

Проектная деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми  новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу

отводится 1 час в неделю в каждом классе. Занятия проводятся в 1-2 классах, 3-4 классах . Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.

Цель программы:

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;

— для максимального раскрытия интеллектуального и

творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;

— для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;

—для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.

Задачи программы:

—формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

—развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;

—содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

—содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;

—формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Виды работ:

—экскурсии;

—поисковая и аналитическая работа с информацией;

—дебаты, дискуссии;

—ролевые игры;

—музыкальные концерты;

—театральные постановки;

—наблюдения;

—интервьюирование;

—подготовка и представление презентаций.

Практический характер поисково-исследовательской

работы делает её весьма интересной и значимой для самих

«открывателей».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ч.) 1-2 класс

Разделы

Кол-во

часов

Форма

занятий

Виды

работы учащихся

1

Введение. Знакомство с темой.

1

Работа об

щей группой

Просмотр видео

материалов,

беседа

2

Мы юные исследователи. Что можно исследовать?

Как можно исследовать?

Сбор информации

о том, что уже известно по данной  теме.

4

Работа об

щей группой

Встреча с

учащимися,

проведшими интересное исследование

Знакомство с ис

следованиями

учащихся преж

них лет

Работа со спра

вочной литерату

рой

Формулирование

темы. Постановка

 исследовательского вопроса. Формулирование

цели, задач исследования.

4

Работа об

щей группой

Обсуждение

Деление на груп

пы по исследова

тельскому воп

росу.

Определение предмета и объекта исследования.  Выдвижение гипотез. Составление плана работы.

4

Работа в малых группах

Обсуждение

Принятие решения

5

Поисково-собирательная работа в

школьной библиотеке.

4

Работа малыми группами

Поиск справоч

ной, энциклопе

дической, попу

лярно-научной

литературы по те

ме исследования.

Записи в днев

ник юного иссле

дователя

6

Поисково-собирательная работа в музеях (школь

ном, районном, городском).

8

Экскурсии

общей группой или малыми группами

Постановка воп

росов по теме ис

следования экс

курсоводу музея.

Заметки в тетрадь.

7

Подготовка и про

ведение анкетирования или интервьюирования.

4

Работа об

щей группой

Групповая и индивидуальная работа

Знакомство с та

кими формами

сбора информа

ции, как анкета и

интервью, обсуж

дение вопросов

Составление ан

кеты (вопросов

интервью)

Проведение

Обработка

8

Обработка собранного материала,обсуждение ито

гов работы, планирование работы по оформлению ре

зультатов для публичного представления.

4

Работа в ма

лых группах

Представление

собранного мате

риала в группе.

Выводы по ито

гам работы. Ре

шение, о том, как

будет представ

лен результат ра

боты группы.

Распределение

обязанностей.

9

Итоговое занятие

по теме «Поисково-исследовательская работа».

1

Общая работа всех

групп

Представление

результатов рабо

ты от каждой

группы. Рефлек

сия проделанной

работы: что сде

лали, как работа

ли, какие резуль

таты получили, какие выводы

сделали, какими

творческими де

лами будет пред

оставлена эта ра

бота.

Учебно-тематический план   34часа(3-4 класс)

1

Работа в компьютерном классе.

Учимся готовить

презентацию.

6

Работа об

щей группой

или малыми

группами

Учащиеся осва

ивают работу в

программе MS

Word; Power

Point

2

Реализация творческой работы.

8

Индивиду

альные кон

сультации

Работа ма

лыми группами

Практическая ра

бота.

3

Проведение творческих дел.

6

Викторины,

экскурсии,

выступле

ния перед

родителями,

в группе про

длённого

дня, детском

саду и др.

Учащиеся пуб

лично представ

ляют результаты

работы своей

группы.

4

Подготовка общего

презентационного

мероприятия.

9

Работа об

щей группой.

Продумывание

формы мероприя

тия. Написание

сценария. Рас

пределение

ролей. Организа

ционная подго

товка. Репетиции.

5

Проведение презентационного мероприятия

4

Праздник,

фестиваль,

выставка,

конферен

ция и др.

Организацион

ные дела. Пуб

личные выступ

ления

6

Подведение итогов проектно-исследовательской

работы.

1

Работа общей группой.

Обсуждение.

Оценка деятель

ности. Рефлек

сия.

.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Проектно-исследовательская работа

Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Нахождение источников информации, соответствующих

цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Творческая работа

Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.

Устройство и работа компьютера, программы Paint,

Word, Интернет и работа с ними

Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флешнакопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна

Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word

Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы. Преобразование текста в таблицу (3

класс). Назначение графических редакторов. Получение

первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование).

Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр вебстраниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Вебдизайн. Как попасть на

нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице

Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие.

Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах — как

документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.

1-2 класс

Тема: История страны — история моей семьи

Память о героях живёт

Русские Иваны и Ивановичи

Нам есть, кем гордиться

От прошлого к настоящему

Центральная идея: В семье человек познаёт историю

своей семьи, а вместе с этим историю Родины. Жизнь наших предков, отражается на нашей жизни. Передача из поколения в поколение семейных традиций — важная задача семьи.

Направления исследования:

Что такое семья? Откуда пошла твоя фамилия? Моё имя. Что передаётся в семье из поколения в поколение?

Важно ли сохранять в семье память о произошедших событиях?

В чём сходство и различие между поколениями семьи.

История семьи — история страны.

Содержание

Книги — хранилища опыта людей (знакомство с источниками информации).

Словари, справочники, детские энциклопедии. Происхождение фамилий.

Семейный альбом. Семейные обязанности.

Семейные традиции. Семейные династии. Семейные реликвии.

Могила неизвестного солдата. Вечный огонь. Парк

Победы.

Ключевые вопросы:

Что такое семья? Есть ли в семье правила и обязанности? Какие в семье традиции?

О каких важных событиях родителей, бабушек и дедушек знают дети?

Как эти события влияли на их жизнь?

Как история семьи связана с историей страны? О ком

хранится память в семье.

Как поколения в семье связаны между собой?

Что помогает узнать историю семьи? Почему это важно

для человека?

Конечный продукт:

— родословное древо;

— устный журнала «Живые страницы истории»;

—сборник стихов и рассказов о людях, чтимых в семье

«Мы помним»;

— альбом «Традиции моей семьи» и др.

—концерт для старшего поколения (бабушек и дедушек) с участием детей и родителей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

коммуникативные умения:

—слушать инструкции учителя, высказывания своих

одноклассников,

—ясно говорить, понимать прочитанное,

—задавать вопросы,

—представлять перед классом результаты работы.

самоорганизации:

—составлять план своих действий (под руководством

учителя),

—делать работу к установленному времени.

исследовательские умения:

—включаться в постановку целей и задач, собирать ин

формацию, используя справочную литературу,

—проводить опросы своих родственников,

—планировать (под руководством учителя) ход исследования, оформлять полученные результаты.

социальные:

—принимать решение и нести ответственность за его

выполнение,

—уважать других.

3-4 класс

Тема: Космос далёкий и близкий

Сказки и космос

Леонардо да Винчи и его изобретения

У истоков космонавтики

К.Э. Циолковский — основоположник теории космонавтики

С.П. Короленко — основоположник практической

космонавтики

Первопроходцы космоса

«Космические» названия улиц Москвы

Центральная идея:

Технологии изменяют мир, приспосабливая его для работы и отдыха.

Направления исследования:

Что такое технология?

Исторические обстоятельства, которые позволили развиваться различным технологиям.

Технологии и изобретения.

Откуда изобретатели черпают идеи для своих изобретений?

Содержание:

Сказки натолкнули человека на мысль о полёте в космос.

Леонардо да Винчи и его изобретения. Пятьсот чертежей летающих аппаратов.

Братья Монгольфье.

У истоков космонавтики. К.Э. Циолковский — основоположник теории космонавтики.

С.П. Короленко — основоположник практической космонавтики.

Инженеры, конструкторы: Н.И. Кибальчич, Н.Е. Жуковский, Н.И. Тихомиров, А.М. Исаев, М.В. Келдыш…

Первопроходцы космоса. Животные — космонавты

Белка и Стрелка.

Информация из космоса. Картины космоса. Космические аппараты. Посадочные модули. Телескопы в космосе.

Первопроходцы космоса. Ю.А. Гагарин — дорога в космос.

«Дочь голубой планеты» — первая в мире женщина —

космонавт В.В. Терешкова.

Происхождение солнечной системы.

Стадии образования Солнечной системы.

Исследование солнечной системы. Нейл Армстронг —

первый человек на Луне. Созвездия.

«Космические» названия улиц: Академика Королёва,

ул. Космонавта Волкова, площадь Гагарина, Звёздный

бульвар, Ракетный бульвар, ул. Академика Челомея, ул.

Комарова, ул. Космонавтов…

Проектно-исследовательская деятельность

Ключевые вопросы:

Кто такой изобретатель?

Как изобретения и технологии изменяли и изменяют

мир?

Зачем человек стремится в космос?

Какими качествами должен обладать космонавт (астронавт)?

Какая связь существует между прошлым и настоящим?

Как люди могут сохранять свои достижения?

Конечный продукт:

—«От ковра-самолёта до ракеты» (музей в чемодане)

—Экскурсии для вторых классов «От ковра-самолёта до ракеты»

—Опыты с воздухом

—Викторина «Покорители космоса» для первоклассников

—Общественная защита проектов «Школа будущего».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

исследовательские:

—определять тему исследования в соответствии со своими интересами и объяснять свой выбор;

—формулировать цель, ставить исследовательские вопросы, планировать, собирать информацию;

—записывать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций;

—владеть общими начальными технологическими навыками работы в программе Word, Pаint;

—оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;

познавательные:

—анализировать и делать выводы на основе систематизированных данных;

коммуникативные:

—определять источники информации, соответствующие цели проекта (исследования);

—работать с информационными источниками разных типов (вещественными, письменными, устными, научной и справочной литературой);

—участвовать в диалоге, диспуте, доказывать свою позицию;

—решать коммуникативные задачи при общении со сверстниками и взрослыми;

—представлять результаты своей работы в устных выступлениях, защищать свой проект;

навыки самоорганизации:

—планировать совместную работу с учётом затрат времени;

—делать работу к установленному времени;

социальные:

______________—уметь принимать на себя ответственность за выполнение дела;

—уважать чужое мнение;

—ориентироваться на возраст слушателей при публичном выступлении;

—выстраивать позитивную работу в группе.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

—рассказывать об истории страны, города;

—называть важнейшие исторические памятники, охраняемые ЮНЕСКО;

—называть имена великих людей, их достижения, открытия;

—рассказывать о традициях семьи, близкого окружения;

—понимать, как история семьи связана с событиями в

обществе, стране, мире;

—признавать традиции, обычаи народов разных стран;

—определять тему исследования в соответствии со

своими интересами и объяснять свой выбор, формулировать цель;

—оформлять информацию по заданной инструкции;

—определять источники информации, соответствующие цели проекта (исследования);

—анализировать собранную информацию;

—владеть общими начальными технологическими навыками работы в программе Word;

—представлять результаты проектно-исследовательской деятельности, в том числе используя программу Pаint;

—оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;

—работать с источниками разных типов: вещественными, письменными, устными; работать с научной и справочной литературой.

Учащиеся будут иметь возможность научиться:

—рассказывать об особенностях жизни людей разных

сословий и эпох;

—различать периоды времени, цивилизации или куль

туры и их влияния на историю;

—создавать мультимедийные презентации с элемента

ми анимации и звуком;

—применять приёмы внешнего и внутреннего анализа

источников;

—формулировать проблему, цели и задачи исследования;

—формулировать и классифицировать исследовательские вопросы;

—создавать сценарии экскурсий и проводить экскурсии для посетителей музеев;

—отстаивать свою точку зрения, приводить доказательства;

—оформлять экспонаты для выставки в музее;

—публично представлять свою работу (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских научно-практических конференциях).

Используемая литература

ГромыкоЮ.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. № 2. 2000.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7,2000.

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. //

Учитель, № 4, 2000.

Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2.— М.: МИПКРО, 2001.

http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт

лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...