Проектная деятельность 2 класс. Пояснительная записка.
рабочая программа (2 класс) на тему

Швец Наталья Викторовна

Нормативная база.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса «Проектная деятельность» 2 класс

34 часа

Пояснительная записка.

Главная педагогическая цель любого проекта формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т. д.

Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты.

Задачи проектной и исследовательской деятельности:

- Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

- Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

-Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

—  умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

—  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

—  умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

—  умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

—  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

—  умение находить несколько вариантов решения проблемы;

—  умения коллективного планирования;

—  умение взаимодействовать с любым партнером;

—  умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

—  навыки делового партнерского общения;

—  умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

—  умение проектировать процесс (изделие);

—  умение планировать деятельность, время, ресурсы;

—  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

—  навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

—  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

—  умение вести дискуссию;

—  умение отстаивать свою точку зрения;

—  умение находить компромисс;

—  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

—  навыки монологической речи;

—  умение уверенно держать себя во время выступления;

—  артистические умения;

—  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

—  умение отвечать на незапланированные вопросы.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.

Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта — создание энциклопедии или тематической картотеки;

Этапы проектной деятельности

1-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.

2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т. д.).

3. Сбор информации детьми.

4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в .информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

2-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.  Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.

2.  Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3. Реализация проектов.

.    4. Презентация проектов.

Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:

•    видом деятельности

— изготовление поделок и создание др. творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели

и т. д.);

— подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

— проведение исследований;

•    количеством участников

— индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и поделок, коллажи, макеты. Кроме этого, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли.);

•    продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

•    количеством этапов;

•    набором и иерархией ролей;

•    необходимостью привлечения взрослых.

Значимость проектно-исследовательской деятельности:

1. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.

2. Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

3. Выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир.

4. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5. Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Календарно-тематическое планирование курса

«Проектная деятельность» ( 34 часа)

Образова-тельная

область

Тема

Источники информации

Виды деятельности

Кол-во

 часов

Сроки

Музыка

Музыка и окружающий мир

- книги, энциклопедии;

- беседы с родителями;

- экскурсия в музей;

- посещение концерта.

1. Музыкальная машина времени.

2. Викторина «Музыка со всего света».

3. Музыка в жизни людей.

4.Музыкальная коллекция.

2

Композиторы

- энциклопедии, ноты, книги;

- экскурсия в музей;

- диски, компьютер

1. Великие русские композиторы.

2. Портретная галерея знаменитых композиторов.

3. Видеотека «Шедевры классической музыки».

2

Музыканты, исполнители.

- уроки игры на музыкальных инструментах;

- видеозаписи музыкантов;

- музыкальные спектакли;

- любимые мультфильмы.

1. Конкурс юных музыкантов.

2. Наш хор.

3. Музыкальные эксперименты.

4. Конкурс юных вокалистов.

1

Литературное чтение

Устное народное творчество

- книги, энциклопедии;

- видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи;

- помощь взрослых;

- театральное представление.

1. Выставка книг по разным темам.

2. Выставка детских поделок..

3. Конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок.

4. Инсценировка сказок и песен.

2

Любимые писатели, произведения и герои.

- книги;

- видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи;

- помощь взрослых;

- помощь товарищей.

1. Викторина «Кто больше знает».

2. Выставка книг и поделок по разным темам.

3. Конкурсы «Кто лучше сочиняет», «Кто лучше исполняет»,

2

Окружающий мир

Знание-сила.

- книги, справочники, энциклопедии;

- фильмы, видеозаписи о научных исследованиях;

- экскурсии в политехнический музей;

- встречи с людьми науки.

1. Сообщения об ученых и их изобретениях.

2. Сочинения «Самая интересная наука».

3. Стенд или фотоальбом.

4. Выставка творческих работ.

2

Мы живем в космосе.

- книги, энциклопедии;

- видеофильмы, кинофильмы;

- экскурсия в музей авиации и космонавтики;

- экскурсия в планетарий

1. Фотоальбом.

2. Сочинения.

3. Выставка рисунков «Мы – дети Солнца»

4. Книжка-самоделка «Солнечная система».

2

Жизнь леса.

- книги, справочники, энциклопедии;

- фильмы, видеозаписи;

- экскурсия в лес;

- встреча с работниками леса.

1. Сообщения о лесе.

2. Альбом «Красная книга».

Стенд.

3. Викторина «Лес в нашей жизни».

2

Наши питомцы.

- книги, справочники, энциклопедии;

- видеофильмы, кинофильмы;

- экскурсия в музей;

- экскурсия в зоопарк.

1. Сочинения «Мой любимый щенок».

2. Фотоальбом «Человек заводит друга».

3. Стенд «Наши питомцы».

4. Выставка рисунков.

3

Люди, которые нас окружают

-книг, энциклопедии;

- видеофильмы;

-экскурсия по селу.

1. Развивающее занятия: профессия «продавец», «журналист».

2. Путешествие по селу.

3. Заметка в школьную газету.

3

Справочник Самоделкина

- книги, справочники, энциклопедии;

- фильмы;

- экскурсии;

- встречи с людьми науки.

1. Развивающее занятие: профессия «инженер».

2. Сообщения о технике вокруг нас.

3. Подготовка популярного пособия.

3

Математика

Вычисли-тельные машины

- книги;

- фильмы, Интернет;

- беседы с взрослыми;

- экскурсия в политехнический музей.

1. Сконструируй автомат, который прибавляет и отнимает числа.

2. Счеты для вычисления сумм одинаковых слагаемых.

3. Список приборов, в которых используется вычислительная техника.

4. Рисунок необычного вычислительного прибора (для научного исследования или домашнего хозяйства).

2

Свойства площади.

- книги;

- фильмы, Интернет;

- беседы со взрослыми;

- наблюдения.

1. Коллекция рисунков.

2. Игра головоломка.

1

Русский язык.

Как хорошо уметь грамотно писать.

- библиотека;

- семья;

- словари, справочники, энциклопедии;

- школа.

1. Открытка или приглашение на праздник.

2. Найди исторический корень какого либо слова.

3. Сделай записи о событиях твоей жизни.

4. Опиши в стихах изученное правило (чк-чн, ча-ща, чу-щу, жи-ши).

3

Мастерская слова.

- детские журналы и газеты;

- наблюдения;

- календари;

- домашняя библиотека.

1. Готовим художественный журнал.

2. Напиши заметку или нарисуй рисунок.

3. Подбери стихи и поговорки о лете.

4. Составь словарик из местных слов.

5. Составь свой ребус или кроссворд.

4

Календарно-тематическое планирование курса

«Проектная деятельность» ( 34 часа) 3 класс

Образова-тельная

область

Тема

Источники информации

Виды деятельности

Кол-во

 часов

Сроки

Музыка

Осенины

- книги, энциклопедии;

- фото;

- видео;

- аудиозаписи

Праздник

 «Золотая осень»

3

Музыкаль-ные инструменты

- энциклопедии, фото, книги;

- экскурсия на занятие кружка;

- встреча с художественным руководителем

1.Аппликация

2.Конкурс работ

3. Конкурс юных музыкантов.

2

Масленница

- видеозаписи;

- музыкальные спектакли;

- любимые мультфильмы.

Праздник

«Масленица»

3

Литературное чтение

Устное народное творчество

- книги, энциклопедии;

- видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи;

- помощь взрослых;

- театральное представление.

1. Выставка книг по разным темам.

2. Выставка детских поделок..

3. Конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок.

4. Инсценировка сказок и песен.

3

Любимые произведения и герои.

- книги;

- видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи;

- помощь взрослых;

- помощь товарищей.

1.Турнир«Литератур-ный герой»

2. Выставка книг и поделок по разным темам.

2

Окружающий мир

Мой родной край

- встречи с интересными людьми

1. Стенд или фотоальбом.

2. Выставка творческих работ.

2

Как жили наши предки

- книги, энциклопедии;

- видеофильмы, кинофильмы;

- экскурсия в музей

-репродукции

Макет

3

Русский язык

Подкормите птиц зимой

- книги, справочники, энциклопедии;

- фильмы, видеозаписи;

- экскурсия в парк.

1. Сообщения о пернатых.

2. Альбом «Красная книга».

Стенд.

3. Викторина «Птицы в нашей жизни».

2

Художественный журнал класса

-Детские журналы

-фото

Работа в парах: подбор необходимого материала, выбор рубрик, обсуждение названия.

Конкурс журналов

2

Художественный журнал класса «Наш край»

-книги, энциклопедии;

- видеофильмы;

-экскурсия по селу.

1. Развивающее занятия: профессии нашего села.

2. Путешествие по селу.

3.Конкурс журналов.

3

Сборник упражнений и заданий для решения орфографических задач

-учебник

-словари

-компьютер

1.Презентация

2

Математика

Проектируем сад

- книги;

- фильмы, Интернет;

- беседы с взрослыми;

- экскурсия в сад

1. Рисунок необычного сада

2. План сада

3

Свойства площади.

-учебник

-план-схема квартир-семья

1. Измерение размеров комнат квартиры

2.Вычисление площади комнат и квартиры

2

Технология

Мастерская Деда Мороза

- справочники по рукоделию

-открытки

1. Открытка или приглашение на праздник.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и восп...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Пояснительная записка. "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по математике. 1 класс. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 1 класс. Программа "Школа России". Моро....

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Пояснительная записка.

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 1 класс. Программа "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению. 1 класс. Программа "Школа России"...

Русский язык с увлечением 3 класс пояснительная записка

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" 3 класс Коваленко Л.Н....

Русский язык с увлечением 3 класс пояснительная записка

Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" 3 класс Коваленко Л.Н....