Проектная деятельность 2 класс. Пояснительная записка.
рабочая программа (2 класс) на тему
Нормативная база.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_2_klass._poyasnitelnaya_zapiska.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Проектная деятельность» 2 класс
34 часа
Пояснительная записка.
Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т. д.
Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты.
Задачи проектной и исследовательской деятельности:
- Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
- Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
-Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
— умение проектировать процесс (изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы;
— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— артистические умения;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.
Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся:
1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
2) включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта — создание энциклопедии или тематической картотеки;
Этапы проектной деятельности
1-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т. д.).
3. Сбор информации детьми.
4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в .информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.
2-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
3. Реализация проектов.
. 4. Презентация проектов.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
• видом деятельности
— изготовление поделок и создание др. творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели
и т. д.);
— подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
— проведение исследований;
• количеством участников
— индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и поделок, коллажи, макеты. Кроме этого, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли.);
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
• количеством этапов;
• набором и иерархией ролей;
• необходимостью привлечения взрослых.
Значимость проектно-исследовательской деятельности:
1. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.
2. Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.
3. Выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир.
4. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
5. Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Календарно-тематическое планирование курса
«Проектная деятельность» ( 34 часа)
Образова-тельная область | Тема | Источники информации | Виды деятельности | Кол-во часов | Сроки |
Музыка | Музыка и окружающий мир | - книги, энциклопедии; - беседы с родителями; - экскурсия в музей; - посещение концерта. | 1. Музыкальная машина времени. 2. Викторина «Музыка со всего света». 3. Музыка в жизни людей. 4.Музыкальная коллекция. | 2 | |
Композиторы | - энциклопедии, ноты, книги; - экскурсия в музей; - диски, компьютер | 1. Великие русские композиторы. 2. Портретная галерея знаменитых композиторов. 3. Видеотека «Шедевры классической музыки». | 2 | ||
Музыканты, исполнители. | - уроки игры на музыкальных инструментах; - видеозаписи музыкантов; - музыкальные спектакли; - любимые мультфильмы. | 1. Конкурс юных музыкантов. 2. Наш хор. 3. Музыкальные эксперименты. 4. Конкурс юных вокалистов. | 1 | ||
Литературное чтение | Устное народное творчество | - книги, энциклопедии; - видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи; - помощь взрослых; - театральное представление. | 1. Выставка книг по разным темам. 2. Выставка детских поделок.. 3. Конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок. 4. Инсценировка сказок и песен. | 2 | |
Любимые писатели, произведения и герои. | - книги; - видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи; - помощь взрослых; - помощь товарищей. | 1. Викторина «Кто больше знает». 2. Выставка книг и поделок по разным темам. 3. Конкурсы «Кто лучше сочиняет», «Кто лучше исполняет», | 2 | ||
Окружающий мир | Знание-сила. | - книги, справочники, энциклопедии; - фильмы, видеозаписи о научных исследованиях; - экскурсии в политехнический музей; - встречи с людьми науки. | 1. Сообщения об ученых и их изобретениях. 2. Сочинения «Самая интересная наука». 3. Стенд или фотоальбом. 4. Выставка творческих работ. | 2 | |
Мы живем в космосе. | - книги, энциклопедии; - видеофильмы, кинофильмы; - экскурсия в музей авиации и космонавтики; - экскурсия в планетарий | 1. Фотоальбом. 2. Сочинения. 3. Выставка рисунков «Мы – дети Солнца» 4. Книжка-самоделка «Солнечная система». | 2 | ||
Жизнь леса. | - книги, справочники, энциклопедии; - фильмы, видеозаписи; - экскурсия в лес; - встреча с работниками леса. | 1. Сообщения о лесе. 2. Альбом «Красная книга». Стенд. 3. Викторина «Лес в нашей жизни». | 2 | ||
Наши питомцы. | - книги, справочники, энциклопедии; - видеофильмы, кинофильмы; - экскурсия в музей; - экскурсия в зоопарк. | 1. Сочинения «Мой любимый щенок». 2. Фотоальбом «Человек заводит друга». 3. Стенд «Наши питомцы». 4. Выставка рисунков. | 3 | ||
Люди, которые нас окружают | -книг, энциклопедии; - видеофильмы; -экскурсия по селу. | 1. Развивающее занятия: профессия «продавец», «журналист». 2. Путешествие по селу. 3. Заметка в школьную газету. | 3 | ||
Справочник Самоделкина | - книги, справочники, энциклопедии; - фильмы; - экскурсии; - встречи с людьми науки. | 1. Развивающее занятие: профессия «инженер». 2. Сообщения о технике вокруг нас. 3. Подготовка популярного пособия. | 3 | ||
Математика | Вычисли-тельные машины | - книги; - фильмы, Интернет; - беседы с взрослыми; - экскурсия в политехнический музей. | 1. Сконструируй автомат, который прибавляет и отнимает числа. 2. Счеты для вычисления сумм одинаковых слагаемых. 3. Список приборов, в которых используется вычислительная техника. 4. Рисунок необычного вычислительного прибора (для научного исследования или домашнего хозяйства). | 2 | |
Свойства площади. | - книги; - фильмы, Интернет; - беседы со взрослыми; - наблюдения. | 1. Коллекция рисунков. 2. Игра головоломка. | 1 | ||
Русский язык. | Как хорошо уметь грамотно писать. | - библиотека; - семья; - словари, справочники, энциклопедии; - школа. | 1. Открытка или приглашение на праздник. 2. Найди исторический корень какого либо слова. 3. Сделай записи о событиях твоей жизни. 4. Опиши в стихах изученное правило (чк-чн, ча-ща, чу-щу, жи-ши). | 3 | |
Мастерская слова. | - детские журналы и газеты; - наблюдения; - календари; - домашняя библиотека. | 1. Готовим художественный журнал. 2. Напиши заметку или нарисуй рисунок. 3. Подбери стихи и поговорки о лете. 4. Составь словарик из местных слов. 5. Составь свой ребус или кроссворд. | 4 |
Календарно-тематическое планирование курса
«Проектная деятельность» ( 34 часа) 3 класс
Образова-тельная область | Тема | Источники информации | Виды деятельности | Кол-во часов | Сроки |
Музыка | Осенины | - книги, энциклопедии; - фото; - видео; - аудиозаписи | Праздник «Золотая осень» | 3 | |
Музыкаль-ные инструменты | - энциклопедии, фото, книги; - экскурсия на занятие кружка; - встреча с художественным руководителем | 1.Аппликация 2.Конкурс работ 3. Конкурс юных музыкантов. | 2 | ||
Масленница | - видеозаписи; - музыкальные спектакли; - любимые мультфильмы. | Праздник «Масленица» | 3 | ||
Литературное чтение | Устное народное творчество | - книги, энциклопедии; - видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи; - помощь взрослых; - театральное представление. | 1. Выставка книг по разным темам. 2. Выставка детских поделок.. 3. Конкурс знатоков народных сказок, песен, загадок, поговорок. 4. Инсценировка сказок и песен. | 3 | |
Любимые произведения и герои. | - книги; - видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи; - помощь взрослых; - помощь товарищей. | 1.Турнир«Литератур-ный герой» 2. Выставка книг и поделок по разным темам. | 2 | ||
Окружающий мир | Мой родной край | - встречи с интересными людьми | 1. Стенд или фотоальбом. 2. Выставка творческих работ. | 2 | |
Как жили наши предки | - книги, энциклопедии; - видеофильмы, кинофильмы; - экскурсия в музей -репродукции | Макет | 3 | ||
Русский язык | Подкормите птиц зимой | - книги, справочники, энциклопедии; - фильмы, видеозаписи; - экскурсия в парк. | 1. Сообщения о пернатых. 2. Альбом «Красная книга». Стенд. 3. Викторина «Птицы в нашей жизни». | 2 | |
Художественный журнал класса | -Детские журналы -фото | Работа в парах: подбор необходимого материала, выбор рубрик, обсуждение названия. Конкурс журналов | 2 | ||
Художественный журнал класса «Наш край» | -книги, энциклопедии; - видеофильмы; -экскурсия по селу. | 1. Развивающее занятия: профессии нашего села. 2. Путешествие по селу. 3.Конкурс журналов. | 3 | ||
Сборник упражнений и заданий для решения орфографических задач | -учебник -словари -компьютер | 1.Презентация | 2 | ||
Математика | Проектируем сад | - книги; - фильмы, Интернет; - беседы с взрослыми; - экскурсия в сад | 1. Рисунок необычного сада 2. План сада | 3 | |
Свойства площади. | -учебник -план-схема квартир-семья | 1. Измерение размеров комнат квартиры 2.Вычисление площади комнат и квартиры | 2 | ||
Технология | Мастерская Деда Мороза | - справочники по рукоделию -открытки | 1. Открытка или приглашение на праздник. | 2 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 1 класс пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и восп...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Пояснительная записка. "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике. 1 класс. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 1 класс. Программа "Школа России". Моро....
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Пояснительная записка.
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 1 класс. Программа "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению. 1 класс. Программа "Школа России"...
Русский язык с увлечением 3 класс пояснительная записка
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" 3 класс Коваленко Л.Н....
Русский язык с увлечением 3 класс пояснительная записка
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Русский язык с увлечением" 3 класс Коваленко Л.Н....