Повышение эффективности обучения учащихся через интеграцию предметов
статья на тему
Структура интегрированных уроков. Предметы для интеграции. Связь интеграции предметов с проектной деятельностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ
Кулько З. И.
МКОУ «Воробьёвская СОШ»
Воробьёвского района
В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как составная часть окружающего мира. Целостное восприятие рассматривается как необходимое условие для гармонизации отношений человека с окружающим миром. А основным принципом построения интегрированного урока является синтез, как взаимодействие, соединение (интеграция), способствующие формированию целостной естественнонаучной картины мира. В начальных классах дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных уроков, так как необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь, эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, одно из обязательных и основных требование интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, и потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.
При разработке урока необходимо учитывать
- цель урока;
- подбор источников информации, которые бы отвечали целям урока;
- нахождение основания для объединения разнопредметной информации;
- изменение функционального назначения знаний;
- переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это может достигаться за счёт компактно сконцентрированного использования учебного материала программы, подключения некоторых современных способов организации и изучения нового материала.
Факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков:
- приемлемое сочетание предметов для интеграции,
- обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия ученика,
- тщательный отбор содержания, методов и приёмов с учётом возрастных особенностей учащихся.
Немаловажное значение имеет то, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников.
Интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, а также физики, химии, астрономии.
В основу интегрированных уроков по русскому языку положена близость ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.
Интегрировать предметы надо начинать уже с первого класса: обучение грамоте, письмо, технология, искусство («Буква М, М», «Буква З, з» и др.). Чередование этих предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.
Кроме названных изначально интегрированных уроков можно использовать следующие сочетания предметов:
Окружающий мир – русский язык («Имя существительное. Неживая и живая природа зимой», «Имя прилагательное. Родная природа», «Живая и неживая природа. Многозначные слова»);
Чтение – русский язык – искусство («Русские народные сказки. Заглавная буква», «Весенняя гроза. Текст-описание»);
Окружающий мир – математика («Задачи на движение. Путешествуя по городам России (По странам мира)»);
Окружающий мир – чтение – искусство («Природные зоны России»);
Русский язык – математика («Звуки и буквы. Приёмы устных вычислений в пределах 100»)
Интегрирование предметов неразрывно с проектной деятельностью. Дети после изучения буквы делают (конечно, вместе с родителями!) книжечки «Моя азбука», которые собираются для дальнейшего их использования на уроках.
При интеграции предметов «окружающий мир – чтение – искусство» дети работали над проектами «Моя семья – моя гордость», «Великие люди нашей страны», «Моё имя», «Мой любимый писатель», «Моя первая зоология».
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:
— в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;
— в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
— в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;
— в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
— во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Литература:
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В 2-х ч. Ч.1.: Учеб. издание /Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина, М.: Просвещение, 2001.
- Журналы «Начальная школа»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
формирование познавательных интересов, желания учиться; формирование у учащихся умений и навыков самообразования; развитие коммуникативной способности, обучение навыкам общения и сотрудничества; развитие познавательного интереса; сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка.
вооружение учащихся прочными знаниями через межпредметную интеграцию; выработка необходимых умений и навыков; развитие самостоятельности; формирование творческой активности личности; создание условий для сохранения психологического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.
учебный процесс; внеурочную деятельность (интеллектуальные марафоны, конкурсы, экскурсии, праздники); воспитательную работу; работу с родителями. Хреновской конный завод Урок в семье Праздники
Факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков: приемлемое сочетание предметов для интеграции; обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия ученика; тщательный отбор содержания, методов и приёмов с учётом возрастных особенностей учащихся. Учебный процесс
положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся; содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика; способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся; побуждают учащихся к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Роль интеграции учебных занятий:
в повышении уровня знаний по предмету; в изменении уровня интеллектуальной деятельности; в эмоциональном развитии учащихся, в росте познавательного интереса школьников; во включении учащихся в творческую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...
Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы.
Из опыта работы....
Повышение успешности обучения учащихся младшего школьного возраста через внедрение здоровьесберегающих технологий.
Сохранение здоровья детей – обязанность всего общества. Одной из приоритетных задач современного образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценно...
опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"
Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....
Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы
Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...
Тезисы "ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
Тезисы по теме самообразования....
Статья "Повышение эффективности профилактики правонарушений через развитие нравственного сознания у детей"
Многие неприятные ситуации, в которые попадает ребенок, по сути, не являются конфликтными, а представляются ему таковыми вследствие морального невежества.Планируя профилактические мероприятия с детьми...