Применение проектной деятельности на уроках
материал на тему

Привалова Светлана Александровна

Предлагаю материал по обобщению передового педагогического опыта по теие " Применение проектной деятельности на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deyat.docx88.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Применение проектной деятельности на уроках .

Условия возникновения проблемы, становления опыта.

Результаты апробации. Метод проектов я начала применять примерно десять лет назад. В то время я вела  экологию в начальных классах. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Я поняла, что экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Конечно, чем младше дети, тем более облегченный вариант проектной деятельности им предлагается. Мы осуществляли такие проекты, как «Чистое утро», «Кошкин дом», «Добрая зима», «Возвращенный лес», «Жалобная книга природы», «Уголок хорошего настроения», «Коллекция увиденных животных». Особенно запомнилась презентация проекта «Кошкин дом», где дети демонстрировали коврики, подушечки, домики, сделанные своими руками для домашних питомцев. Над этим проектом они работали вместе с родителями, братьями, сестрами. Каждый проект- маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.

         Затем в проектную деятельность были включены учащиеся 5-11 классов. При проведении традиционного школьного мероприятия «Осенний бал» был объявлен конкурс между классами на лучший практико-ориентированный проект «Ландшафтный дизайн», где дети работали над тем, как изменить привычное оформление клумб нашей школы. На презентацию были представлены рисунки, чертежи, плакаты. Данная работа повернула проектную деятельность «лицом к жизни».  Так на наших клумбах появился цветок курая, выложенный декоративным луком. А на следующую весну планируем воплотить триколор (клумбу из трех цветов башкирского флага: белый, синий, зеленый)

        Поняв, что детям нравится заниматься поиском чего-то нового, пользоваться приобретенными знаниями, наблюдать, проводить эксперименты, я поставила перед собой цель: изучить методику проектной технологии, внедрить проектную деятельность в практику.

Исходя из цели, выдвинула  следующие задачи:

- научить детей добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;

- помочь определить предметность деятельности;

- научить детей владеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, рефлексировать свою деятельность.

Предположила, что при проектном обучении учащиеся должны научиться:

  1. Самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания, пользуясь разными источниками информации.
  2. Пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач.
  3. Развивать коммуникативные умения.
  4. Развивать исследовательские умения (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент и выдвигать гипотезу)
  5. Развивать системное мышление.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса

  «Мы привыкаем к цепям и жалеем об их отсутствии, когда их с нас снимают»

Джон Дьюи

В настоящее время в образовании ведущим становится принцип гуманизации, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного (в таких проявлениях, как творчество, самостоятельность, ответственность и т.д.) развития человека, его духовный рост являются главными в обучении. В современных условиях возникает и новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Детей необходимо учить ранжировать информацию, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Надо учить их целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Речь идет о формировании у обучающихся информационной компетентности. Учащиеся ждут от учителей знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы актуализировать имеющиеся знания, дополнять их, обобщать и структурировать учебный материал. Надо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Одной из ценностей современного общества становится коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: какие умения необходимо развивать у учеников для продуктивного общения со сверстниками, с Интернетом, с информационным полем? Как научить формулировать вопросы для общения и поиска информации?

Перечисленные актуальные проблемы не могут быть решены старыми, традиционными методами. Самостоятельная деятельность учащихся здесь очень ограничена, целью является усвоение стандартного набора готовых знаний. Кроме того, традиционные методы не обеспечивают формирование таких необходимых для жизни умений, как умение делать выбор, принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В новых условиях современного мира нашим детям требуются также умение планировать свою деятельность, презентовать себя и результаты своего труда. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что в современных условиях нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Метод учебных проектов является одной из таких форм и дает возможность решения перечисленных выше актуальных задач современного школьного образования. При этом метод проектов вводится как компонент системы образования, не разрушая уже сложившейся предметной классно-урочной системы.

Проектная работа расширяет представления молодых людей о предметных областях, дает возможность лучше увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.

Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты ее возникновения, развития разрешения. При этом процесс проектирования детьми сопровождается наличием строго, педагогического плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковывается учителем с педагогических позиций с точки зрения их обучения, развития и воспитания. Итак, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное в группе или самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и интересно и значим для самих детей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем формулировки и решения задач, вытекающих из этой проблемы.

Теоретическая база опыта.

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

        

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1.  Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2.     Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3.  Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4.  Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5.   Количество участников проекта.

6.   Продолжительность проекта.

По доминирующему в проекте методу:

1. Исследовательские. 

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

При выполнении проекта ученик:

- Структурирует проект в логике научного исследования,

- Включает в проект аргументацию его актуальности,

- Определяет объект и предмет исследования,

- Обозначает цели и задачи проектного исследования, Обозначает цели и задачи проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, Выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения проблем,

- Осваивает новое опытным путем,

- Оформляет проект в виде выводов,

- Подтверждает или опровергает гипотезу,

- Выходит на новый спектр проблем.

2. Информационные. 

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) - презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,

- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,

- Обобщает и анализирует информацию,

- Делает выводы,

- Корректирует поиск по уточненным направлениям,

- Анализирует и обобщает новые факты,

- Проводит презентацию,

- Организует проведение «внешней» оценки.

3. Творческие.

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

- Договаривается с группой или учителем о жанре,

- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,

- Стремится получить творческий продукт,

- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.

4. Игровые.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая;

- Намечает «игровые» роли,

- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,

- Моделирует ситуации,

- Проигрывает «виртуальные реальности».

5. Практические.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

- Обозначает результат в начале проектной деятельности,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт...

- Задает жесткую структуру,

- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,

- Получает конкретный материальный продукт...

Что касается характера контактов, то проекты могут быть:

внутренними или региональными  (т.е. в пределах одной страны);

международными (участники проекта являются представителями разных стран).

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);

парные (между парами участников);

  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.

      И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

средней продолжительности (от недели до месяца);

долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

     Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

    Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе:

- название проекта;

- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

- общая характеристика проекта;

- идея проекта;

- цели и задачи проекта;

- участники проекта;

- условия регистрации в проекте;

- сроки реализации проекта;

- этапы проведения проекта;

- условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

- формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;

- критерии оценки работ отдельных участников всего проекта;

- диагностическая и оценочная группа;

- результаты проекта, их оценка. Призы и награды;

- возможное продолжение и развитие проекта;

- авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

 Формы продуктов проектной деятельности

Web-сайт

Анализ данных социологического опроса

Сравнительно-сопоставительный анализ

Атлас, карта, учебное пособие

Видеофильм

Выставка

Газета, журнал, справочник

Костюм, модель, коллекция

Игра, мультимедийный продукт

Музыкальное или художественное произведение

Постановка, праздник

Экскурсия, поход

Законопроект и т.д.        

Виды презентаций проектов

Деловая игра

Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

Игра с залом

Научная конференция, доклад

Пресс-конференция

Путешествие, экскурсия

Реклама

Ролевая игра

Спектакль

Соревнование

Телепередача и т.д.

"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"

Коллингс

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

"Будущее - в руках школьного учителя"

Виктор Гюго

Проектная деятельность: роль учителя.

Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике.

Учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля.

Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Список ролей, которые предстоит "прожить" по ходу реализации проекта:

Энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

Специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не во всех!) областях

Консультант, помогающий организовать работу

Руководитель, помогающий планировать работу по времени

"Человек, задающий вопросы", помогающие увидеть ошибки и недочеты работы

Координатор группового процесса

Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение выдвигать гипотезы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие)

Умение планировать деятельность, время, ресурсы

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение находить компромисс

Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Новизна данного опыта

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся ранжировать информацию, выделять главное, находить связи; целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности, а так же презентовать себя и результаты своего труда. При этом процесс проектирования детьми сопровождается наличием строго, педагогического плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковывается учителем с педагогических позиций с точки зрения их обучения, развития и воспитания.

         Инновационный поиск новых средств привел  к пониманию того, что в современных условиях нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Метод учебных проектов является одной из таких форм и дает возможность решения перечисленных выше актуальных задач современного школьного образования. Проектная работа расширяет представления молодых людей о предметных областях, дает возможность лучше увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности.

Алгоритм работы учителя на базе темы.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Преимущества предлагаемого опыта.

"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному. Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимися общественно-экономическими условиями России и с выделением новых задач в системе образования.

        Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

        Задача современного образования- формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

        Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

        Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий проектной и исследовательской деятельности учащихся.

        Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления, чувства ответственности. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развитие умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения.

        Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.

        Метод проектов- это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и  предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся, родителей и учителя. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать тему, партнеров в работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию к учебе, познавательную и творческую активность.

        

Результативность

Динамика мотивации к изучению предмета.

Интерес к изучению предмета.

По результатам мониторинга

 «Отношение к домашнему заданию по предмету»

(с каким настроением обучающиеся приступают к выполнению

домашнего задания)

Динамика мотивации к изучению предмета.

Интерес к изучению предмета.

По результатам мониторинга «Особенности восприятия обучающимися преподавания биологии»

Результаты мониторинга знаний по биологии

за последние 4 года.

Адресная направленность опыта.

Сейчас метод проектов применяю при проведении следующих уроков:

класс

тема

5

Охрана воды

5

Где живут организмы

5

Зеленая аптека

5

Значение диких животных и их охрана.

5

Вредные привычки и их предупреждение.

6

Роль бактерий в природе и жизни человека

6

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

7

Класс Пресмыкающиеся

7

Изучение многообразия птиц.

7

Воздействие человека и его деятельности на животных

7

Одомашнивание животных

8

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

8

Гигиена органов пищеварения.

9

Неклеточные формы жизни-вирусы.

10

Проблемы генетической безопасности.

11

Влияние загрязнений на живые организмы

11

Гипотезы о происхождении жизни

11

Основные этапы развития жизни на земле

11

Антропогенное воздействие человека на биосферу.

           

 Постепенно мы с детьми перешли к исследовательским проектам.

год

ФИ участника

Где участвовал

Тема исследователь

ской работы

результат

2008

Шестериков Александр

 Районная конференция

«Экология глазами детей»

«Особенности ужения рыб озера Осокоревое Бирского района РБ»

III место

2008

Шестерикова Елена

Районный этап конкурса исследовательских работ Малая академия наук школьников

«Сравнительная характеристика  состава ихтиофауны озер Осокоревое и Подворное Бирского района Республики

Башкортостан».

Грамота за активное участие.

2009

Шестерикова Елена, Мурзина Анастасия

Районный конкурс исследователь

ских краеведческих работ обучающихся «Дорогами Отечества»

«История возникновения и творческий путь Березовского ансамбля ложкарей»

I место,

участие в Республи

канском конкурсе.

2009

Шестерикова Елена, Мурзина Анастасия

Районная (городская) конференция научно-исследовательских работ «Моя родословная»

«Традиции и обычаи моего села»

II место

2010

Шестерикова Елена

Межрегиональный фестиваль «Бирское яблоко» Конкурс учебно-исследовательских проектов «Сады нашего детства»

«Выращивание шелковицы из семян»

Грамота победителя,

Выпуск сборника

работ.

2011

Шестерикова Елена, Мурзина Анастасия

Российский заочный конкурс «Юность, Наука, Культура»

Секция: «Мемореальное краеведение»

«История возникновения и творческий путь Березовского ансамбля ложкарей»

Диплом III

степени,

приглаше

ние на очный тур в город Обнинск.

2011

Шестерикова Елена, Мурзина Анастасия

Межрегиональный фестиваль «Бирское яблоко» Конкурс учебно-исследовательских проектов

«Роль клена остролистного в творчестве Березовского ансамбля ложкарей»

Заключение.

Конечно, метод проектов можно использовать не на каждом уроке и не в каждом классе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Разумеется, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке. Но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка.

Внедрение проектной деятельности в традиционный учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:

· адаптироваться в условиях сложного, изменчивого, взаимосвязанного мира;

· проявлять социальную ответственность;

· самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

· самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

· конструктивно сотрудничать с другими людьми;

· генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Работа над проектами дает возможность нашим учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым, способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.

В проектную деятельность включаю учащихся 5-11 классов. При выборе тематики проектов мы, помимо вопросов, углубляющих  учебные программы, ориентируемся на следующие направления, которые считаем основными, базовыми в проектной работе. Это  «Человек – творец», «Человек и окружающая среда», «Человек и здоровье». Данные направления представляют собой, по сути, основные грани жизни человека в обществе и таким образом поворачивают проектную деятельность «лицом к жизни».

Такой подход соотносится с лучшими традициям отечественной педагогики.

Формы реализации проектной деятельности должны быть интересны и близки детям, и поэтому, наряду с оформлением работ в виде рефератов, мы используем презентации. Хотелось бы в дальнейшем более широко использовать инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи ит.п.

Учащиеся, в основном, сами выбирают направления работы, но иногда следуют советам учителя (при формировании временных творческих групп руководителю следует учитывать также и оптимальное личностное взаимодействие). Работа творческих групп строится по следующим правилам:

а) все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;

б) ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание;

в) все члены команды должны получать радость от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектную работу.

На этапе подведения итогов проектной работы в качестве параметров оценки проектных работ выступают следующие:

а) активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;

б) глубина проникновения в задачу;

в) оригинальность мышления;

г) умение правильно, убедительно, доходчиво раскрыть основное содержание работы в устном выступлении, ответить на вопросы.

В качестве перспективных хочется видеть  ряд направлений развития проектной деятельности.

Во-первых, я считаю, что необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся. Большинство наших проектов относится к информационным или прикладным. Мы хотели бы, чтобы в нашей практике был больший процент исследовательских проектов. Разумеется, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке. Но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка. Составные части некоторых наших проектов являются реферативными. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Участники проектной работы должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым они будут рассматривать реферируемые источники. Однако этого, к сожалению, пока недостает в нашей проектной деятельности. Наиболее успешно творческая деятельность учащихся протекает при участии в проектах студентов и ученых. Поэтому мы задумываемся над тем, как, в каких формах можно привлечь научно-педагогический потенциал высшей школы к руководству исследовательской деятельностью учащихся старших классов.

Во-вторых, хотелось бы усилить методическую подготовку учителей, участвующих в проектной работе, прежде всего путем участия в семинарах, в том числе и по обмену опытом с другими учебными заведениями.

В-третьих, мы планируем продолжить включение в проектные работы там, где это уместно.

Дальнейшее развитие проектной деятельности учащихся позволит нам обеспечить продвижение учащихся по личностной образовательной траектории и способствовать подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов.

Проект - это "пять П":

Проблема,

Проектирование (планирование),

Поиск информации,

Продукт,

Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду «аутентичных» (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

        В нашей школе на протяжении 3-х лет под моим руководством работала творческая группа учителей над темой «Портфолио обучающегося»

Нами разработана и внедрена форма портфолио в младшем, среднем и старшем звене.

Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат- способствовать повышению качества образования в целом. Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам подготовки к выбору будущей профессии.

        Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющей образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации.

        Портфолио – важный документ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся; самооценивания, самообразования школьников на пути перехода к ФГОС НОО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-

2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.

3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27

4. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.

5. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

6. Корогодин В. И. Информация и феномен жизни.— Пущино, 1991

7. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000.- 272с.

8. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск:ХГПУ, 2001. - 333с.

9. Кульневич С.В. педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 1997.- 415с.

10. Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер. науч.-практ. конф.— К.: Знание, 2010

11. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256с.

12. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.

13. Мугалимов Д.Т. Организация проектной работы учащихся. // Учитель Башкортостана. 2008. №2

14.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

15. Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В. Ученическое проектирование.// Справочник заместителя директора школы. 2008. №4

16. Пушкарева М.С. «Биоразнообразие рядом»-исследовательский проект.// Биология в школе. 2007-№4

17. Расторгуев С. П. Философия информационной войны.— М., 2000

18. Русских Г.А. Технология проектного обучения// Биология в школе. – 2000.- №2

19. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся.// Завуч. Управление современной школой. 2007. №8 с. 3-6.

20. Стариш А. Г. Интуиция и её роль в познании // Матер. науч.-практ. сем. «Идеология и массовое сознание»: Препринт.— Симферополь, 1990.

21. Стариш А. Г. Теория открытых систем как парадигма процессов глобального развития.— Симферополь: Универсум, 2003.

22. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.

23.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

24. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. с. 53-67.

25. Шарафутдинова С.Ф. Учебные проекты младших школьников. // Учитель Башкортостана.2009.№ 2 с. 19-26.

26. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. с. 3-24.

27. Янковский С. Я. Концепции общей теории информации.— М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной деятельности на уроках

Предлагаю материал по обобщению передового педагогического опыта по теие " Применение проектной деятельности на уроках"...

Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его ...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Урок ИЗО с применением проектной деятельности 3 класс с самоанализом.

Урок ИЗО с применением проектной деятельности 3 класс с самоанализом....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности

Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....