Урок ИЗО с применением проектной деятельности 3 класс с самоанализом.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Урок ИЗО с применением проектной деятельности 3 класс с самоанализом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ИЗО

Тема: Проектная деятельность. Весеннее настроение.

Цель: создание условий проектной деятельности в разных техниках рисования.

Задачи:

- повторить и закрепить техники рисования; формировать навыки работы в группе, проявляя творческую активность.

- развивать воображение;

- воспитывать

Оборудование: звуки природы, примеры работ в разных техниках, 3 листа формата А3, ручки, карандаши, ватные палочки, жидкая гуашь, вода в баночках, акварель, кисти разной толщины, губки и штампы разной формы, засушенные листы, лист для граттажа, палочки для граттажа, колокольчик, лист для каждого учащегося для проекта.

Ход урока

  1. Организация начала урока

- Здравствуйте.

- Сегодня на уроке мы создадим проект, тему которого вы узнаете чуть позже, работать будем в группах, для этого вы должны слушать внимательно меня и своих одноклассников, отвечать полными предложениями. Договорились?!

- С каким настроением вы пришли на урок? Что ожидаете от урока?

- Когда рисуете, кем вы себя представляете?

- Чтобы быть настоящими художниками необходимо хорошее настроение, ведь без него рисунки не получатся красочными, яркими, сочными, насыщенными.

  1. Актуализация и открытие новых знаний.

- На доске мои работы, когда у меня хорошее настроение я с удовольствием рисую.

- Как вы думаете, чем они отличаются?

- Если вы заметили, то здесь 4 техники, и вы поделились на 4 группы. 

- Давайте вспомним этапы работы в этих техниках. Как нарисовать рисунок?

- Эта техника называется «пуантилизм». Название пришло к нам из французского языка, переводится как «точечность». Вы с ней знакомились, когда учились рисовать листочки на деревьях способом примакивания кисти. Сегодня на уроке я предлагаю вам вместо кисти использовать ватные палочки. Сначала необходимо нарисовать контур, а потом заполнить его цветными точками.

- Обратите внимание 1 группа, что на перемене вы выбрали карточки зеленого цвета, значит работать будете в этой технике.

- Как нарисовать рисунок в технике монотипия?

- Здесь, вы правильно заметили, есть отражение. При изучении симметрии, скорее всего, работали в данной технике. Она называется «монотипия». Переводиться как «моно» - один, «тип» – отпечаток. Сначала необходимо нарисовать половину предмета, затем сложить лист пополам и получить отражение, отпечаток.

- 2 группа вы выбрали карточки желтого цвета, значит работать будете в этой технике.

- Чем нарисовать рисунок в технике штампование?

- Техника «штампование» простая и увлекательная. Разными штампами можно создавать любые образы.

- 3 группа вы выбрали карточки красного цвета, значит, будете представлять эту технику.

- Чем нарисовать рисунок в технике граттаж?

- Для этой техники необходимы острые палочки. Называется она «граттаж», с французского языка переводится как «выцарапывание». Сначала необходимо выцарапать контур, а потом убрать лишний черный слой краски.

- 4 группа вы выбрали карточки синего цвета, значит, будете представлять эту технику.

- Мы определились с техниками рисования. Остается сформулировать тему урока.

  1. Постановка учебной задачи

- Для этого поиграем. За короткий промежуток времени угадайте, какую картину нарисовал композитор с помощью звуков.

- Какую картину представили? Докажите что это весна, аргументируйте. Какое настроение у вас с приходом весны? Можем ли мы изобразить с помощью этих 4 техник представленное?

- Вспомните начало урока, я сказала, что мы создадим проект, вспомните музыкальную композицию. Кто догадался, какая тема урока?

- Вы были очень близки. Проект, который начнем выполнять, называется «Весеннее настроение».

- Итак, сегодня на уроке создадим 4 групповых проекта «Весеннее настроение» в 4 техниках рисования.

  1. Переход к групповой практической работе

- Перед тем как перейти к написанию проекта, прочитаем правила работы в группах. Я читаю, вы следите. У вас на столах есть эти правила.

1. Говорите коротко, по делу.

2. Выслушивайте все мнения.

3. Не согласны – предлагайте свои идеи.

4. Работайте дружно.

5. Соблюдайте дисциплину.

- Если в группах начнется громкое обсуждение, я позвоню в весенний колокольчик. Это знак что нужно говорить тише. Если звонить буду долго, значит работу нужно закончить.

  1. Применение знаний.

- У каждого из вас есть проект-лист для удобства работы. Но заполнять вы будете 1 все вместе.

- Прочитайте, что первое необходимо записать.

- Посмотрите на доску и грамотно запишите название техники.

- Следующий пункт – цель (т.е. что вы хотите получить, выполнив работу). Цель связана с темой проекта, при формулировании не забудьте об используемой вами технике. Например, цель моей работы – создать образ рыжего кота в технике пуантилизм.

- Сформулируйте и запишите цель проекта.

- Прочитайте, что у вас получилось. Корректирую при необходимости.

- Сформулируем задачи (т.е. как мы осуществим цель, что для этого нужно сделать).

- Рисуя кота, я ставила перед собой следующие задачи:

  • научиться рисовать кота;
  • освоить технику «пуантилизм»;
  • совершенствовать умение писать проект.

- Сформулируйте и запишите задачи проекта. Вам в помощь даны опорные слова.

- Прочитайте, что у вас получилось. Корректирую при необходимости.

- Для того чтобы составить план работы вспомните этапы рисования вашей техники. На столах у вас есть все необходимое для того, чтобы попробовать рисовать в данной технике. Не надо рисовать картину, только попробуйте выполнить 1 предмет. А затем знаком покажите, что вы готовы. На это я вам даю 2 минуты.

- Пока вы будете пробовать технику, наши гости тоже скучать не будут и поделятся с вами своим весенним настроением. С хорошими пожеланиями украсят цветным песочком эту бутылочку.

- Теперь представьте, что вы рисуете вместе. Опишите, что зачем будете выполнять.

- Например, я к своей работе составила следующий план:

  • нарисовать контур кота;
  • выбрать цвет красок;
  • раскрасить кота в технике пуантилизм;
  • представить работу.

- Прочитайте, что у вас получилось. Корректирую при необходимости.

- Результат проекта – это название картины, которую вы нарисуете на следующем уроке.

- Запишите состав группы, чтобы знать, кто работал над этим проектом.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

- Что совершенствовали создавать?

- Что понравилось?

- У вас получились хорошие проекты, вы потренировались рисовать в различных техниках. Ваша задача осуществить задуманное на следующем уроке.

- Я вижу, что вы улыбаетесь, и это значит, что ваше настроение улучшилось.  А это лучше любой отметки. Вам на память об уроке остается эта яркая бутылочка от гостей, добрые пожелания и прекрасные проекты. Спасибо за урок.

Правила работы в группе

1. Говорите коротко, по делу.

2. Выслушивайте все мнения.

3. Не согласны – предлагайте свои идеи.

4. Работайте дружно.

5. Соблюдайте дисциплину.

Правила работы в группе

1. Говорите коротко, по делу.

2. Выслушивайте все мнения.

3. Не согласны – предлагайте свои идеи.

4. Работайте дружно.

5. Соблюдайте дисциплину.

Правила работы в группе

1. Говорите коротко, по делу.

2. Выслушивайте все мнения.

3. Не согласны – предлагайте свои идеи.

4. Работайте дружно.

5. Соблюдайте дисциплину.

Правила работы в группе

1. Говорите коротко, по делу.

2. Выслушивайте все мнения.

3. Не согласны – предлагайте свои идеи.

4. Работайте дружно.

5. Соблюдайте дисциплину.

Ступеньки самооценки

Поставить   знак   +  на  нужную  ступеньку

  1. Как работала группа?

Дружно.

Иногда спорили.

Работали не все.

  1. Как прошёл урок?

Многому  научились,  было  интересно.

Было   трудно,  но  интересно.

Было  неинтересно,  трудно.

Ступеньки самооценки

Поставить   знак   +  на  нужную  ступеньку

  1. Как работала группа?

Дружно.

Иногда спорили.

Работали не все.

  1. Как прошёл урок?

Многому  научились,  было  интересно.

Было   трудно,  но  интересно.

Было  неинтересно,  трудно.

Ступеньки самооценки

Поставить   знак   +  на  нужную  ступеньку

  1. Как работала группа?

Дружно.

Иногда спорили.

Работали не все.

  1. Как прошёл урок?

Многому  научились,  было  интересно.

Было   трудно,  но  интересно.

Было  неинтересно,  трудно.

Ступеньки самооценки

Поставить   знак   +  на  нужную  ступеньку

  1. Как работала группа?

Дружно.

Иногда спорили.

Работали не все.

  1. Как прошёл урок?

Многому  научились,  было  интересно.

Было   трудно,  но  интересно.

Было  неинтересно,  трудно.

Проект урока

Предмет: ИЗО

Класс: 3

Тема урока: Проект «Весеннее настроение».

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- Словесный – беседа;

- Наглядный – выставка картин;

- Практический – проектная деятельность в группах.

Методы контроль: контроль учителя, самоконтроль.

Формы обучения: коллективная, групповая.

Средства обучения: звуки природы, презентация, примеры работ в разных техниках, 3 листа формата А3, ручки, карандаши, ватные палочки, жидкая гуашь, вода в баночках, кисти разной толщины, губки и штампы разной формы, лист для граттажа, палочки для граттажа, колокольчик, проект-листы, правила работы в группах.

Цель: создание условий для проектной деятельности в разных техниках рисования.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения четко прослеживаются в групповой работе:

- формирование уважительного отношения к мнению другого;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки - каждый в группе несет ответственность за результат и  принятые решения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- от каждого ребенка требовалось умения соединять теоретический материал с практической деятельностью – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, обобщения, классификации - от ребят зависело, что они нарисуют, какие инструменты будут необходимы для желаемого результата и др. (познавательные УУД);

- формирование познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять предложения в устной и письменной формах (коммуникативные УУД);

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения работать в группах.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- пробуждение познавательного интереса к изобразительной деятельности;

- стремления совершенствовать умение рисовать.

Структура урока

Этап урока

Время реализации этапа

Краткое содержание этапа

I.

Организационный этап

1 минута

- настрой ребят на работу

II.

Актуализация и открытие новых знаний

4 минуты

- фронтальная работа

III.

Постановка учебной задачи

2 минуты

- постановка проблемных вопросов  

IV.

Переход к групповой практической работе

1 минута

- правила работы в группах

V.

Применение знаний

13 минут

- групповая и самостоятельная работа

VI.

Рефлексия. Итог урока

4 минуты

- самооценка

- обобщение и выводы

- Ребята, вы любите сказки? А почему? Наверное, за то, что в сказках есть волшебство.

- Поднимите руку те, кто хоть раз мечтах побыть волшебником. Сегодня у вас появилась такая возможность.

- Ребята, вы слышите, какие прекрасные звуки доносятся из окна. Закройте глаза, вслушайтесь в них.

- Что вы услышали? Какое время года они предвещают? А какое настроение у вас с приходом весны, ведь скоро растает снег, на деревьях появятся листочки и расцветут цветы?

- Вы улыбаетесь, и я понимаю, что у вас сейчас такое настроение. Вы перечислили большое количество эпитетов. Теперь попробуйте к ним подобрать цвета красок. Какими красками мы сможем отразить ваше настроение на листе бумаги?

- Кто догадался, какая тема урока?

  1. Актуализация знаний. 5 минут.

- Но мы ведь с вами волшебники, поэтому мы не просто изобразим весеннее настроение на листе бумаги, а наколдуем проекты, да еще и в разных техниках рисования.

- Перед вами лежат разные материалы, необходимы для работы. Как вы думаете, для чего они нужны?  Может, назовете известные вам техники рисования?

Ребята предлагают способы рисования, называют техники. Я вывешиваю на доску название техники и  примеры работ, коротко поясняю способ рисования.

- Итак, мы с вами выяснили, что творить мы будем в технике пуантелизм (волшебными палочками будете оставлять отпечатки), монотипия (на одной половине мокрого листа нарисуете желаемое изображение, а затем сложите работу пополам и наколдуете отражение), штампование (различными штампами будете создавать творение) и граттаж (скучный черный листа превратите с помощью волшебных палочек в веселый пейзаж или натюрморт).

 

  1. Выполнение работы. 15 минут.

- Ну что, волшебники, готовы творить? Тогда подойдите к тому столу, где лежат необходимые для вас материалы.

- На партах вы видите правила работы в группах, прочитайте их.

- Ваша задача создать совместную работу – сотворить проект «Весенне настроение». Группа.

Дети выполняют работу. Я контролирую, корректирую, подсказываю.

  1. Подведение итогов. 5 минут.

- Как в сказке «Золушка» время волшебства заканчивается. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите вверх, покажите друг другу работы.

- Расскажите, какой план работы вы составили, и получилось ли у вас его осуществить.

- Ребята, я тоже, как и вы люблю сказки. Люблю их за то, что они возвращают меня в счастливое, беззаботное детство. И сегодня вы мне помогли очутиться в детстве. Я вспомнила, как мама мне читала сказки, а я представляла себя в них. Вы настоящие волшебники.

Самоанализ урока по теме «Проектная деятельность. Весеннее настроение».

Тип урока: комбинированный (изучение новых техник рисования, закрепление умений составлять проект).

Цель: создание условий для проектной деятельности.

На мой взгляд, удачно выстроен организационный момент. Я хорошо настроила детей на работу, они были активны и заинтересованы весь урок.

На этапе «Актуализация и открытие новых знаний» использовала метод исследования и сравнения. Здесь пригодились знания предыдущих уроков. Мы с детьми анализировали, обобщали информацию о знакомых техниках рисования, изучали новые. Таким образом, дети самостоятельно  выделили средства рисования. Это дает прочный результат усвоения новых знаний. Применяла наглядность (надписи, картины), перед детьми была необходимая информация. На этом этапе решались учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- от каждого ребенка требовалось умения соединять теоретический материал с практической деятельностью – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, обобщения, анализа - от ребят зависело, что они нарисуют, какие инструменты будут необходимы для желаемого результата (познавательные УУД);

На следующем этапе «Постановка учебной задачи» удачно вписался музыкальный отрывок. Также я использовала элементы проблемного урока, мне хотелось, чтобы дети сами назвали тему урока. У меня это получилось. На этом этапе решалась учебная задача, направленная на достижение метапредметных результатов обучения - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Переход к практической деятельности осуществлялся за счет заинтересованности учащихся работать в группе. Таким образом, мне хотелось поддержать интерес детей к уроку. На этом этапе решалась учебная задача, направленная на достижение метапредметных результатов обучения - формирование умения работать в группах.

На этапе «Применение знаний» дети работали в группах и индивидуально, у всех учащихся была возможность проявить себя. Решались следующие учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов: 

- формирование уважительного отношения к мнению другого;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки - каждый в группе несет ответственность за результат и  принятые решения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Также решались учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- пробуждение познавательного интереса к изобразительной деятельности;

- стремления совершенствовать умение рисовать.

Работая над проектом, решалась учебная задача, направленная на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания и составлять предложения в устной и письменной формах (коммуникативные УУД).

Проводилась фронтальная проверка, для того чтобы сразу устранить недочеты.

        Не достаточно времени для работы над формулирование цели, задач.

Рефлексия показала, что учащиеся способны/не способны объективно себя оценивать. На этом этапе решалась учебная задача, направленная на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД).

При подведении итогов урока я поддержала положительный настрой для создания задуманных проектов.

Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Применение знаний». Я тщательно подошла к выбору технических средств обучения и наглядных пособий. Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, спокойная. Общение учащихся и учителя было доброжелательное. Работали в сотрудничестве друг с другом. Не знала уровень класса, поэтому представляла свой образец для формулирования цели, задач.

 Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошему настрою, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судит по работам учащихся. Проекты получились. Мне удалось справиться с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока технологии по курсу проектной деятельности.Тема урока: «Радужное складывание. Яблоко»

В самоанализе изложила цели, задачи, методы преподавания. Описала как формировались общеучебные проектные умения....

Применение проектной деятельности на уроках

Предлагаю материал по обобщению передового педагогического опыта по теие " Применение проектной деятельности на уроках"...

Применение проектной деятельности на уроках

Предлагаю материал по обобщению передового педагогического опыта по теие " Применение проектной деятельности на уроках"...

Применение проектной деятельности в начальной школе как одно из направлений внеурочной работы

Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его ...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016

Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»

Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать  вам  об основных моментах работы над проектной деятельностью...

Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности

Сейчас очень много говорят о новых подходах к процессу обучения. Современный ребёнок не хочет учиться по – старому, а мы – педа...