ФГОС второго поколения. Универсальные учебные действия
презентация к уроку на тему
Тема: ФГОС второго поколения. Универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_uud.ppt | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идеал работника -исполнитель. Современная эпоха требует созидателя Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности СО Технологические процессы его освоения Как учить: новые знания «открывают дети» Рефлексия как способ развития самооценки
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
ЧТО ЗАМЕРЯЕМ? Результаты общего начального образования Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.) Общепредметные результат ы (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)
ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий) Знания, умения, навыки предметного содержания (программы обучения по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке+ИЗО, технологии, физической культуре ); Универсальные учебные действия , освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные Российская академия образования
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения ) Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД ( общие учебные умения , постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией … )
Стандарты первого и второго поколения 6 Общие учебные умения Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Организация деятель -ности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности , учебное сотрудничество …) Универсальные учебные действия (УУД) Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД ( целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка Коммуникативные УУД ( учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний , работа с информацией … )
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (Стандарт, 2004) Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…) Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …) Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Самопознание и само- определение
Виды УУД – Регулятивные действия Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Коррекция Оценка Волевая само регу- ляция
Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером
Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации: умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами; умение использовать компьютерную технику
Основные читательские умения-коммуникативные УУД ( стандарт второго поколения ) Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного. Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами. Библиографические умения. Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников) Экранное чтение
Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения) Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию. Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения) Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения. Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями. Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
«ПНШ» СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА 13 Орфографический («Пиши правильно») Толковый («Толковый») Орфоэпический («Произноси правильно») Этимологический («Происхождения слов») Грамматический («Обратный») Фразеологический («Устойчивых выражений») (с 3-го класса) Словообразовательный (с 4-го класса)
Предшкольная ступень образования УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные –самоопределение и смыслообразование ВПШ (внутренняя позиция школьника) Мотивация УД Общепознавательные и коммуникативные Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии Предпосылки формирования понятия числа. Условие освоения математики Общепознавательные знаково-символические Дифференциация планов – знак-символ Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом Регулятивные УУД Произвольность поведения – действие по образцу и правилу Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий Коммуникативные УУД Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения Развитие учебного сотрудни-чества с учителем и сверст-никами. Осознание и усвоение учебного содержания
Начальное образование УУД Результаты развития УУД Значение для обучения Личностные УУД смыслообразование и самоопределение. Личностные и регулятивные УУД Адекватная школьная мотивация. Рефлексивная адек-ватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная постановка целей – Высокая самоэффективность Регулятивные, лично-стные, познаватель-ные, коммуникативные Сформированность учебной деятельности (УД). Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Предпосылка перехо-да к самообразованию Коммуникативные (речевые), регулятивные Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Коммуникативные, регулятивные Рефлексия Осознанность и критичность учебных действий
Новая технология – сущностная часть содержания образования (15) - изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения; внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения; репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ: Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…) Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Планируемые результаты (русский язык, литературное чтение) УУД Классифицировать, маркировать , обозначать, находить по оглавлению … Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать… Демонстрировать понимание/осознание, использовать… Слышать, артикулировать, интонировать … Распознавать, определять, пояснять… Оказывать и принимать помощь при затруднениях
Планируемые результаты (математика) УУД Находить решение, вычислять, измерять, моделировать Решать практические задачи Оказывать и принимать помощь при затруднениях Экспериментировать, исследовать, выявлять
Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования (31) Что оценивается: функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
Математика, 4 класс Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований. План спортивной площадки
Задание 1 .) Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия: – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы; – доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели. --Отметь на плане место расположения мишени знаком М , а доски для записи результатов Д.
4 . Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций Развитие речи . 4 класс УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ Открой первую часть своего учебника «Наш мир» на с. 70. Прочитай доклад Миши Иванова о животных Арктики. Понравился ли тебе Мишин доклад? Хочешь узнать, как Миша его подготовил? Мне помогал Костя Погодин, — признался Миша. — Сначала мы подобрали в библиотеке нужные книги. Потом я составил план своего доклада. Вот как он выглядел. Животные Арктики 1.Птицы Арктики. 2.Птичьи базары. 3.Как птицы и звери защищаются от холода? 4.Чем питаются животные Арктики?
3. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ РОССИИ ЛЕДЯНАЯ ЗОНА (Второе заседание клуба) Задание для всех присутствующих: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом: 1) местоположение ледяной зоны (на карте); 2) особенности природы (неживая природа, живая природа, взаимосвязи в природе); 3) значение Арктики для человека, её использование; 4) влияние человека на природу Арктики; 5) охрана Арктики. ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ! 1. Изобрази Солнце и орбиту вращения Земли! З арисуй Землю и её ось вращения. Какое время года в Северном полушарии на твоём рисунке? 2. Рассмотри рисунок. В первом случае Солнце ид ёт по низкой дуге, во втором — проходит по более высокой дуге. Наш мир. 4 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты II поколения: универсальные учебные действия (УУД)
В презентации раскрывается понятие УУД, функции УУД, виды УУД, указываются базовые образовательные технологии. К слайдам помещены заметки. Материал будет интересен учителям начинающим работать с 2011-...
Программа начального общего образования по формированию универсальных учебных действий (ФГОС второго поколения)
Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении пробле...
Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....
Формирование универсальных учебных действий - ключевая задача стандарта второго поколения.
выступление на заседании МО...
Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести» образовательного стандарта второго поколения
Сообщение на педагогическом совете...
ВОЗМОЖНОСТИ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ У УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ЗАЛОЖЕННЫХ В ГОССТАНДАРТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Введение Госстандартов нового поколения, главной задачей которых является преумножение национального ресурса, фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных техно...