УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести» образовательного стандарта второго поколения
статья на тему
Сообщение на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_pedsovet-12.11.2009.doc | 42 КБ |
universalnye_uchebnye_deystviya.ppsx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – «центр тяжести» образовательного стандарта второго поколения
(Сообщение на педагогическом совете от 12.11.2009)
Время идёт вперёд, меняется наше Отечество. Из индустриального общества Россия постепенно трансформируется в постиндустриальную державу, основанную на знаниях и высоком инновационном потенциале. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чём заключается задача современной школы? Школа сегодня должна не просто обеспечить ученика знаниями, умениями, навыками, а дать импульс на всю дальнейшую жизнь – «научить учиться» дальше самому. Без этого (умения учитьСЯ – учить себя) в наш век постоянного и мультибыстрого информационного и технологического обновления, человек не найдёт себе адекватного места в жизни.
Раньше учитель в школе снабжал ученика знаниями, умениями, навыками. В ПТУ, техникуме, ВУЗе этого индивидуума ещё немного подучали. И мог он с этим багажом худо ли бедно существовать всю жизнь. Сейчас это невозможно. Как невозможно ребёнка до старости матери держать у груди.
Значит, школа должна дать современному ученику инструментарий, которым он всю свою дальнейшую жизнь эти знания будет добывать сам. Это как многофункциональная отвёртка, которой можно открутить (закрутить) любой винтик. Вот такой «волшебной отвёрткой» являются универсальные учебные действия.
В Концепции федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения написано, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Что же подразумевается под новым термином «универсальных учебные действия»? Подумайте над каждым словом, составляющем понятие. Что такое «действие», объяснять не нужно. «Учебное» - тоже нам, учителям, понятно. «Универсальное» - всеобъемлющее, разностороннее.
Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
1) обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
2) создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
3) обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия выработывают жизненную позицию по формуле:
- Я и моё отношение к себе и своему будущему,
- Я и моё отношение к людям,
- Я и моё отношение к окружающему миру.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Известная притча гласит: чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Давайте же учить детей «ловить рыбу»!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Российская Федерация
Индустриальное общество Постиндустриальная держава , основанная на знаниях и высоком инновационном потенциале
Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника .
Задача школы Школа должна не просто обеспечить ученика знаниями, умениями, навыками, а дать импульс на всю дальнейшую жизнь – НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ дальше самому .
учитьСЯ учить СЕБЯ
знания умения навыки ШКОЛА + ПТУ ( ТЕХНИКУМ, ВУЗ ) = ЗНАНИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Школа должна дать современному ученику инструментарий, которым он всю свою дальнейшую жизнь эти знания будет добывать сам.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ У У Д
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» , способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные учебные действия
ДЕЙСТВИЯ
УЧЕБНЫЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ всеобъемлющие, разносторонние
Универсальные учебные действия ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБЩИЕ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАДПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Универсальные учебные действия - способность субъекта к само развитию и само совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта .
Универсальные учебные действия - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности .
Функции универсальных учебных действий 1. Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Функции универсальных учебных действий 2. Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
Функции универсальных учебных действий 3. Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Я Я Моё будущее люди Окружающий мир
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
Познавательные действия
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Формирование общеучебных действий – надёжный путь кардинального повышения качества обучения.
Известная притча гласит: Давайте же учить детей «ловить рыбу»!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения.
Здесь можно ознакомиться с основными терминами, которые встречаются в образовательных стандартах....
Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения
Ключевые термины образовательных стандартов второго поколения По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Российская академия образования ведет разработку федеральных государст...
Переход на федеральные образовательные стандарты второго поколения. Модернизация образовательной системы начальной школы
Данная презентация рассказывает о введении ФГОС в нашей школе. Знакомит с режимом дня первоклассника, с УМК, по которому работют наши учителя 1 классов, с выбранной внеурочной деятельностью....
Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"
Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....
Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....
Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя начальных классов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
В этой статье рассказывается о том, как использовать ЭОР на разных этапах урока в начальной школе....
Образовательные стандарты второго поколения предполагают существенные изменения в образовательной системе
Система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического ра...