СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
статья на тему

Ким Елена Олеговна

В докладе рассматриваются возможности продуктивного взаимодействия семьи и педагога, описаны практические приемы работы с родительской общественностью. Данная проблема представляет интерес, так как большая часть родителей четко осознает ценность качественного образования и стремится найти для своих детей учебное заведение, которое послужит трамплином для будущих успехов и достижений ребенка. Современная школа открыта для общества, а значит, родители могут принять активное участие в образовательном и воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kim_e.o.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Ким Елена Олеговна

КГУ «Гимназия города Балхаш»

Республика Казахстан

Бұл  мақалда отбасы мен мұғалімнің  өзара тығыз қарым-қатынастарыңың мүмкіншіліктері қарастылады және ата-ана қауымдастығымен жұмыс істеудің әдістәсілдері сипатталады. Бұл сұрақ үлкен қызығушылықты тудырады,себебі көп ата- аналар сапалы білімнің құндылығын түсінеді және балаларының болашақ жетістіктерін айқындайтын оқу мекемесін табуға ұмтылады.Бүгінгі таңдағы мектептер қоғамға ашық, яғни білім мен тәрбие үрдісіне ата-ана да белсенді ат салысады.

В докладе рассматриваются возможности продуктивного взаимодействия семьи и педагога, описаны практические приемы работы с родительской общественностью. Данная проблема представляет интерес, так как большая часть родителей четко осознает ценность качественного образования и стремится найти для своих детей учебное заведение, которое послужит трамплином для будущих успехов и достижений ребенка. Современная школа открыта для общества, а значит, родители могут принять активное участие в образовательном и воспитательном процессе.

The opportunities of productive interaction between family and teacher are deeply described in this article; practical methods of working with parents’ society are considered in this article, too. This problem is in great demand, so as today many parents aware the value of knowledge quality and tries to find the best educational institution where pupils can be more successful. Modern school are opened for the society, it means parents also can actively participate in educational and bringing-up process.

Пройдя обучение на курсах нового формата, мы – слушатели курсов 1 уровня, вернулись в свои педагогические коллективы. И возник вечный вопрос: «Что делать?»

Для себя я определила несколько направлений деятельности:

- популяризация основополагающих идей Программы трехуровневых курсов нового формата среди коллег и родителей,

- совершенствование форм и методов групповой работы с учащимися начальной школы,

- апробация приемов формативного оценивания и самооценки в рабочих тетрадях учащихся.

Работу старалась строить с учетом всех семи модулей Программы. Но инновации вводила очень осторожно, так как прежде чем нести полученный материал в массы, необходимо было самой все это пропустить через себя, апробировать на практике. Но реализация проходила не в полном объеме программного содержания, а ровно настолько, насколько это реально с детьми данной возрастной группы (учащиеся начальной школы) и с учетом программного содержания преподаваемых дисциплин.

Большую помощь и поддержку встретила в лице моей администрации, коллег, прошедших обучение на курсах нового формата по первому и третьему уровню, родительской общественности и моих учеников. Так началось мое небольшое сетевое сообщество.

Свою работу в педагогическом коллективе и с родительской общественностью я решила вести в трех направлениях:

  1. Популяризация идей программного содержания курсов нового формата.
  2. Просветительская деятельность.
  3. Совместная творческая работа по внедрению новых подходов.

Особое внимание мне хотелось бы уделить работе с родителями, так как специфика работы в начальной школе предусматривает тесное взаимодействие с родительской общественностью. Если эту работу вести планово, продуманно и грамотно, то положительный результат не заставит себя ждать.

Первое направление - популяризация идей программного содержания курсов нового формата.

Информация о новых подходах в педагогической практике. Родители должны четко знать, как и чему я учу их детей, для чего я ввожу ту или иную стратегию. Для этого мною были организованы и проведены тематические родительские собрания:

- Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов,

- Критериальное оценивание как педагогическая технология,

- Самооценка. Формирование личностной самооценки.

- Каждый ребенок – однажды случившееся чудо (о работе с одаренными детьми).

 Необходимость проведения данных мероприятий была продиктована тем, что   работе с родителями отводится особое место в моей практике. Заинтересовав и ознакомив родителей с основными направлениями моего педагогического исследования, я сделала их своими сторонниками, первыми помощниками и членами своего сетевого сообщества.

На данных собраниях не просто предоставляется теоретический материал и информация, также каждая семья получает различные памятки, рекомендации, советы школьного психолога, информационные бюллетени, вестники и листки, также специально оформляются информационные стенды в гимназии или кабинете. С учетом того, что сетевое взаимодействие – это также взаимодействие в он-лайн режиме, вся информация размещается на персональном сайте учителя начальных классов http://nsportal.ru/ksenichik?page=0%2C1, а именно на отдельной странице для родителей http://nsportal.ru/user/64706/parents. Также иногда пользуюсь интернет-почтой и делаю электронную рассылку на персональный адрес каждого родителя.

Второе направление - просветительская деятельность

Для многих родителей важно знать особенности программного содержания изучаемых в школе дисциплин, уровень освоения предмета (базовый, гимназический, углубленный и др.). На мой взгляд, современная школа должна быть максимально открытой для сотрудничества и, прежде всего, необходимо знакомить родителей с концепцией развития учебного заведения, с общешкольной исследовательской темой, с проектами, в которых участвует школа – международными, республиканскими, областными, общегородскими и содержанием изучаемых предметов (подробно с целями и задачами, уровнями получаемой образованности и т.д.), методами проектирования индивидуального образовательного маршрута ребенка (или типа ученика с учетом его индивидуальных интересов и склонностей).

Сегодня, когда так много говорится о модернизации в сфере образования, мы совершенно забываем о семье. Вспоминаем о ней лишь тогда, когда ребенок не справляется с программным материалом, теряет интерес к школе, к учению, начинает игнорировать какие-либо предметы. Вся работа по повышению качества обучения, разработке индивидуальных образовательных маршрутов ложится всей тяжестью на учителя. Думается, что без участия родителей полностью решить эту проблему трудно. Именно поэтому необходимо квалифицированное сотрудничество с родителями, которые больше знают о своем ребенке, о его склонностях и интересах, индивидуальных темпах работы.

Для привлечения родителей к данной проблеме, начиная с первого класса, несколько раз в год провожу по субботам уроки для родителей. Подобные уроки способствуют тому, что взрослые в режиме реального времени наблюдают за детьми и имеют возможность увидеть, насколько изменился современный урок и преподавание с тех пор, когда они тоже были детьми и учениками, многие даже ведут конспект. В такие родительские субботы провожу не «открытые» уроки, а рабочие, «черновые», на которых отрабатывается тот или иной учебный навык, родители видят содержательную сторону образовательного процесса изнутри, понимают сущность обучения, его разнообразные формы, виды заданий, способы выполнения самостоятельных и творческих задач различного уровня сложности. Помимо экспертной или познавательной деятельности, участие в подобном субботнем уроке дает и мощнейший психологический эффект - родители чувствуют себя частичкой образовательного пространства гимназии.

Так был запланирован и проведен в одну из суббот интегрированный урок для родителей по познанию мира и литературному чтению. Урок «Семья – главное богатство  на земле» был посвящен празднованию Дня Семьи в Республике Казахстан.

Учащиеся  и родители быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу, хорошо подготовленные по предмету ученики), они проявили готовность к активной учебно-познавательной деятельности. Родители также не первый раз присутствуют на уроке, только в этот раз они были не в роли наблюдателей, а активных участников. Работали три группы учеников и одна группа родителей, в двух ученических группах работало по одному родителю.

Задачи, решаемые на данном уроке, были реализованы. Учащиеся и родители в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в  получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе слов и выражений, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения, учащиеся в полной мере проявили чувства уважения и любви к своей семье, были использованы приемы групповой работы, работа с деформированными пословицами, текстом с пробелами, составление рисуночного кластера.

Учащиеся и родители активно работали в группе, соблюдая правила групповой работы. Отвечая на вопросы,  ребята и родители ссылались на знания, полученные на уроках литературного чтения и самопознания. Активность детей и взрослых была достаточно высокой, этому способствовали игровые и соревновательные моменты, элементы занимательности.

Считаю, что данный урок с участием родителей достиг целей, был результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

Такой подход, быть может, позволит избежать взаимного непонимания и недоверия между учителем и родителями. Ведь зачастую родители слышат упреки в недостаточном внимании к школьным делам ребенка и очень редко призываются на помощь и к сотрудничеству. Важно отметить обоюдную пользу подобных мероприятий: они обогащают знаниями не только учеников и их родителей, но и дают отличную «пищу для размышлений» учителю.

Третье направление - совместная творческая работа по внедрению новых подходов.

Что под этим подразумевается? В гимназии проводятся декада кафедры начальных классов, научно-практические конференции учащихся, Дни науки, интеллектуальные олимпиады, конкурсы, праздники, фестивали, выставки творческих работ и разнообразные внеклассные мероприятия. Сегодня престиж современной школы во многом зависит от того, насколько ей удается увлечь учащихся творческой деятельностью, участием в различных видах исследований. Как же сделать родителей активными участниками образовательного процесса? Современные родители выступают в роли консультантов при разработке исследовательских и творческих проектов, руководителями при подготовке внеклассных мероприятий. Именно в таких коллективных делах может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи.

Так в гимназии было организовано и проведено внеклассное мероприятие «Мама, папа, я – дружная семья», которое в полной мере позволило увидеть, насколько едины в своих стремлениях родительская общественность и педагогический коллектив. Четыре семьи, четыре команды (папа, мама и ребенок) соревновались в спортивных и шуточных состязаниях с применением различного инвентаря и подручных средств: санки-ледянки, салазки, клюшки, мячи, кегли и снег, так как мероприятие проходило в зимой на школьной спортивной площадке. По окончании соревнований каждая семья получила почетную грамоту и поощрительный приз, команда победителей - главный приз. Мероприятие завершил флеш-моб и ярмарка с угощением всех участников праздника.

Такие мероприятия создать позитивную мотивацию у учащихся, родителей и педагогов, стимулируют дальнейшее сотрудничество.

Оценку изменений в педагогической практике можно провести путем опросов и наблюдений. Главными условиями здесь должны выступать: системность (регулярность) отслеживания запросов родителей, уровень их педагогической и правовой компетентности и уровень удовлетворенности всеми аспектами (результатами) жизнедеятельности гимназии, а также наличие обратной связи.

Результаты проведенного анкетирования родителей позволяют сделать следующие выводы:

  1. Родители отмечают наличие заметных изменений в учебном и воспитательном процессе:
  1. развитие лидерских качеств у ребят, в настоящее время в классе ежемесячно меняется командир, так как открытые выборы в классное самоуправление определили несколько явных лидеров;
  2. растущее чувство ответственности детей, особенно при защите групповых творческих проектов;
  3. степень самостоятельности при подготовке различных творческих и поисковых заданий;
  4. возросшую необходимость чтения дополнительной литературы и поиска необходимой информации;
  5. позитивные изменения в системе оценивания и самооценивания, которая стимулирует и мотивирует учащихся.
  1. Родители озвучивают свои пожелания и рекомендации по оцениванию работы учащихся в группах.
  2. Родительская общественность оказывает доверие и поддержку в плане внедрения новых подходов в педагогический процесс, демонстрирует активность и желание в дальнейшем сотрудничестве с педагогами и гимназией.

Работа в данном направлении позволяет сделать следующий вывод: важно, чтобы у всех участников педагогического сетевого сообщества возникла мотивация к продуктивному сотрудничеству, чтобы  взаимодействие было профессиональным, целенаправленным, открытым для поиска новых и эффективных форм, способствующих развитию и образованию наших детей.

Список литературы:

  1. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы.
  2. Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня. Второе издание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевое сообщество учителей начальной школы как форма повышения квалификации педагогов

Учитель нового поколения – это личность, которая постоянно профессионально совершенствуется и адекватно отвечает на вызов времени. В настоящее время таким вызовом являются сетевые коммуникации....

Сетевые сообщества

Совместная деятельность в сетевых сообществах призвана приучить людей разного поколения думать и действовать при помощи сети....

Профессиональное сетевое сообщество и персональный сайт.

Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт....

Обобщение опыта по теме "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"

Статья "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"...

Организация взаимодействия «УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ» через создание классного сетевого сообщества

Создание классного сетевого сообщества в период дистанционного обучения стало просто жизненно необходимым. Но как и в любой другой работе всегда найдутся плюсы и минусы....

Сертификаты сетевых сообществ

Сертификаты сетевых сообществ...

Мои сетевые сообщества

Елена Александровна  ...