Обобщение опыта по теме "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"
статья

Статья "Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «Лицей №6»

Методическое объединение учителей начальных классов

Выступление по теме

«Повышение педагогического мастерства через работу сетевых сообществ учителей»

Подготовила:

Лесив Е.И., учитель начальных классов

Тольятти

 

Современный учитель должен идти в ногу со временем. Перед ним встают такие реалии современного мира как информатизация сферы образования, инклюзия, ИКТ-технологии, ЭФУ… Как успеть, уследить за всем, соответствовать современным требованиям, быть в курсе?!

Решению этих проблем может способствовать участие учителя в сетевых сообществах. Только представьте себе:  учителя, живущие в разных уголках одной страны и за рубежом могут свободно общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень!

Перед учителем открываются огромные перспективы!

Итак, что же такое сетевое сообщество?

Энциклопедический словарь говорит, что это «группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединенных в локальные и глобальные сети. Возникновение сетевых сообществ связано с расширением социальной функции Интернет...»

Каковы цели этого взаимодействия?

Как всегда, цели могут быть различными, но главные, это…

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.
  • сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
  • возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
  • возможности общения (форум, чат, комментарии);
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • создание собственных электронных страниц (портфолио)

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.( Социальная сеть работников образования)

Сетевые сообщества предоставляют возможность организации таких форм деятельности как

  • Обучающий семинар
  • Виртуальная конференция
  • Конкурс
  • Проект
  • Акция
  • "Мастерская"или мастер-класс
  • Обсуждение в чате
  • Фестиваль проектов
  • Телеконференция

Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.

В России в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Вот лишь некоторые примеры:  

Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/ - самый многочисленный, содержащий огромное количество полезных материалов, постоянно организующий всевозможные конкурсы, акции, интернет-семинары, удобную форму общения учителей всей страны. На портале “ ежедневно загружается около 200 материалов, и лишь около 15% из которых публикуется

Интернет-педсовет  http://pedsovet.org/ – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации.

Сетевое сообщество “Открытый класс” http://www.openclass.ru/  предлагает ЦОР, мастер-классы, дистанционное обучение и мн.др

Ns-portal - Социальная сеть работников образования и т.д.

Работа в сетевых сообществах позволяет учителю сформировать у себя такие умения, которые отличают учителей новой формации: мобильность, способность эффективно работать в постоянно меняющемся и совершенствующемся информационном обществе, и как следствие, передать эти умения своим ученикам, которым и предстоит жить и работать в быстро меняющемся мире.

А если таких умений нет? Если у  учителя отсутствуют  знания и опыт работы в информационной среде? В этом случае, к сожалению, педагогический потенциал не реализуется в полной мере, и даже младший школьник будет более «продвинут» в этой сфере, нежели учитель.  

Что делать? Необходимо создавать условия для мобильного и успешного освоения и применения на практике данных технологий. А в этом опять же поможет работа в сетевых сообществах! (Курсы, лекции, тренинги, вебинары – все это предлагают различные сообщества для обучения и повышения квалификации учителя)

В чем еще могут быть полезны сетевые сообщества?

Все представляют информационную загруженность современного человека ( в том числе и ученика, и учителя). При подготовке к уроку иногда приходится перелопачивать огромное количество информации. Однако в условиях лавинообразного информационного потока в современную эпоху возможности отдельно взятого человека в сфере поиска, восприятия, сохранения и структуризации информации, относящейся к конкретному учебному курсу, ограничены.

Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Решением этой проблемы может стать сетевое объединение творческих сил педагогов, ориентированных на максимально эффективное применение новейших технологий в обучении.

Основной целью такого сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети, в которой они могли бы найти рекомендации по любым вопросам и проблемам профессиональной сферы и не только, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имели бы возможность практически ежедневно получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности.

Сетевое сообщество - это сообщество людей, связанных общими интересами, мотивами, целями и общающихся друг с другом посредством сети. В свою очередь, сеть — это информационно-коммуникационное пространство, технологии и средства которого, помимо всего прочего, способствуют решению образовательных задач. У сетевого сообщества есть еще один существенный признак — оно представляет собой совокупность пользователей глобальной сети Интернет. Сетевое сообщество — если оно функционирует в рамках такой институции, можно рассматривать в качестве специфического образовательного ресурса в повышении квалификации. Кроме того, сетевое сообщество становится средством соорганизации ресурсов повышения квалификации, обеспечивая рост образовательного потенциала сообщества.

В созданных в настоящее время сообществах педагогов отражены все сферы деятельности учителя в реальности – методическая подготовка к урокам, решение педагогических ситуаций, консультации профессионалов, самообразование, участие в Интернет – конкурсах, проведение методических семинаров.

Здесь можно получить адекватную оценку своих материалов и своей профессиональной деятельности без предвзятостей, предубеждений. А это очень мощная психологическая поддержка, способствующая профессиональному росту. Ведь не секрет, учителю самому нужна мотивация. И работа в глобальной сети является мощным стимулом для творческого подхода к обучению, самосовершенствованию, повышению квалификации.

Сетевое взаимодействие проявляется в различных формах сетевой активности педагогов: создание образовательных сайтов в сети Интернет, совместная реализация несколькими учреждениями программы повышения квалификации, представление и диссеминация инновационного опыта в сети, онлайн общение и взаимодействие в профессиональных сетевых сообществах разного уровня.

Идеи профессионального сетевого взаимодействия учителей как средства личностного роста, развития способностей, раскрытия индивидуальности, становления профессионализма педагога согласуются с идеями личностно-ориентированного подхода (person-centered) в образовании, в основе которого лежат принципы гуманистического направления в философии, психологии и педагогике.

Работая вместе, можно:

  • поделиться своим бесценным опытом в организации проектной деятельности детей (опубликовать и распространить его);
  • получить консультации по вопросам организации групповой работы детей в Интернете и использованию сетевых сервисов;
  • создать копилку профессиональных находок;
  • принять участие в семинарах, мастер-классах, дистанционных консультациях и тренингах по проблематике сообщества;
  • расширить круг профессионального общения;
  • обсудить возникающие профессиональные вопросы и проблемы;
  • поделиться своим мнением, интересными новостями, высказать пожелания, что не исключает горячих споров по интересующим собеседников вопросам;
  • повысить уровень самообразования, обучаясь в мастер-классах различного направления, в том числе изучение новейших ИКТ-технологий, для практического применения.

Итк, подводя итоги, следует отметить, что повышение профессионального уровня педагога так же непосредственно связано с деятельностью любого сетевого сообщества, которую можно рассмотреть по следующим направлениям:

1. Организация информационно-методической поддержки педагогов с использованием различных Интернет-технологий.

2. Создание хранилища учебно-методических материалов.

3. Организация и проведение методических семинаров и конференций.

4. Информационное обеспечение деятельности сетевых сообществ.

Исходя из перечисленных направлений деятельности любого сетевого сообщества, можно сказать, что оно оказывает своевременную психологическую, методическую поддержку, дает возможность положительного и результативного взаимодействия педагогов в сети Интернет, тем самым психологически настраивает педагога на «успех».

В заключении хочется привести примеры наиболее ярких, на мой взгляд, сетевых педагогических сообществ, которые дают практическую возможность повышения уровня педагогического мастерства, и в работе которых я принимаю участие:

пед13.jpg

02.png

slide_35.jpg

И в заключение позвольте резюмировать: на каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

Используемые материалы:

  1. Драхлер А.Б. «Сеть творческих учителей ». Методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. Кузнецов М. М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета – М.: Институт философии РАН

http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сетевое сообщество учителей начальной школы как форма повышения квалификации педагогов

Учитель нового поколения – это личность, которая постоянно профессионально совершенствуется и адекватно отвечает на вызов времени. В настоящее время таким вызовом являются сетевые коммуникации....

презентация выступления "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"

Материал знакомит с целью, задачами проведения конкурсов педагогического мастерства...

Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна

Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...

«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...

Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"

Выступление на методическом совете "Совершенствование педагогического мастерства через участие в конкурсном движении"...

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год.

Раздел 4. Повышение квалификации. Повышение квалификации педагогов за последние 3 года. Участие в работе сетевых педагогических сообществ. План методической работы ШМО учителей начальных классов ...