Возможности современного урока для формирования УУД
презентация к уроку на тему

Лемяскина Татьяна Валерьевна

Выступление на педагогической конференции с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности современного урока для формирования УУД

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е.служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся неактуальным. Современные стандарты образования прямо указывают на это: «Конец 20-начало 21 века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи». Это значит, что ближайшее будущее потребует от сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить рациональное решение.   Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

         Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

         Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

        Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с  дофгосовским уроком. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),

учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

 

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно- деятельностного подхода.

Всё это достигается

  •  путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта
  • при этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

В чем же новизна стандарта второго поколения и современного урока? 

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?

Как проходит обычный урок?

Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с  новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. 

 

Ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. 

Как и с помощью чего учителю вовлечь обучающихся в активный процесс обучения?

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Предлагаю типовые виды заданий по формированию УУД, собранные из различных учебников.

1 вид УУД- коммуникативные. К ним можно отнести следующие задания:

взаимоконтроль и взаимоопрос, сравнение своего варианта с вариантами товарищей, объяснение друг другу способа действия, совместное выполнение заданий, диалоги.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше
времени, чем при фронтальной работе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
- формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для данных видов работы целесообразно выработать правила сотрудничества: слушать друг друга, уметь уступать, уметь договариваться, распределять роли в группе

2 группа УУД- познавательные.  К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

Типовые виды заданий:

 - найти материал в учебнике;

 - найти материал в справочной литературе или других источниках;

 - получить данные с помощью выполнения измерений;

 - спросить у взрослых

3 группа- регулятивные. Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

 - диспут;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

 - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

 • выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 • тормозить ненужные реакции. Критерий сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности - вид помощи.

Определены типовые задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Показатели (характеристики) планируемых результатов

Типовые задачи

(задания)

Целеполагание: умеет формулировать и удерживать учебную задачу.

Регулятивные целеполагания

предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»)

Планирование: умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи.

Регулятивные планирования.

Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?»,  «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?»

Осуществление учебных действий: выполняет учебные действия в различных формах;

с помощью речи регулирует свои действия

Регулятивные осуществления учебных действий.

предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…»

Прогнозирование:

может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний.

Регулятивные прогнозирования

направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление  и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы

«Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?»

Контроль и самоконтроль:

умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу.

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал… Проверь: прав ли он?», «Кто из героев правильно…?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю…», «Проверь вывод по…»

Коррекция:

вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные коррекции

нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки…»

Оценка:

умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Регулятивные оценки

направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения.

Это такие типовые задачи, как то «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?».Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Саморегуляция:

способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач.

Регулятивные саморегуляции.

Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике.

Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;Шляпы Боно можно использовать на любом этапе урока,но наиболее эффективно на заключительном этапе при формировании регулятивной оценки.Ученик одевает шляпу определённого цвета и отвечает на вопрос

красная- Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Белая -Какую информацию мы получили? Что узнали?

Черная-Что не получилось? Над чем будем работать?

Жёлтая-Что получилось отлично?

Зелёная- Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. 

Синяя- Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса. В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Хочется пожелать вам, уважаемые коллеги, вдохновлять своих учеников. Благодарю за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Современный урок: тенденции и возможности в аспекте ФГОС"

     Основная цель семинара:распространение опыта педагогов МОУ "Волосовская начальная общеобразовательная школа" по построению современного урока в свете реализации станд...

Возможности современного информационного стенда в начальной школе

Учитывая развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, мы, педагоги, предоставляем им возможность ознакомиться с адекватными по объему восприятия свед...

Доклад на тему: «Возможности образовательных технологий для формирований ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках математики».

     В образовательной системе складываются огромные возможности для учителя в организации обучения младшего школьника. В современной системе образования лежит компетентностное о...

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В статье рассказывается об особенностях  построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.

Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков  у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...