Памятка для работы с неуспевающими
статья на тему

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости. 

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatkadlyarabotayushchikhsneuspevayushchimiuchenikami.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

  1. Фамилия, имя, отчество ученика.
  2. Класс.
  3. По каким предметам не успевает.
  4. Поведение ученика.
  5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
  6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)

используют в работе с учеником.

  1. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
  2. Сколько времени уже длится эта работа.
  3. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1 группа

посредством содержания

2 группа

посредством организации деятельности

3 группа

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

  1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

  1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
  2. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

       5.   Межпредметные связи

  1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач
  2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
  3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)
  4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.
  5. Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
  6. Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
  7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, пособий.
  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
  2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

                                   

   Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового  материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.  

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.

  1. При опросе слабоуспевающих учащихся:
  • больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
  • выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
  • чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
  • опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

  1. Объяснение нового материала:
  • применять специальные приемы для поддержания внимания
  • четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
  • выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
  • разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
  • повышать интерес учащихся к теме
  • предупреждать утомление учащихся.

     

      3.   Организация самостоятельной работы:

  • задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
  • поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

  1. При сообщении домашнего задания:
  • найти конкретный параграф учебника
  • ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…
  • предложить задать вопросы
  • дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении
  • учитывать дозировку домашнего задания  /уровень репродуктивный/.

  1. Применение разноуровневых контрольных работ.
  2. Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.
  3. Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.

Ведение тетрадей систематического учета знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

СПРАВКА о работе с неуспевающими учащимися

Анализ работы классных руководителей с неуспевающими учащимися....

памятка работы с неуспевающими учениками

Как работать с неуспевающими учениками...

Памятка для работы с неуспевающими детьми

Памятка для работы с неуспевающими детьми...

Организация работы с неуспевающими учащимися в начальной школе (из опыта работы)

В каждом классе, как известно, встречаются учащиеся, имеющие серьёзные пробелы в знаниях. Во 2 «Г» классе два ученика с недопустимым уровнем обученности по предметам: русский я...

« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...