Памятка для работы с неуспевающими детьми
методическая разработка (4 класс) на тему
Памятка для работы с неуспевающими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_rabotayushchih_s_neuspevayushchimi_uchenikami.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
- Фамилия, имя, отчество ученика.
- Класс.
- По каким предметам не успевает.
- Поведение ученика.
- Причины, которые привели к плохой успеваемости.
- Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)
используют в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени уже длится эта работа.
- Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости
1 группа посредством содержания | 2 группа посредством организации деятельности | 3 группа посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания |
а) эмоционально-образный; б) аналитический (разъяснительный); в) деловой; г) необычный.
а) важность отдельных частей; б) трудность, сложность; в) новизна, познавательность материала; г) историзм, современные достижения науки; д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
а) общественной б) личностной 5. Межпредметные связи |
|
|
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | Этапы работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал | |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса | Ученик действует самостоятельно |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий | |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.
- При опросе слабоуспевающих учащихся:
- больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа
- выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
- чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
- опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.
- Объяснение нового материала:
- применять специальные приемы для поддержания внимания
- четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
- выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
- разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
- повышать интерес учащихся к теме
- предупреждать утомление учащихся.
3. Организация самостоятельной работы:
- задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
- поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.
- При сообщении домашнего задания:
- найти конкретный параграф учебника
- ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…
- предложить задать вопросы
- дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении
- учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/.
- Применение разноуровневых контрольных работ.
- Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.
- Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.
Ведение тетрадей систематического учета знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как работать над ошибками"
У учащихся часто возникает вопрос как работать над данной ошибкой. Для помощи составлена памятка "Как работать над ошибками"...
Памятка для работы над ошибками. Русский язык
Данная памятка разработана в соответствии с программой по русскому языку. Памятка предназначена для учащихся 1-5 классов....
Памятка для работы над ошибками. Математика
Данный материал предназначен для учащихся 1-4 классов....
Памятка. Алгоритм работы.
Памятка содержит алгоритм решения текстовых задач и уравнений. Предназначена учащимся начальной школы....
Памятка "Как работать над ошибками"
рекомендации для родителей...
Памятка по работе над ошибками по русскому языку
Памятки находятся у каждого учащегося. Они помогают правильно и чётко организоватьиндивидуальную работу над своими ошибками как в классе, так и дома....
памятка в работе над ошибками , 4 класс.
Просто , понятнои легко исправить ошибку, объяснить правописание....