ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
статья на тему
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду? Как проверить достижение новых образовательных результатов? При подробном анализе двух типов уроков: традиционного и современного, становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогические технологии | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Паршина О.Е.,
МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкин
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду? Как проверить достижение новых образовательных результатов? При подробном анализе двух типов уроков: традиционного и современного, становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. [1]
Возможно ли традиционными методами, приёмами, формами организации деятельности учащихся на уроке, прежним содержанием учебного материала достичь тех результатов, которые заложены в стандартах второго поколения? Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.
Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Технология ведения проблемного урока даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.
Обучая детей планированию работы на уроке, ещё в первом классе на уроках математики поможет работа с интерактивным плакатом. Так, по теме «Переместительный закон сложения» в начале урока рассматриваем с ребятами интерактивный плакат [2], материал учебника и рабочей тетради и определяем последовательность нашей работы. Вместе с педагогом обучающиеся анализируют предложенный учебный материал, выбирают те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определяют их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся ученики. При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе необходимо провести беседу «Учимся работать дружно», где познакомить ребят с основными правилами работы в паре.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. В своей работе я использую методику «волшебные линеечки».[3] Ребята себя оценивают по трём критериям: К – красота, П – правильность, Б – быстрота. На «волшебных линеечках» определяют место постановки звездочки (чем лучше работа, тем выше ставим звездочку). При проверке тетрадей учитель корректирует оценку ученика красным цветом. Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках стало, прежде всего, то, что к концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам.
В работе педагога очень много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Детские презентации, интерактивные плакаты: http://shkola-abv.ru/
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н.
Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения
Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Презентация к педсовету:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Поэтому для учителя особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как создать...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Какие требования предъявляются к современному уроку?...
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату...