Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
статья
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_30_sentyabrya.docx | 62.45 КБ |
prezentatsiya.pptx | 616.67 КБ |
Предварительный просмотр:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся
- урок должен быть проблемным и развивающим+воспитывающим Единство обучения и воспитания. Указывается на тесную взаимосвязь и единство учебной и воспитательной деятельности.: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. (Введено понятие функциональной грамотности)
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; Вариативность. школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
Принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся, это исследования, разработки учащихся....);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Основные типы уроков.( остаются те же, меняется форма проведения)
№ | Тип урока по ФГОС | Виды уроков |
1. | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.
Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,научные, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.
Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного и общего образования.
Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС второго поколения ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений). Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?».
ФГОС третьего поколения кардинальных изменений не содержат, требования конкретизируются, некоторые вещи становятся необязательными, фокусировка на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни..
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
* анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; * отличаться мобильностью; * быть способны к сотрудничеству; * обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
* Единство обучения и воспитания. Указывается на тесную взаимосвязь и единство учебной и воспитательной деятельности * понимание учениками, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни * разработка и реализация индивидуальных учебных планов и программ Современный урок – это:
№ Тип урока по ФГОС Виды уроков 1. Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия , беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. 2. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок 3. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование 4. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
Дети должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни..
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Презентация к выступлению на семинаре, посвященному новым требованиям к уроку . Рассказывается, как правильно формулировать тему , цели, задачи урока, какой должна быть технологическая карта урока....
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Презентация к педсовету:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Какие требования предъявляются к современному уроку?...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Очень важно в детях пробудить желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок. Изготовление Белого аиста из бумаги является средством воспита...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Самодельная кукла даёт большие возможности для творческой самореализации и равития личности ребёнка, развития фантазии....
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускнико...