Педагогические технологии. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.
статья на тему

Дружинина Наталья Николаевна

В данной статье представлен материал о педагогических технологиях, используемых преподавателями в обучении и образовании младших школьников. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические технологии.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных анализировать свою деятельность, делать правильные выводы и принимать решения, умеющих творчески мыслить, и воплощать эти мысли в жизнь.

Школа должна подготовить человека чувствующего и думающего, который не только имеет знания, но и умеет использовать их в жизни. Поэтому направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения. Основной формой проявления этих качеств является учебная самостоятельность (умение учиться).

Это умение:

-планировать свои ближайшие и перспективные шаги;

-оценивать результат своих действий;

-оценивать свои знания и умения, обнаруживать и фиксировать свою недостаточность в чем-либо и при необходимости обращаться за помощью, т. е. умение осуществлять рефлексию.

В начальной школе должны быть заложены основы не только предметных знаний, но и знания о собственном незнании. Именно с действия самооценки, со способности понять, что «это я уже знаю и умею, а этого не знаю», и начинается учебная самостоятельность, переход от простого старательного ученика к человеку, умеющему учиться.

Для достижения этих целей существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все рассказывал сам, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

Традиционный урок формировал пассивную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям, и поэтому учителю необходимо искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность, которая сама умеет добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Достичь этих целей помогают современные педагогические технологии.

В отечественной педагогике понятие «технология» все более широко используется с 80-ых годов прошлого века: пишут о педагогических технологиях, технологиях образования, технологиях обучения, технологиях воспитания.

Само слово технология происходит от греческих слов техно (искусств, мастерство, умение) и логос (слово, учение, наука).

В 1979 году Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США (где и получило распространение данное понятие) предложила следующее определение педагогической технологии: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний...»

Российские педагоги - ученые дают различные определения данного понятия. На мой взгляд, наиболее полным и четким является следующее:

педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

 С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, наиболее универсальными являются:

 - обучение в сотрудничестве,

 - дифференцированный подход к обучению,

 - метод проектно-исследовательской деятельности,

 - игровые технологии,

 - технология развивающего и проблемно-диагностического обучения,

 - технология критического мышления,

 - здоровьесберегающие технологии,

 - информационно-коммуникативные технологии.

Главной отличительной чертой этих технологий  является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. И возможно поэтому данные технологии чаще других можно увидеть в работе учителей.

Остановимся более подробно на информационно-коммуникативных технологиях.

Сегодня  для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Когда компьютеры стали использоваться в образовании, появился термин “новые информационные технологии” (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин “информационно-коммуникационные технологии” - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и посредством ИКТ.

Еще недавно при организации проведения занятий и контроля уровня знаний, при подготовке к уроку учитель затрачивал массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволял сделать  урок современным и интересным как с содержательной, так и познавательной стороны для всех учащихся. Теперь же наличие проблемно-ориентированных пакетов учебных программ по предметам позволяет учителю совершенно по-новому организовать передачу, переработку и воспроизведение информации  в системе “учитель - ученик”. А без наличия таких программ вообще нельзя говорить об эффективном использовании компьютерных технологий в процессе обучения.

Таким образом, сохраняя коллективную подачу основ знаний (опорных сигналов), мы усиливаем индивидуализацию  обучения, что ведет к значительному возрастанию  качества знаний обучаемых.

Компьютер можно и необходимо использовать на всех стадиях обучения: подготовки занятий, всех этапах его проведения, закрепления и контроля знаний.

Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной умственной работы и создавать реальные возможности для его творческой деятельности. Поскольку при использовании компьютера учитель избавляется от необходимости  контролировать каждый шаг учащихся, он больше внимания сможет уделять индивидуальной  и воспитательной работе с учениками, учитывая их способности и уровень подготовки.

Использование ИКТ на различных уроках обеспечивает:

- развитие умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- развитие умений, позволяющих обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизирование познавательной деятельности учащихся;

- овладение практическими способами работы с информацией;

- проведение  уроков на высоком эстетическом уровне;

 - индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания;

 - уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;

 - повышение активности и инициативности школьников;

 - положительную динамику мотивации учения;

 - формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Таким образом, формируется информационная компетентность школьников - необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Использование ИКТ на уроках оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, позволяет глубже осваивать материал. Используя информационно-коммуникативные технологии можно создать такую коммуникативную среду, которая позволит усовершенствовать учебный процесс, решать уже не только социокультурные, но и дидактические задачи.

Внедрение новых информационных технологий, а также их сочетание с  другими педагогическими технологиями, значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие   информационных технологий даёт широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании школьников, и тем самым способствует повышению его качества, что является важной, актуальной и приоритетной проблемой в российском образовании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...

Педагогический проект "Информационно-коммуникативные технологии как средство взаимодействия с семьями обучающихся"

Всё шире проявляется роль информационных технологий  в системе  образования и воспитания.  Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалисто...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе

Цели:повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения в учебный процесс новых технологий;знакомство с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями, структурой занятий, ме...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной...

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

  Применение информационно-коммуникативных технологий в начальных классах позволяет быть учащимся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность р...

Статья.Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.

Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы....