Коррекционное занятие с элементами дидактической игры "Слова-непоседы"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Мы играем, чтобы научиться выделять предложения при чтении и письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-neposedy.doc | 331 КБ |
slova-neposedy.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
с элементами дидактической игры
«Слова-непоседы»
Воспитатель
Брагина Людмила Петровна
Основная цель: развитие устной и письменной речи. Обучение приёмам
самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю младших школьников.
Задачи:
Образовательные: развивать память, внимание, мышление; обучать умению добывать
знания, обобщать и делать выводы.
Учить детей работать в группах сменного состава.
Коррекционно-развивающие: отработка навыков и умений учащихся составлять
предложения, менять местами слова.
Закреплять навык в расстановке знаков препинания в предложениях.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, взаимовыручку, инициативу
учащихся; воспитывать творческую, целенаправленную личность.
Оборудование: картинки с изображениями животных, пингвинов.
На доске написана тема занятия; непонятные, новые слова; полоски- схемы предложений;
конверты с предложениями, разрезанными на отдельные слова; ручки, карандаши, бумага.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Ребята, вы любите животных? (Ответы детей.)
- У кого дома есть четвероногий любимый друг? (Дети делятся своими впечатлениями.)
- Я загадаю загадку, а вы узнайте, кто это?
Не рыба, а живёт в воде.
Не человек, а во фраке.
Есть крылья, перья, а не летает.
(Пингвин.)
(Слайд №1)
- Что такое фрак? Где можно видеть людей во фраке? (Артисты, дирижёры в концертных
залах; в старых фильмах; в особо торжественных случаях – при вручении нобелевской
премии все присутствующие мужчины одеты во фраки.)
(Слайды № 2-6)
Ученики рассматривают слайды – людей во фраках и животных.
- Кого напоминают пингвины? (Людей во фраках.)
- Чем они похожи на людей? (Предполагаемые ответы детей: вертикальная походка;
чёрная спина пингвинов – словно фрак, а белая грудка – как белая рубашка.)
- Назовите места обитания пингвинов. (Антарктида, южный полюс земли, где вечный
холод на континенте, льды и снега.)
(Слайд № 7-10)
- Это, наверное, там, где живут белые медведи? (Предполагаемые ответы детей – белые
медведи живут в Арктике, на противоположном, северном полюсе земли.)
Педагог демонстрирует силуэт пингвина:
- Вам нравится пингвин? (Ответы детей.)
- Тогда пусть он будет на нашем занятии. Пингвин принёс полоски, а для чего они – не знает.
Давайте ему поможем. (Ученики пытаются разместить полоски на доске, догадываются:
«Это схема предложения».)
- Основная часть. Объявление темы занятия: «Слова-непоседы»
- Как вы понимаете слово «непоседы»? (Ответы детей.)
Воспитатель вызывает двух учеников:
- Первый будет словом «пингвин»; второй будет словом «идёт».
- Первый, подними правую руку вверх. Так мы обозначим первое слово в предложении.
- Второй поставит левую руку на бок: так мы покажем точку на конце предложения.
- теперь я молча буду вести указкой вдоль «слов», а вы будете хором их «прочитывать».
«Пингвин идёт.»
- Что вы прочитали? (Предложение.)
- Поменяем слова местами. Покажи, второй, что ты теперь первое
слово в предложении, а ты, первый, покажи, что ты теперь последнее слово в предложении.
- Как вы обозначили начало и конец предложения? (Ответы.)
Ученик читает (ведёт указкой вдоль предложения):
«Идёт пингвин.»
Вывод: Слова в предложении можно менять местами.
- В это предложение добавим слово «маленькая». Этим словом будет третий ученик.
Он встанет в начало предложения.
- Как обозначишь первое слово в предложении?
- Читаем: «Маленький идёт пингвин»
- Хорошо получилось? Не очень, правда? (Нарушен порядок слов в предложении, смысл
предложения не очень ясен.)
- Может, третий ученик встанет в конец предложения?
«Идёт пингвин маленький.» _
- Опять получилось не очень хорошо. В начале предложения третий вставал, и в конец – тоже.
Где ему ещё можно встать? (В середине предложения.)
- Читаем: «Идёт маленький пингвин.»
(Красивое звучание предложения, понятен его смысл, предложение выражает законченную мысль.)
Вывод: Увеличить количество слов в предложении можно, добавляя слова в начале,
в конце, в середине предложения.
(Ученик чертит схему предложения.)
- В это предложение добавим ещё одно слово: «медленно». Этим словом будет
четвёртый ученик. Он встанет в середину предложения. Читаем:
«Идёт медленно маленький пингвин.»
- Что можно сказать о предложении? (Не очень хорошо получилось.)
- Куда встать четвёртому? (В начало предложения.)
- Покажи, четвёртый, что ты теперь первое слово в предложении.
- Что обозначает поднятая вверх рука? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)
- Как мы обозначили конец предложения? (Левая рука на боку.)
Читаем: «Медленно идёт маленький пингвин.»
(Предложение звучит плавно, красиво; выражает законченную мысль.)
Ученик чертит схему предложения.
- Дети, вспомните, как вы менялись местами, переходили с одного места на другое.
(Ученики переходят с места на место.)
- На что это похоже? (На слова-непоседы.)
4. Закрепление.
- Что можно делать со словами в предложении? (Менять местами, добавлять новые слова.)
- Зачем мы учимся составлять предложения? (Предполагаемые ответы: «Чтобы общаться,
учимся правильно говорить, писать, сочинять.)
- Как выделяются предложения в тексте? (Ответы детей.)
Работа в группах.
- Разделитесь на две группы. Выполните задание.
- Положите перед собой карточки под № 1.
- Что вы на них видите? (Предложения.)
- Почему вы так думаете? (Ответы учеников.)
- Прочитайте свои предложения.
- Что можно сказать об этих предложениях? (Нет смысла, они не выражают законченную
мысль, нарушен порядок слов в предложении: это просто отдельные слова.)
- Задание: каждой команде надо составить своё предложение так, чтобы оно звучало плавно,
красиво. Что для этого надо сделать?
(Поменять слова местами.) Выполнение задания группами.
- В эти предложения добавьте новые слова, не нарушая порядка слов в предложениях.
(Ученики в группах составляют предложения, кто хочет – может составить своё
предложение; читают, обмениваются мнениями.)
(Индивидуальная работа с группами, оказание помощи отдельным ученикам.)
Дети читают свои предложения, анализируют, делают выводы.
– Как вы увеличивали предложения? (Дети, назовите новые слова.)
- Как вы добавляли слова в предложения? (В начале, в конце, в середине предложения.)
Смена состава групп.
- Задание: придумайте прилагательные к слову «снег».
- С одним из прилагательных (или из нескольких прилагательных) составьте предложение.
Выиграет та команда, предложение которой будет составлено правильно, в котором окажется наибольшее количество прилагательных к слову «снег».
5. Заключение.
- Чем мы сегодня занимались? (Учились составлять предложения, менять слова местами,
добавлять новые слова в предложения.
- Чему мы научились на занятии?
- Что показалось вам трудным?
- Были ли моменты радости, удовлетворения от своей деятельности?
- Заметили ли вы свои успехи в выполнении заданий в группах?
- Были ли моменты недовольства собой?
- Какую пользу вы извлекли из этого занятия?
6. Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие
с элементами дидактической игры
«Слова-непоседы»
Воспитатель
Брагина Людмила Петровна
Основная цель: развитие устной и письменной речи. Обучение приёмам
самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю младших школьников.
Задачи:
Образовательные: развивать память, внимание, мышление; обучать умению добывать
знания, обобщать и делать выводы.
Учить детей работать в группах сменного состава.
Коррекционно-развивающие: отработка навыков и умений учащихся составлять
предложения, менять местами слова.
Закреплять навык в расстановке знаков препинания в предложениях.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, взаимовыручку, инициативу
учащихся; воспитывать творческую, целенаправленную личность.
Оборудование: картинки с изображениями животных, пингвинов.
На доске написана тема занятия; непонятные, новые слова; полоски- схемы предложений;
конверты с предложениями, разрезанными на отдельные слова; ручки, карандаши, бумага.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительная беседа.
- Ребята, вы любите животных? (Ответы детей.)
- У кого дома есть четвероногий любимый друг? (Дети делятся своими впечатлениями.)
- Я загадаю загадку, а вы узнайте, кто это?
Не рыба, а живёт в воде.
Не человек, а во фраке.
Есть крылья, перья, а не летает.
(Пингвин.)
(Слайд №1)
- Что такое фрак? Где можно видеть людей во фраке? (Артисты, дирижёры в концертных
залах; в старых фильмах; в особо торжественных случаях – при вручении нобелевской
премии все присутствующие мужчины одеты во фраки.)
(Слайды № 2-6)
Ученики рассматривают слайды – людей во фраках и животных.
- Кого напоминают пингвины? (Людей во фраках.)
- Чем они похожи на людей? (Предполагаемые ответы детей: вертикальная походка;
чёрная спина пингвинов – словно фрак, а белая грудка – как белая рубашка.)
- Назовите места обитания пингвинов. (Антарктида, южный полюс земли, где вечный
холод на континенте, льды и снега.)
(Слайд № 7-10)
- Это, наверное, там, где живут белые медведи? (Предполагаемые ответы детей – белые
медведи живут в Арктике, на противоположном, северном полюсе земли.)
Педагог демонстрирует силуэт пингвина:
- Вам нравится пингвин? (Ответы детей.)
- Тогда пусть он будет на нашем занятии. Пингвин принёс полоски, а для чего они – не знает.
Давайте ему поможем. (Ученики пытаются разместить полоски на доске, догадываются:
«Это схема предложения».)
- Основная часть. Объявление темы занятия: «Слова-непоседы»
- Как вы понимаете слово «непоседы»? (Ответы детей.)
Воспитатель вызывает двух учеников:
- Первый будет словом «пингвин»; второй будет словом «идёт».
- Первый, подними правую руку вверх. Так мы обозначим первое слово в предложении.
- Второй поставит левую руку на бок: так мы покажем точку на конце предложения.
- теперь я молча буду вести указкой вдоль «слов», а вы будете хором их «прочитывать».
«Пингвин идёт.»
- Что вы прочитали? (Предложение.)
- Поменяем слова местами. Покажи, второй, что ты теперь первое
слово в предложении, а ты, первый, покажи, что ты теперь последнее слово в предложении.
- Как вы обозначили начало и конец предложения? (Ответы.)
Ученик читает (ведёт указкой вдоль предложения):
«Идёт пингвин.»
Вывод: Слова в предложении можно менять местами.
- В это предложение добавим слово «маленькая». Этим словом будет третий ученик.
Он встанет в начало предложения.
- Как обозначишь первое слово в предложении?
- Читаем: «Маленький идёт пингвин»
- Хорошо получилось? Не очень, правда? (Нарушен порядок слов в предложении, смысл
предложения не очень ясен.)
- Может, третий ученик встанет в конец предложения?
«Идёт пингвин маленький.» _
- Опять получилось не очень хорошо. В начале предложения третий вставал, и в конец – тоже.
Где ему ещё можно встать? (В середине предложения.)
- Читаем: «Идёт маленький пингвин.»
(Красивое звучание предложения, понятен его смысл, предложение выражает законченную мысль.)
Вывод: Увеличить количество слов в предложении можно, добавляя слова в начале,
в конце, в середине предложения.
(Ученик чертит схему предложения.)
- В это предложение добавим ещё одно слово: «медленно». Этим словом будет
четвёртый ученик. Он встанет в середину предложения. Читаем:
«Идёт медленно маленький пингвин.»
- Что можно сказать о предложении? (Не очень хорошо получилось.)
- Куда встать четвёртому? (В начало предложения.)
- Покажи, четвёртый, что ты теперь первое слово в предложении.
- Что обозначает поднятая вверх рука? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)
- Как мы обозначили конец предложения? (Левая рука на боку.)
Читаем: «Медленно идёт маленький пингвин.»
(Предложение звучит плавно, красиво; выражает законченную мысль.)
Ученик чертит схему предложения.
- Дети, вспомните, как вы менялись местами, переходили с одного места на другое.
(Ученики переходят с места на место.)
- На что это похоже? (На слова-непоседы.)
4. Закрепление.
- Что можно делать со словами в предложении? (Менять местами, добавлять новые слова.)
- Зачем мы учимся составлять предложения? (Предполагаемые ответы: «Чтобы общаться,
учимся правильно говорить, писать, сочинять.)
- Как выделяются предложения в тексте? (Ответы детей.)
Работа в группах.
- Разделитесь на две группы. Выполните задание.
- Положите перед собой карточки под № 1.
- Что вы на них видите? (Предложения.)
- Почему вы так думаете? (Ответы учеников.)
- Прочитайте свои предложения.
- Что можно сказать об этих предложениях? (Нет смысла, они не выражают законченную
мысль, нарушен порядок слов в предложении: это просто отдельные слова.)
- Задание: каждой команде надо составить своё предложение так, чтобы оно звучало плавно,
красиво. Что для этого надо сделать?
(Поменять слова местами.) Выполнение задания группами.
- В эти предложения добавьте новые слова, не нарушая порядка слов в предложениях.
(Ученики в группах составляют предложения, кто хочет – может составить своё
предложение; читают, обмениваются мнениями.)
(Индивидуальная работа с группами, оказание помощи отдельным ученикам.)
Дети читают свои предложения, анализируют, делают выводы.
– Как вы увеличивали предложения? (Дети, назовите новые слова.)
- Как вы добавляли слова в предложения? (В начале, в конце, в середине предложения.)
Смена состава групп.
- Задание: придумайте прилагательные к слову «снег».
- С одним из прилагательных (или из нескольких прилагательных) составьте предложение.
Выиграет та команда, предложение которой будет составлено правильно, в котором окажется наибольшее количество прилагательных к слову «снег».
5. Заключение.
- Чем мы сегодня занимались? (Учились составлять предложения, менять слова местами,
добавлять новые слова в предложения.
- Чему мы научились на занятии?
- Что показалось вам трудным?
- Были ли моменты радости, удовлетворения от своей деятельности?
- Заметили ли вы свои успехи в выполнении заданий в группах?
- Были ли моменты недовольства собой?
- Какую пользу вы извлекли из этого занятия?
6. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры с элементами регионального содержания.
Роль регионального компонента в учебной деятельности. Сущность дидактических игр как средства обучения. Примеры дидактических игр по русскому языку и литературному чтению, содержащих элементы кра...
Сборник коррекционно-развивающих заданий, дидактических игр на уроках письма в 5-9 классах.
В коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциапа в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые техноло...
Дидактический материал для занятий с элементами профориентации
Дидактический материал для занятий с элементами профориентации...
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "
Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "...
Урок русского языка в 3-м классе с использованием элементов технологии "Укрупнение дидактических единиц".
повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных согласных в корне....
Педагогический опыт: Эффективные методы использования дидактических игр с элементами соревнований в период обучения грамоте
Эффективные методы использования дидактических игр...
Дидактический материал "Интерактивная приключенческая игра с элементами квеста"Остров сокровищ"", для учащихся в дополнительном образовании
Игра создана в программе PowerPoint. В игре используются элементы квеста. Квест – от английского Quest – обозначает поиск или приключение, потому игрокам предстоит решить определенные зада...