Педагогический опыт: Эффективные методы использования дидактических игр с элементами соревнований в период обучения грамоте
материал

Екатерина Юрьевна Волкова-Топоркова

Эффективные методы использования дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

Волкова Екатерина Юрьевна

учителя начальных классов,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

г.о. Саранск Республики Мордовия,

образование – высшее педагогическое,

педагогический стаж

(общий – 10 лет, в данной образовательной организации – 10  года).

 «Эффективные методы использования дидактических игр с элементами соревнований в период обучения грамоте»

«Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. Самые первые открытия и знания мы сделали в детстве в своих играх и развлечениях». 

Корней Чуковский

Актуальность опыта

Совершенствование методов обучения – одна из основных задач, решаемых педагогической наукой, а также частными методиками.

В современной школе рассматриваются и в какой-то мере решаются задачи совершенствования методов обучения.

Для того чтобы детям хотелось получать знания по предметам, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные методы и приемы, использовать занимательный материал, игровые ситуации, соревнования, которые развивают познавательный интерес, способствует повышению качества знаний по предмету.

Это особенно значимо в период обучения грамоте, потому что игровая деятельность еще остается одним из ведущих видов деятельности первоклассников. Именно она помогает формироваться новой деятельности – учебной. Поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы, одним из которых является дидактическая игра.

Новизна опыта

Игровые технологии широко применяются в учебной практике.

Новизна опыта в том, что на уроках обучения грамоте используется игра с элементами соревнований. Ведь соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством мотивации к обучению. Такие задания развивают коммуникативные универсальные учебные действия, повышают заинтересованность в изучении предмета, тем самым подводят ребёнка к самообразованию и саморазвитию.

За годы работы над этой темой нами был накоплен, систематизирован материал дидактических игр с элементами соревнований в период обучения грамоте.

Теоретическая база опыта.

В трудах ученых Багилий Е.В., Зайка Е.В., Карауловой А.Ю., Молодцовой З.В., Ушакова Н.Н., и другие  игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания [6, с. 118].

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Игра – самостоятельная форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.

Игровая деятельность – одна из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что это деятельностное существо. Ему присуща любознательность.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Это позволяет сделать вывод – игра имеет большое значение и играет огромную роль в развитии младшего школьника. Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки» [10, c. 73].

Таким образом, выбор методов обучения – это сложная процедура, требующая от учителя глубоких знаний, беспрестанного желания найти оптимальный вариант обеспечения эффективности обучения учащихся.

Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе. Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обучения грамоте.

Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.

При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся и их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства; другие – обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой. Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников [13, c. 52].

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях [4, c. 31]:

1. Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук ?»).

2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции: Ра ма По ра; Ра на Ко ра.

3. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4. Игра «Живые буквы». Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).

5. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога.

Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам [т], [о], придумывают слова с данным слогом то-пор, то-варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых – в начале слова, кот, пот – в конце.

6. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием «слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С.

7. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога, простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком, подбор слов с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

8. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами: а аа о ооо а; рак рамамоло ко о са.

9. Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную).

10. Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

11. Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

12. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

13. Игра «Кто быстрее, кто больше?». Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.

14. Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?». Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).

15. Подбор синонимов, антонимов, анонимов.

1) труд, работа;

2) день-ночь, высокий-низкий, далеко-близко, бежать-ходить.

3) лисичка гриб, лисичка животное.

16. Игра «Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий с элементами соревнований, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети не заметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки.

Чтобы дети лучше запоминали букву можно предложить им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж (жук) получается из к, ф – из р, т – из г). Дети дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно».

В играх типа «Доскажите словечко» учащиеся не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

В играх «Том – Тим» дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.

Таким образом, дидактическая игра – это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, учится правильно произносить звуки. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.

Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать дидактической игры, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др.

Технология опыта.

Внедрение игровых технологий в образовательный процесс осуществлялось посредством реализации системы целенаправленной игровой деятельности как на уроках в начальном звене школы, так и во внеурочное время.

Игровые технологии, игровые приемы нашли свое отражение в системе уроков и воспитательных мероприятий, проводимых для экспериментального класса в период педагогической практики. 

Приведу пример использования игровой технологии на уроке:

Фрагмент урока обучения грамоте.

Тема: «Повторение изученных букв, правила их чтения».

Цель: Повторение наиболее важных сведений об изученных буквах;

закрепление умения читать слова с изученными буквами в составе предложений;

развитие умения работать в группе, воспитание взаимовыручки.

Задачи:

  • отрабатывать умение читать слова с изученными буквами;
  • развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий;
  • воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру.

Дидактическая игра «Убери лишний вагон».

Цель игры: создать условия для закрепления изученных букв и правила их чтения,  видеть слово, отличающееся от остальных слов.

̶  Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к нашему уроку (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

̶  Подсказка: лишние слова отличаются от других слов, написанием букв которые мы не прошли.

̶  Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

Кукла, весна, ястреб, стол.

̶  Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

̶  Лишнее слово «ястреб», на третьем вагоне.

̶  Почему? (Слово, написано с неизвестной нам буквой я и б, на остальных трех вагонах, все буквы мы прошли).

̶  Верно, ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова ястреб.

Поезд № 2.

Ворота, товар, волос, земляника.

̶  Какое слово лишнее? (Лишнее слово земляника, так как мы не проходили буквы з, м, я.)

̶  Запишите слова.

̶  Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

Укол, барабан, икра, носик.

̶  Какой вагон, здесь лишний? (Вагон со словом барабан, так как в этом слове мы не прошли букву б).

̶  Запишите слова.

̶  Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.

Анализ фрагмента урока.

Для проведения игры использовались наглядные средства. В данном случае изображение трех поездов со словами на каждом вагоне. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.

Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого, им необходимо было вспомнить какие буквы они уже прошли, а какие нет, найти лишнее слово, записать слова с буквами, которые уже изучили.

Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся, т. к. они были объединены общей задачей, важным условием было то, что ребята работали все вместе, выслушивалось мнение каждого. Работая в группе, ребята могли распределить свои обязанности, например, каждый член группы, разбирал свое слово по буквам, а тот, кто лучше всего овладел этим материалом, проверял данных слов. Ребятам также необходимо было выбрать того человека, который будет отвечать на вопрос учителя и сможет толково выразить мнение всей команды.

В процессе игры ребята повторили изученные буквы, потренировались в их написании, тем самым, закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать соответствующие выводы. Также игра позволяет формировать устную речь учащихся через высказывание своего мнения. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде.

Игра была проведена на завершающем этапе урока, что способствовало активизации учащихся в конце урока, стимулированию их деятельности, игра способствовала также снятию напряжения, усталости, т. к. на этом этапе усталость школьников особенно ощущается, они хуже работают, внимание становится рассеянным.

Рекомендации по использованию опыта.

Метод соревнования основывается на том, что детям, в высшей степени присуще стремление к соперничеству, первенству. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Педагогически правильно организованное соревнование есть действенные стимулы для повышения эффективности учебного процесса.

Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Организация соревнования – основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования; составляется программа; разрабатываются критерии оценок; создаются условия для проведения соревнования; подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным и увлекательным. Механизм поведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты:

1. Соответствие игры дидактическим целям урока. Содержание дидактических игр должно, прежде всего, отражать учебный материал урока.

2. Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая уровень познавательной деятельности учащихся; уровень коллективности класса; характер организации игры.

3. Определение места дидактической игры в структуре урока, времени и методики ее проведения.

4. Активная творческая позиция каждого участника игры. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.

5. Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель – привлекательна для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.

6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль играет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

7. Подготовка учителя к руководству игровой деятельностью и обучению младших школьников умению играть.

Используемая литература.

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие – Г. С. Абрамова – М. : Изд. центр ”Академия”, 2011. – с. 342.

2. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе –/М. Т. Баранов – М. : Академия, 2011. – 368 с.

3. Башлий, Е. В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2014. – №4. – с. 31.

4. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных – Ю. П. Вавилов – Ярославль : Академия Холдинг, 2012. – 111 с.

5. Заика, Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. – М., 2014. – № 6. – 101 с.

6. Куралова, А. Ю. Совершенствование методов обучения русскому языку – А. Ю. Куралова – М. : ВЛАДОС, 2014 – 352 с.

7. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе – М. Р. Львов – М. : Академия, 2014– 464с.

8. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей – Р.М. Миронова – Минск : Народная асвета, 1989. – 174с.

9. Молодцова, З. В. Занимательное преподавание на уроках «окружающего мира»// Начальное образование, 2016, №1. –  с.31-33.

10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии – Г. К. Селевко – М. : Народное образование, 2014. – 194 с.

11. Ситаров, В. А. Дидактика – В. А. Ситаров – М. : Академия, 2013. – 368с.

12. Сластенин, В. А. Педагогика – В. А. Сластенин – М. : Академия, 2014. –  576 с.

13. Ушаков, Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах – Н. Н. Ушаков – М. : Просвещение, 1986. – 83 с.

14. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2008 г. № 1312)

15. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2009 г. №1089)

16. Филимонова, Н. И. Через занимательность – к развитию личности – Н. И. Филимонова – Мн. : Белор.наука, 2012. – 160 с.

17. Шпунтов, А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа, 2014, – №5, – с.7-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра в период обучения грамоте в 1 классе "Собери слово".

Материал может быть использован при знакомстве с буквой Б на уроке обучения грамоте в 1 классе....

Дидактическая игра в период обучения грамоте "Ь"

Материал содержит презентацию, методические рекомендации к проведению игры, карточки для организации парной и групповой работы....

Методы работы, применяемые педагогом в период обучения грамоте ( памятка)

В памятке отражны все этапы овладения грамотой с определёнными методами работы ......

Дидактический материал к урокам литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте по программе "Школа России". Карточки по чтению.

Дидактический материал по литературному чтению в 1 классе по программе "Школа России" - каротчки по чтению. Могут быть использованы учителем на уроках  или дополнительных занятиях, роди...

Дидактические игры по повышению познавательного интереса в период обучения грамоте

Дидактические игры по повышению познавательного интереса в период обучения грамоте...

Дидактические игры по повышению познавательного интереса в период обучения грамоте

Дидактические игры по повышению познавательного интереса в период обучения грамоте...