ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
статья на тему
Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования. В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности не упустить все аспекты, названные выше?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_ruskogo_folklora_mladshimi_shkolnikami.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Хохлова О.Н.
МБОУ «Городская гимназия №1» г. Усть-Илимска
Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования. В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности не упустить все аспекты, названные выше?
Современные педагогические технологии и методы обучения позволяют сделать процесс обучения и воспитания эффективным и успешным. Учителя начальной школы используют различные приёмы, которые позволяют выстроить определённую систему работы и достичь планируемых результатов.
Материал русского фольклора можно успешно использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и воспитательных задач. Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам помощница». Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных явлений; обогащает словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух. Виды заданий многообразны:
- подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о маме, о добре, о лени, о труде),
- соотношение пословиц и поговорок с предложенными иллюстрациями,
- восстановление текста пословицы по отдельным частям,
- подборка пословицы и поговорки с определённым словом,
- характеристика человека или ситуации с помощью пословиц,
- нахождение ошибки в пословице или поговорке,
- разъяснение смысла пословицы,
- отгадывание пословиц по слогам, гласным буквам,
- нахождение орфограмм.
Обобщить и пополнить знания русского фольклора учащиеся смогли в процессе работы над темой «Русский фольклор» в рамках проекта «Мобильная суббота», который успешно реализуется в МБОУ «Городская гимназия №1». Первоклассники работали с русским фольклором по нескольким темам: «Что такое фольклор», «Русские народные сказки», «Книги, в которых живут пословицы и поговорки», «Устаревшие слова русского языка». Учащиеся, совместно с родителями, изучали и анализировали информацию, используя образовательные ресурсы города: библиотеки, картинную галерею, краеведческий музей, Интернет. Учащиеся активно осваивали новые формы общения: беседа, интервью, опрос, исследование.
Предлагаю вашему вниманию некоторые задания маршрутного листа по теме «Устаревшие слова русского языка».
Задание 1.
- Какие слова называются устаревшими? Найдите ответ на этот вопрос в «Справочнике для учащихся». Запишите ответ.
- Почему многими словами в современном русском языке перестали пользоваться?
Задание 2.
- Прибаутки, колыбельные песни, русские народные сказки, пословицы, поговорки, фразеологизмы – это фольклор. Почему в фольклоре сохранились устаревшие слова?
- Посетите детскую библиотеку «Родничок». Выберите книги русского фольклора, найдите в этих произведениях устаревшие слова, запишите их.
Задание 3.
- Выпишите найденные устаревшие слова и их значение в таблицу. Вам поможет библиотекарь.
Задание 4.
- Представьте, что вы с помощью машины времени перенеслись в прошлое и встретились с мальчиком, который перечисляет названия частей тела человека. Конечно, он употребляет устаревшие слова. Рассмотрите картинку. Запишите в таблицу устаревшие и современные названия частей тела человека. Вам поможет консультант.
Задание 5.
- Обратитесь к специалисту – учителю изобразительного искусства. Подберите и рассмотрите несколько картин, на которых изображены русские люди в старинные времена. Выберите две картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
- Рассмотрите одежду людей на картинах. Попробуйте узнать название одежды. Запишите свои «находки» в таблицу.
- Раскрасьте картинку. Подпишите название устаревших слов - предметов одежды.
Задание 6.
- Посетите краеведческий музей (тёмный зал). Внимательно рассмотрите старинные предметы быта. Перечислите название предметов, которые вы услышали впервые. Можно эти слова назвать устаревшими?
- Какой предмет привлёк ваше внимание? Чем? Как люди использовали его в хозяйстве? Ответ запишите.
- Нарисуйте этот предмет. Можно сделать фотографию.
Итогом работы явилась творческая презентация перед своим классным коллективом: иллюстрации, театрализованные представления, кроссворды, поделки, частушки, загадки и т.д.
Изученный материал используется во внеурочной деятельности. Приоритетным направлением воспитательной работы моего класса являются патриотическое и нравственное направления. Традиционными стали следующие мероприятия: «Толкователи слов» (предшествует классному часу на нравственную тему), праздник «Ехал Грека …» (театрализованное представление для учащихся начальной школы), «Турнир знатоков русского фольклора» (праздник с родителями в конце года). Проектная деятельность класса также связана с фольклором.
Класс | Проект класса | Результат |
1 | «В гостях у сказки» |
|
2 | «Знатоки русского фольклора» |
|
Таким образом, используя в работе фольклорный материал учитель может успешно решать воспитательные задачи, а так же задачи по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....
Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла
Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...
Развитие и саморазвитие младших школьников на уроках эстетического цикла
Презентация - сопровождение выступления на семинаре учителей начальных классов....
«Экологическое воспитание младших школьников на уроках различного цикла и во внеклассной работе».
Статья об экологическом воспитании....
Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.
Работа содержит систему упражнений, приемов и методов, направленных на развитие памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках филологического цикла обоснована методически и психологически....
"Нравственное воспитание и развитие младшего школьника на уроках гуманитарного цикла"
Презентация и текст выступления на МО учителей начальной школы....
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на предметах гуманитарного цикла
Представление педагогического опыта работы на тему: "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на предметах гуманитарного цикла"....