Олимпиада как средство развития творческих способностей учащихся
олимпиадные задания по математике (4 класс) на тему

      Широко известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной активности.

Что даёт младшим школьникам участие в таких интеллектуальных соревнованиях? Во - первых, участие в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне. Во – вторых, победы на интеллектуальных марафонах, олимпиадах помогают ученику познавать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди сверстников. В – третьих – это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.

 

        Составленные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру могут быть использованы учителями четвертых классов для подготовки к городским турам олимпиад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада как средство развития творческих способностей учащихся

      Широко известно, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения, познавательной активности.

      В практике своей работы много лет использую такую форму работы с гимназистами как олимпиады.

     Задания такого рода помогают:

  • создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого развития учащихся;
  •  стимулировать их познавательную активность, формировать  интеллектуальную среду;
  •  определять уровень теоретической и практической подготовки по основным разделам программы начальной школы;
  •   выявлять  и раскрывать интересы и склонности учащихся к научно-поисковой деятельности;
  •   повышать уровень самооценки, активности в стремлении к самовоспитанию, саморазвитию участников олимпиады;
  •  формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ;
  •  стимулировать развитие лидерских качеств личности;
  •  приобщать к ценностям научно-исследовательского труда.

     Что даёт младшим школьникам участие в таких интеллектуальных соревнованиях? Во - первых, участие в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне. Во – вторых, победы на интеллектуальных марафонах, олимпиадах помогают ученику познавать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди сверстников. В – третьих – это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.

        Составленные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру могут быть использованы учителями четвертых классов для подготовки к городским турам олимпиад.

Олимпиада по математике № 1.                            

1. Тесты: 20 баллов (возможен  только один правильный ответ с  оценкой в 1 балл)

1. Догадайся, какое число пропущено?   1,3,9, _ ,81

      а) 12;                  б) 18;                  в) 27;

2. Равенство 242 – 37 = 205 верное. Какое из равенств тоже верное?

      а) 242 +37 = 205               б) 242 – 205 = 37                 в) 205 + 242 = 37

3.Какая из букв слова Москва имеет самый большой номер в русском алфавите?

      а) м              б) в              в) о               г) к

4. Сколько яиц можно съесть натощак?

      а) 0              б) 4              в) 1                                              

5. Какое утверждение верное?

      а) чтобы найти площадь квадрата со стороной а, надо   а  ·  а

      б) чтобы найти площадь квадрата со стороной а, надо   а  ·  4

      в) чтобы найти площадь квадрата со стороной а, надо к  а + а

6. Какие преобразования произведены неверно?

      а) 268 мин = 2 ч 68 мин        б)5 т 3 ц = 5300 кг      в)7200 см = 72 м    

7. Сколько девяток в ряду чисел от 1 до 100?

      а) 17             б) 19         в) 21

8 Толе 4 года назад исполнилось 5 лет.  Сколько лет исполнится ему через 3 года?

      а) 9              б) 12              в) 4

9.В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек?

        а) 4               б) 3             в) 5                                                                                                                                                                                                                                  

10.Частное чисел 44850 и 39 содержит:

      а) 4 цифры        б) 3 цифры           в) 5 цифр  

11. Крышка стола имеет размеры 12 дм и 6 дм. Какова ее площадь?

      а) 720 дм ²              б) 7200 см ²              в) 36 дм ²

12. Во дворе находятся куры и поросята. Всего 5 голов и 14 ног.                                                                     Сколько во дворе кур и сколько поросят?

      а) 1 курица 4 поросенка    б) 3 поросенка 2 курицы        в) 3 курицы 2 поросенка  

13.  Реши задачу, найди верный ответ. От куска ткани длиной 180 м отрезали 145 м. Из остатка сшили 7 платьев. Сколько метров ткани пошло на каждое платье?

      а) 4                б) 5                        в) 6                        г) 7

14.  Ручка дороже карандаша на 15 рублей. На сколько рублей 5 ручек дороже 5 карандашей?

      а)  на 15          б) на 75              в) на 3  

15.Сколько понадобится квадратных плиток со стороной 4 дм для настилки пола комнаты, длина которой 8 м, а ширина 3 м 5 дм?

      а)  1750 плиток              б) 70 плиток              в) 175 плиток

16 .Расстояние между городами 480 км. Поезд ехал со скоростью60 км/час. Сколько времени затратил поезд на дорогу?

      а)  80 часов              б) 420 часов              в) 8 часов

17.Выбери вариант длины и ширины прямоугольника, если его площадь 48 см 2

      а)  7 см и 8 см        б) 14 см и 5 см              в) 24 см и 2см

18.Выбери правильный ответ для решения уравнения:   х + 620 = 900

      а)  1520              б)  380              в)  280

19.Сидят 3 кошки; против каждой кошки - 2 кошки. Сколько всех?

      а)  3              б)  9              в)  6

20.Масса дыни и еще половины такой же дыни равна 9 кг. Найди массу целой дыни?

      а)  3              б)  9              в)  6

Вопросы и задания: (20 баллов)

1. У бабы Яги собралось 15 внуков и внучек. Количество внучек составляет половину количества внуков. Сколько внуков и внучек у Бабы Яги? (2 балла)

2.Расставь знаки так, чтобы получились верные равенства:                 (2 балла)

 9   9   9 = 2              9   9  9 = 90              9   9   9 = 10              9   9   9 = 9

3.  Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?      (1 балл)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 4. У меня сестер и братьев поровну. А у моей сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько нас?                                                                                 (1 балл)                                                                                                                                                                                                                                                

 5. В семье трое детей: два мальчика и одна девочка. Их имена начинаются с букв А, В, Г. Среди А и В есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В и Г есть начальная буква имени одного мальчика. С какой буквы начинается имя девочек?

                                                                                                                        (3 балла)

6. Если Оля купит 3 розы, то у нее останется 1400 рублей, а если она купит 5 таких же роз, то у нее останется 1000 рублей. Найди цену одной розы?        (4 балла)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

7.  Какая величина лишняя в каждой строчке?

      а)  7 м 5 см         750 см        75 дм        7 м 50 см

      б)  2741 км        3047 дм        7408 ц        1800м        

      в)  1000 см ²        10 000 см ²               100 дм ²               1 м²

                                                                                                                          (3 балла)

8. Какое наименьшее количество монет различного достоинства требуется, чтобы получить в сумме: 14 копеек;        99 копеек.                                                      (1 балл)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     9. Напиши число 10 тремя цифрами                                                             (1 балл)

10. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Как это сделать?

                                                                                                                           (2 балла)                                                                                                                                                                                                        

Ответы:

 на  тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

б

в

в

а

а

г

б

б

а

б

в

б

б

в

в

в

в

а

в

на вопросы и задания:

1.5 внучек, 10 внуков

2.  (9 + 9): 9 = 2              9 · 9 +9 = 90              9 : 9 + 9 = 10              9 : 9 · 9 = 9

3. 10 промежутков.

4. Всего 7 (4 брата, 3 сестры)

5.С буквы  В.

6. Решение:

 1). 5 – 3 = 2 (р.) - больше

 2) .1400 – 1000 = 400 (р.)- стоят 2 розы

 3). 400 : 2 = 200 (р.)

    Ответ: 200 рублей цена одной розы.

7. а) 7 м 5 см            б) 7408 ц                     в) 1000 см ²

8. 10 +1 + 1 + 1 + 1 = 14 (коп.)- пять монет

     50 +10 + 10 + 10 + 10 + 5 +1 + 1 + 1 + 1 = 99 (коп.)- десять монет

9. 10 = 11 – 1

10. По каждой стороне квадрата по три камешка, а на вершинах правого  верхнего и левого нижнего ещё по одному.

           

                                       Олимпиада по математике № 2        

1. Тесты:  20 баллов (возможен  только один правильный ответ с  оценкой в 1 балл)

1. Где сравнение величин выполнено верно?

а) 13 т 20 кг < 132 ц                б) 3 м 6 дм 9 см > 62 дм        в) 6 мин 25 с = 625 с

2. Реши уравнение. Выбери вариант ответа.  4 · а – 5 = 19

а) а = 7                        б) а = 6                        в) а = 7

 3. Укажи верно записанное выражение: разность чисел 73 и 21 уменьшить в 13 раз.

а) (73 – 21) – 13        б) 73 : 21 – 13        в) (73 + 21) : 13              г) (73 – 21) : 13

4. Укажи пропущенные слагаемые:    ( … + … ) · 5 = 35 + 45

а) 5 и 7                б) 5 и  9                в) 7 и  9                г) 9 и 8

5. Укажите лишнюю запись:

а) 9 · 5                б) 9 · 6 – 6                в) 9 · 4 + 9                г) 9 · 6 – 9

6. Если частное чисел 65 и 5 увеличить в 6 раз, то получится:

а) 78                б) 10                        в) 72                        г) 50

7.   часа = …

а) 20 мин                б) 25 мин                в) 15 мин                г) 12 мин

8. Если  числа равна 18, то само число равно:

а) 6                б) 15                        в) 21                        г) 54

9. Укажи верную запись, не вычисляя:

а) 917 – 269 > 917 – 268         б) 917 – 269 = 917 – 268        в) 917 – 269 < 917 – 268

10. Найди длину стороны квадрата, если сумма длин его сторон равна 52 см

а) 208 см                б) 104 см                в) 26 см                г) 13 см

11. Укажи верное решение задачи. Мама посадила 72 куста помидоров, перцев – 24 куста. Во сколько раз больше кустов помидоров посадила мама?

а) 72 + 24                б) 72 – 24                в) 72 :  24                г) (72 – 24) + 72

12. Увеличь 10 дм на 4 см. Сколько сантиметров получится?

а) 1004 см                б) 14 см                в) 104 см

13.  Реши задачу, выбери правильный вариант ответа: На 100 рублей купили 2 кг чёрной смородины по 25 рублей за килограмм и 5 кг красной смородины. Сколько стоит 1 кг красной смородины?

а) 50 рублей                     б) 10 рублей                в) 20 рублей

14.   Выбери число, за которым при счёте следует число 100000

          а) 999999                б) 99999                в) 999

15. Верно ли утверждение, что при делении 146 на 70 и 146 на 7 получается один и тот же остаток?

         а) да                        б) нет

16. Выбери верное утверждение. Если частное умножить на делитель, то получится…

   а) произведение          б) слагаемое          в) уменьшаемое                г) делимое

17.  Реши задачу, выбери правильный вариант ответа. Черепаха за 1 минуту может проползти 6 м. Сколько сантиметров она может проползти за 1 секунду?

а) 6 см                        б) 60 см                в) 10 см

18. На сколько надо уменьшить число 777777, чтобы получилось 33333?

а) 44444                        б) 644444                в) 744444

19. Два отца и два сына съели три апельсина. Сколько съел каждый из них?

        а)  по одному              б)  по половинке                 в)  по четвертинке

20. Сколько всего четырёхзначных чисел можно составить из цифр 0 и 1? Цифры могут повторяться.

          а) 8                         б) 7                          в) 10

Вопросы и задания: (20 баллов)

1. Масса арбуза и дыни 8кг, а масса трех арбузов и двух дынь 22 кг.   Какова масса арбуза и  какова  масса дыни отдельно?                                                  (4 балла)

2. Трехзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значении, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трехзначного число состоит из одинаковых цифр, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?                                          (1 балл)

3. В соревнованиях по лыжам! участвовали Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра пришел к финишу раньше Миши, но позже Олега. Володя и Олег не пришли друг за другом, а Саша не пришел рядом ни с Олегом, ни с Юрой, ни с Володей. В каком порядке пришли к финишу мальчики?                                                      (2 балла)

 4. До начала 18 века в России для записи чисел использовали буквы. Вот запись некоторых чисел: 532 – ФЛВ;   544 – ФМД;   122 – РКВ;   645 – ХМЕ;  335 – ТЛЕ;

Определи, каким числам соответствуют записи: ХКД, СЛВ, ТЛГ?        (1 балл)

 5. Мальчик каждую букву своего имени заменил порядковым номером этой буквы в алфавите. Получилась запись 510141. Как звали мальчика?                     (1 балл)

6. Расставь скобки так, чтобы получилось верное равенство:

12  16 + 128 : 8 + 24 = 240                                                                               (1 балл)

7. В 2008 году у Маши спросили: «Когда ты родилась?» «Позавчера мне было ещё только 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет» - ответила Маша. Узнай дату рождения Маши.                                                                                             (1 балл)

8. На какое число надо разделить число 87912, чтобы получилось тоже пятизначное число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке?                   (2 балла)

9. На запасном пути стоят один за другим 7 пассажирских и 20 товарных вагонов общей длиной 217 м. Пассажирский вагон на 4 м длиннее товарного. Определи дину того и другого вагона.                                                                                     (6 баллов)

10. На прямой линии отметили 5 точек. Сколько отрезков получилось на прямой?

                                                                                                           (1 балл)

Ответы:

на тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

б

г

в

б

а

в

г

в

г

в

в

б

б

а

г

в

в

а

а

на вопросы и задания:

1. Арбуз - 6кг, дыня - 2кг

2. 147, 111

3. Первым к финишу пришел Олег, за ним Юра, за Юрой Володя, затем Миша и последним Саша.

4. 624, 232, 333.

5. Дима.

6.  12  (16 + 128) : 8 + 24 = 240

7.  31 декабря 1997

8.   на 4

9. 1 способ:

1) 20 + 7 = 27 (в) -  всего в составе

2)  7   4 = 28 (м)  - длиннее все пассажирские вагоны, чем товарные

3)  217 – 28 = 189 (м) – длина всего состава, если бы они были товарные

4)  189 :  27 = 7 (м) – длина товарного вагона

  1. 7 + 4 = 11(м) – длина пассажирского вагона

Ответ: 11 метров длина пассажирского вагона, 7 метров длина товарного вагона.

2 способ:

1) 20 + 7 = 27 (в) – всего в составе

2) 20 х 4 = 80 (м) – длиннее все пассажирские вагоны, чем товарные

3) 217 + 80 = 297 (м) – длина всего состава, если бы все вагоны были пассажирские

4) 297: 27 = 11 (м) – длина пассажирского вагона

5) 11 – 4 = 7 (м) – длина товарного вагона

     Ответ: 11 метров длина пассажирского вагона, 7 метров длина товарного вагона.

10. 9 отрезков.

         

                                         Олимпиада по  русскому языку №1.                                                                      

 Тесты: 20 баллов (возможен  только один правильный ответ  с  оценкой в 1 балл)

1. Укажите слово с ударением на первом слоге.

      а)  звонит              б)  торты        в)  повторим  

2.Какое существительное не имеет формы множественного числа?

      а)  яйцо              б)  пальто        в)  окно          

3. Найди лишнюю пару слов.

      а)  робкий- смелый        б)  темный- светлый              в)  громкий – сильный  

4. В каком слове допущена ошибка?

      а)  коллектив              б)  колличество              в)  коллекция

5.Найди существительное, которое во множественном числе имеет окончание и (-ы )

      а)  шофер              б)  век                         в)  тетерев

6. Укажи наречие, образованное от прилагательного:                                                                                                                          

      а)  тотчас              б)  весело                        в)  вдали

7. Найди прилагательное, образованное от основы существительного с помощью суффикса –ск :

      а)  детский              б)  ночной                в)  ветвистый

8. Найди наречие с суффиксом – а:

      а)  вправ…        б) излишн…        в) изредк…  

9. Какое слово соответствует схеме?     ¬  ⌢  ^

      а)  пригорок              б) приморье               в) награда      

10. Найди слово с твердыми шипящими звуками:

      а) удача                       б) ужин                  в) еж    

11. Отыщи неодушевленное существительное среднего рода:

      а) течение              б) чудище              в) дитя

12. Подбери близкое по смыслу слово к слову « знаменитый»

      а) мудрый        б) прославленный             в) опытный

13. Найди сочетание слов, в котором существительное и прилагательное не согласовано в роде?

      а) новая шампунь        б) зимнее пальто                            в) черный плащ

14. В каком слове пропущены одинаковые буквы?

      а) густые кам…ш…         б) высокие кувш…н…

        в) белые снеж… нк        г) лесные ланд…ш…

15. Укажи слово, в котором   до-  являются частью корня?

      а)  доверять              б) доброта              в) добежать

16. В каком двусложном слове звуков больше, чем букв?

        а)  Юра              б) Ольга              в) Илья                г) Юлия

17. Сколько орфографических ошибок сделал ученик в предложении:

      Циган купил красовки.

        а)  0              б) 1              в) 2                г) 3               д) 4

18. Даны формы слов: туч, лож, душ, туш, плач. Сколько получится осмысленных слов, если к каждому добавить букву ь?

        а)  1              б) 2              в) 3                г) 4               д) 5      

19. Имя Виктор означает:

        а)  победитель    б) загадочный    в) могучий     г) воин          д) славный

       20. Вот пять несклоняемых существительных: 1) кофе, 2) шимпанзе, 3)кашне. 4)какаду, 5).пальто, какие из них можно употребить вместо многоточия в словосочетании: черный…?

        а)  2, 4              б) 1,3              в) 1, 2, 5                        г) 1, 2, 4                       д) 1, 2, 3, 4

Вопросы и задания:  (20 баллов)                                                                                                                                1. Поставь ударение в словах: балованный, верба, звала, искра, договор,

сердиться, создал,  цемент, позвонит, лениться                                        (2 балла)

2. Вот список существительных: 1)очи, 2)бигуди, 3)жалюзи, 4)усы, 5)санки,

 6)лыжи, 7)коньки, 8)каникулы. Подчеркни существительные, которые не имеют формы единственного числа.                                                                         (2 балла)

3. Владелец киоска задумался, как подписать этикетку Orbit. Помогите (что это?)

                                                                                                                           (1балл)                                                                                                                                           4. Какие слова нужно подобрать к слову проще, чтобы получились устойчивые словосочетания?

проще_________
проще_________                                                                                             (1 балл)

5. Поставьте, где нужно букву т: прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, опас…ный, окрес…ный, напрас…ный, лес…ница.                  (2 балла)

6. В каждом из данных слов спрятался зверь, но в одном не поместился, напиши название зверя: палисадник, камыш, заслонка, поселок, укротитель        _____________

                                                                                                                            (1 балл)     

7. Впишите слова: надеть, одеть

Мальчик __________________________ботинки.

Сестра____________________________брата.

Девочка____________________________куклу.

Ученик____________________________очки.                                              (2 балла)

8. Какие прилагательные сочетаются со словом огонь ,впиши.

Горячий_____________________

Обоженный__________________

Яркий______________________

Красный_____________________

Сгоревший___________________                                                                    (2 балла)

9. Какие слова можно отнести к разным частям речи:

 рой ,мой ,спой ,вой ,открой ,раскрой  ,простой.(подчеркни)                       (3 балла)

10. Сколько ударений здесь поставлено неверно?

Гра   вер за гра   вюру гро   ша досто   ин.

Несем из мага   ина в по   ртфеле медь.

Мо   жет быть ,сти   хи писа   ть не сто   ит,

А лу  чше в библио   теке со сло   варем посиде   ть?                                   (4 балла)

Ответы:

на тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

б

в

б

а

б

а

в

а

в

а

б

а

в

б

а

г

б

а

г

на вопросы и задания:

1. бало/ванный, ве/рба, звала/, и/скра, догово/р, серди/ться, со/здал, цеме/нт, позвони/т, лени/ться                                        

2. очи, бигуди, жалюзи, санки, коньки, каникулы      

3. жевательная резинка или жвачка

4. проще простого,  проще пареной репы

5. известный, окрестный, лестница

6. камыш- мышь

7. Мальчик надел ботинки. Сестра одела брата. Девочка одела куклу.   Ученик надел очки.    

8.  горячий огонь        яркий огонь        красный огонь                                                                                                                                                

9.   рой, мой, вой, раскрой, простой                          

10.  7 ударений

Гравё/р за гра вю/ру  гроша/ достоин.

Несём из магази/на в портфе/ле  медь.

Может быть,,стихи писать не стоит,

А лучше в библиоте/ке со словарё/м  посидеть?

        

                                          Олимпиада по  русскому языку№ 2.

                                                                      

 Тесты: 20 баллов (возможен один правильный ответ  с  оценкой в 1 балл)

1. Каким словом можно заменить выражение?

    Тот, кто предан своему народу, родине.

      а)  герой              б)  патриот                  в) друг  

2. Как правильно звучит предложение из данных слов:  

     месяц, низко, над, висел, лесом, молодой

    а) Молодой месяц низко висел над лесом.

     б) Месяц молодой низко висел над лесом.

      в) Низко на лесом висел молодой месяц.          

3. Вспомни и запиши, что делают люди этой профессии – скорняк?

     а) выращивает растения   б) делает лекарства  в)изготавливает меховую одежду    

4.   В каком из слов количество букв и звуков совпадает?

   а) восемь              б) праздный              в) любуюсь

5. В родительном падеже множественного числа без окончания - ов пишется слово:

    а)  помидор__              б)  яблок__                         в)  апельсин__

6. Какое слово употреблено с предлогом?

      а)  (за)брал              б)  (за)навеска                        в)  (за)забор

7. Какое существительное может употребляться с прилагательным маленькая

      а)  тюль              б)  шампунь                в)  колибри

8. Сколько гласных букв в русском языке?

      а)  10                б) 6                        в) 8  

9. Какие слова пишутся с буквой ш на месте пропуска: яи_ница, скворе_ник, помо_ник, нау_ник

      а)  2, 3, 4              б) 3, 4           в) 4      

10. В каком случае пишется безударная гласная  -е

      а) скр_пач                       б) скр_пил                  в) уд_вительный    

11. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже:

      а) Мальчики стали гонять мяч.             

      б) Ребята построили снежную крепость.

      в) Бегут минуты и часы.

12. Какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?

      а) Александр Сергеевич Пушкин

      б) Николай Васильевич Гоголь

      в) Иван Андреевич Крылов

13. Какое место по счёту занимает в русском алфавите последняя из согласных букв?

      а) 27                          б) 29                            в) 24

14. Что триста лет назад обозначало слово Виктория?

      а) госпожа                       б) удача                     в) победа      

15. У меня зазвонил…

      а)  тилефон              б) телифон              в) телефон

16. Граб – дерево. Сколько осмысленных русских слов можно получить, заменяя в слове граб букву а, другой буквой?

        а) 2                   б) 4                     в) 5                

17. Как правильно пишется название созвездия?

     а) большая Медведица   б) Большая медведица        в) Большая медведица              

18. Сколько слов из списка можно назвать и существительным, и глаголом: брать, дать, знать, мать, стать

        а)  1                      б) 2              в) 3                      

19. В какой строчке гласные расположены по алфавиту?

        а)  а я у ю э   б) а е ё и о    в) е ё ю я и     г) а о у э ы          

20. В каком предложении глагол употреблён в переносном значении?    

а)  Мальчик играл с котёнком.        

 б) Ветер играл волосами девушки.

 в) Пианист играл концерт П.И.Чайковского

 г) Молодой актёр впервые играл эту роль.                      

Вопросы и задания: 20 баллов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                 1. Поставь ударение в словах:

Завидно, камбала, квартал, дожил, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, столяр, щавель.                                                                                         (2 балла)

2. Напишите слова «наоборотки».                                        (за каждое слово – 1 балл)                                                           

3. Все ли слова синонимичны в данном ряду? Подчеркните полные синонимы.

Шустрый, проказливый, шаловливый, бедовый, озорной.                    (2 балла)                                                                                                                 
4. Подберите фразеологические сочетания к следующим толкованиям:

Овладеть собой, успокоиться- ____________________________________________

Очень тесно- __________________________________________________________        

Усиленно думать над трудным вопросом- ___________________________________

Хорошо помнить- _______________________________________________________

        (2 балла)                                                                                                                 

5. Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом – ок

   Замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

        (1 балл)                                                                                                                  

6. Попробуйте определить падеж выделенных слов:

Письмо Марии; подарок Евдокии; послание Болгарии.         (1 балл)                                                                                                                 

7. Выпишите все словосочетания:

Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

                                                                                                                        (3 балла)

8. Продолжите пословицу:

На смелого собака лает, …

Не так страшен чёрт, …

Гляди в ноги: ничего не найдёшь, …        (2 балла)                                                                                                                 

9. Напишите по три сложных слова, у которых вторая часть состояла бы из корней:    воз, ход, мер, рез.                                                                                              (1 балл)                                                                                                                 

10. Установите по данным ниже предложениям, какие значения имеет слово «голова»?                                                                                                      

От бессонницы у него разболелась голова.

Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро.

Голова пехотной колонны.

Фермер сдал на мясокомбинат сто голов рогатого скота.

Он сложил свою голову в неравном бою.        (5 баллов)                                                                                                                 

Ответы:

 на тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

а

в

в

а

в

в

а

б

б

а

в

а

в

в

б

в

б

б

б

на вопросы и задания:

1. Зави´дно, ка´мбала, кварта´л, до´жил, краси´вее, гу´сеница, жа´воронок, за´дал, ста´туя, столя´р, щаве´ль.

2. Дед, топот, доход, наган, казак, шалаш…      

3. Шустрый, проказливый, озорной.

4. Взять себя в руки; яблоку негде упасть или битком набито; ломать голову; зарубить на носу.

5.Теремок, лесок, мирок, листок.

6. Падеж определить невозможно.

7. Молчаливый витязь; витязь в кольчуге; стоит завороженный; в хвойной кольчуге; завороженный чарами; чарами зимы.

8.  На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Не так страшен чёрт, как его малюют.

Гляди в ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибёшь.

9. Электровоз, паровоз, тепловоз;… атомоход, пароход, вездеход; …  секундомер, землемер, силомер;… камнерез, ледорез, стеклорез….

10.  Часть тела; ум, рассудок; передовой отряд; единица счёта скота; жизнь.

Олимпиада по  русскому языку № 3.

 Тесты: 20 баллов (возможен один правильный ответ  с  оценкой в 1 балл)

1. Какое существительное употребляется только в единственном числе?

      а)  молоко              б)  помидор            в)  перчатка         г) стул  

2. Какое существительное употребляется только во множественном числе?

      а)  руки              б)  ножницы        в)  круги      г) птицы          

3. На конце какого слова не пишется мягкий знак?

      а)  ноч_              б)  трубач_              в)  вещь   г)рож_

4. Какое слово употреблено с предлогом?

      а)  (не)веста              б)  (не)навидит              в)  (на)воде        г) (на)воднение

5. В каком словосочетании нет согласования в роде?

      а) крикливый галчонок  б)  в новом пальто   в) горячее кофе   г) удобное жилище

6.  В окончании  какого существительного пишется буква - и                                                                                                                       

      а) без грамматик_          б) обитают на суш_    в) в читальн_      г) шёл по пустын_

7. В каком предложении глагол употреблён в прошедшем времени?

      а)  В корзине лежала клубника.

      б)  Как она пахнет!

      в)  Маша берёт ягоды.

       г) Мама их моет, а Маша ест.

8. Определите, сколько в слове тетрадка звуков [ т ] ?

      а)  2                б) 3              в) 1

9. Каким словом можно заменить крылатое выражение «прикусить язык»?

      а) сделать больно              б) замолчать       в) не перебивать    

10. Сколько гласных звуков в русском алфавите?

      а) 5               б) 6                  в) 10    

11. В каких парах произношение слов отличается одним звуком: 1) код – кот;

2) нос – нёс; 3) был – бил; 4) пуд - путь

      а) 1, 2              б) 2, 3              в) 2, 3, 4

12. В каком слове нет окончания?

      а) степной        б) стеной             в) долой

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

      а) добела            б) звонишь           в) ненецкий

14. Сколько общих звуков в словах серп и перс?

      а) 1                  б) 2                      в) 3

15.  Пословица «Слово – серебро, а молчание - …» заканчивается существительным

      а)  золото              б) железо              в) платина

16. Какое имя существительное является собственным. Неодушевлённым. Среднего рода?

        а) по небу              б) в лесу              в) из Переделкино

17. Вот первые слоги двусложных слов: ка- , пи-, по-, а вот вторые: - нал, - рог. Сколько разных существительных можно получить, соединяя первые слоги со вторыми?

        а)  2                    б) 3                         в) 4                

18. Помогите мальчику выбрать правильное окончание предложения: На вешалке висели пять …

        а)  польт              б) пальто              в) пальтов                      

19. Найдите слово с суффиксом – ек.

        а)  аптека           б) уголочек               в) горошек

 20. Найдите предложение с местоимениями 3 лица единственного числа?

        а)  Вася очень любил лошадь.

        б) Он часто катался с ней.          

        в) Они катаются от дома до оврага.

Вопросы и задания: 20 баллов                                                                                                                                                                                                            1. Поставь ударение в словах:

Избалован, издавна, инструмент, изрешетить, индеветь, кремень, пшеничный, магазин, мельком, сердечный.                                                                      (2 балла)                                                                                                                 

2. Расшифруй слова:                            

         цяза - _______________                     дедвемь -___________                                    

         циласи - ____________                       кровоа - _____________

         басока - _____________                                                                     (1 балл)                                                                                                                 

3. Изменяя по одной букве в слове, составь цепочку и преврати мышку в кошку, аиста в лису.

мышка - ___________________________________кошка

аист - _____________________________________лиса

                                                                                                                          ( 2 балла)                                                                                                                 

4. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков:

яблоко,  солнце, якорь,  медвежонок коньки, ель, стройка, лестница, тополь.

                                                                                                                ( 2 балла)                                                                                                                 

5. Подбери слова, близкие по значению.

дом - ______________                                      дети - ____________

лодырь - ___________                                     печаль - ___________

село - ______________             (1 балл)                                                                                                                 

6.   Образуй от данных слов имена существительные приставочно-суффиксальным способом:

          окно - __________________              береза -____________________

         сон -____________________              стыд - _____________________

         вода - ___________________        (2 балла)                                                                                                                 

7. Доскажите пословицу:

Кошку чем больше гладишь, …

Хвастлива собака была , да …

Так зазнался, что …        (2 балла)                                                                                                                 

8. Запиши слова с приставкой со- в следующем порядке:

     1) Тот, кто создает произведения вместе с кем-либо другим.

  1. Тот, кто учится с кем-либо на одном курсе.

3) Тот, кто трудится с кем-либо в одном учреждении.

4) Тот, кто с кем-либо беседует.

     5)  Тот, кто помогает кому-либо в борьбе.        (5 баллов)                                                                                                                 

9. Как называются жители этих стран?

Франция  - _____________            Япония - _______________

       Россия - _______________             Индия - _______________

      Англия - _______________            Дания - ________________        (1 балл)                                                                                                                 

10. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

      Мыло, пила, запевала, течь, заросли        (2 балла)                                                                                                                 

Ответы:

  на тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

б

б

в

в

а

а

а

б

б

а

в

в

в

а

в

в

б

в

б

на вопросы и задания:

1. Избало´ ван, и´здавна, инструме´нт, изрешети´ть, и´ндеветь, креме´нь, пшени´чный, магази´н, ме´льком, серде´чный.

2. заяц, лисица, собака, медведь, корова      

3.  мышка – мошка – кошка, аист – лист - лиса

4. яблоко,  солнце, якорь,  медвежонок коньки, ель, стройка, лестница, тополь.

5.  дом – здание                       дети - ребята

лодырь – лентяй                 печаль - грусть

село - деревня

6. окно - подоконник                       береза - подберёзовик

    сон - бессонница                           стыд - бесстыдник

    вода - подводник

7. Доскажите пословицу:

Кошку чем больше гладишь, тем больше хвост дерёт.

Хвастлива собака была, да волки съели.

Так зазнался, что и чёрт не брат.

8.  1) соратник                                       2) сотрудник

3) сокурсник                                    4) собеседник

5) соавтор  

9.   Франция  - француз             Япония - японец

       Россия - россиянин             Индия - индиец

      Англия - англичанин           Дания - датчанин                  

 10.  Слов-10.  Все слова могут являются как именами существительными, так и    глаголами.

                                            Олимпиада по окружающему миру № 1                                

1.Тесты: 20 баллов (возможен только один правильный ответ с  оценкой в 1 балл)

  1. Что такое природа?

   а) это все, что окружает человека

   б) это все, что создал человек

   в) это все, что окружает человека и не сделано им

2 .  Где водятся комары и цапли обязательно есть:

   а) желуди           б) орлы           в) лягушки           г) мыши

3.    Основное свойство почвы?

   а) сыпучесть           б) плодородие           в) цвет

4.    Какое животное изображено на гербе города Салехарда?

   а) лиса           б) олень        в) медведь

5.    Как называется самая низкая часть горы?

   а) подошва           б) каблук                   в) склон

6.   Каким способом можно узнать , что растениям нужен свет?

   а) наблюдением           б) измерением           в) постановкой опытов

7.   Почему около дорог нельзя собирать грибы?

   а) эти грибы могут впитывать яды           б) на этих грибах оседает много пыли

   в) эти грибы не такие вкусные, как в лесу

8.    Что такое океан?

    а) огромные участки воды на Земле        б) любые участки воды на Земле

        в) то, что нанесено на карту и глобус

9.    Какая из рек самая длинная?

    а) Амур            б) Енисей            в) Волга

10.   У какого озера наибольшая площадь?

     а) Онежское             б) Аральское             в) Ладожское

11.Как называется самое соленое море нашей планеты?

     а) Черное             б) Мертвое        в) Белое  

12.  Чем извлекает насекомых в коре деревьев дятел?  

     а) языком        б) клювом                  в) коготком

13.    Как называются растения, которые человек выращивает специально?

     а) уличные             б) культурные                     в) домашние

14.     Что значит предсказать погоду?

     а) рассказать о сегодняшней погоде другим людям

     б) определить состояние погоды на будущее  

     в) спросить у взрослых о погоде на будущее

15.     Выдели животное, не входящее в группу животных леса:

     а) кабан             б) орел             в) тетерев             г) лось

16.     В каком из ответов названы только травмы?

     а) ушиб, ожог, обморожение, плач;  б) ранение, ушиб, ожог, обморожение

     в) плавание, ранение, плач ,сон

17.      Какая из указанных групп содержит условия, достаточные для прорастания семени?

    а) свет, вода, углекислый газ  б) глина, песок, перегной   в) тепло, влага, воздух

        18 . Выбери продукты животноводства:

    а) хлопок, лен, кормовые культуры            б) фрукты, овощи, злаковые культуры

    в) пух, шерсть, мясо

19. Выдели вещество, не растворяющееся в воде:

    а) соль            б) сахар            в) мука            г) питьевая сода

20. Что такое полезное ископаемое?

    а)  это то, что полезно человеку            б) это то, что человек добывает

    в) это то, что находится в земле

  1. Вопросы и задания: (20 баллов)

 1.  а)  Перечисли моря Тихого океана (не менее 5)                                        (2балла)

      б)  На какой равнине стоит г. Москва?                                                      (1 балл)

2. а) На каком материке расположен Южный полюс?                                     (1 балл)

    б) Листья растениям нужны для того, чтобы:                                              (1 балл)

3.Почему железные руды не используют как топливо?                                  (1 балл)

4.  Укажи приспособления животных к жизни в пустыне:                             (3 балла)

5. Отметь органы, которых не бывает у хвойных растений:                                (2балла)

6.Смена времен года происходит из-за:                                                            (1 балл)

7. Найди лишний географический объект:

    а) Лена, Дунай, Балхаш, Урал      

    б) Днепр, Чад, Мичиган, Каспийское

    в) Гималаи, Алтай, Онтарио, Урал

    г) Берингов, Татарский, Верхнее, Северный Ледовитый         (3балла)

8. Что общее есть у ужа, воробья и пчелы?                                                        (2 бала)

9. Подчеркни животных, которые размножаются с помощью икры: волк, щука,  крокодил, лягушка,  чайка.                                                                                  (2 балла)

10. Закончи предложение: линии на глобусе или карте, соединяющие полюса, называются________________                                                                             (1 балл)

                             

                                                            Ответы:

 Тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

в

в

б

а

а

в

а

а

а

б

б

а

б

б

б

б

в

в

в

б

Амур - 4444 м                                Аральское  - 33640 м ²  

Енисей - 4092м                     Онежское - 9690 м ²

Волга - 3530м                         Ладожское  -  17700м ²    

Вопросы и задания:

  1. а) Амундсена, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно–Китайское, Желтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Фиджи, Южно- Китайское, Японское, Яванское.

         б) Восточно- Европейская равнина

  1. а) Антарктида,     б) дышать и питаться
  2. Они не обладают свойством горючести
  3. Запасы жира, способность видеть в темноте, сильные мышцы
  4. Плоды, цветы.
  5. Наклон земной оси и вращение Земли вокруг Солнца
  6. а) оз. Балхаш, б) р. Днепр, в) оз.Онтарио, г.) оз.Верхнее
  7. Они выводятся из яйца.
  8. Волк, щука,  крокодил, лягушка,  чайка.   
  9. Меридианы.

Олимпиада по окружающему миру № 2.

1.Тесты: 20 баллов(возможен один правильный ответ с  оценкой в 1 балл)

1.  Как можно ориентироваться на местности?

   а) по облакам             б) по компасу                 в) по строениям

2 .  Что обозначает слово «Ямал»?

   а) песчаный мыс           б) край земли           в) центр Ямальского района

3. Закончи высказывание: на любой карте восток всегда находится _______

   а) справа                     б) слева                 в) внизу

4. Укажи особенность, которая характеризует растения тундры

   а) длинные корни           б) низкорослые          в) требовательны к почве

5.  На нашей планете существует огромное множество различных животных: млекопитающих, рыб, насекомых, птиц, рептилий. А каких из них больше всего.

   а) насекомых              б) зверей                   в) птиц

6.   Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север?

   а) на северном полюсе           б) на южном полюсе                 в) на экваторе

7.  Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым?

   а) бабочка            б) стрекоза               в) муха

8. Моря  какого из океанов не омывают берега  России?

    а) Индийский                        б) Тихий                  в) Атлантический

9.   В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара.

    а) Балхаш           б) Байкал                  в) Телецкое

10.   Это насекомое пьёт крыльями, а слушает ногами?

     а) шмель             б) сверчок             в) кузнечик

11. К какой группе растений относится банан?

     а) деревья             б) кустарники          в) травы  

12.  Почему нужно есть сырые овощи и фрукты?

     а) в них много витаминов          б) они вкусные                  в) они полезные

13.  Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?  

     а) кукушкин лён             б)         мох сфагнум             в) ягель

14.    Выбери самую большую планету

     а) Марс                   б)  Сатурн            в) Юпитер

15.    Какое место надо выбрать для костра, чтобы не навредить природе?

    а) открытую поляну  б) берег реки  в) одиноко стоящее дерево г) берёзовую рощу

16. Какой из предметов сделан из того, что когда – то было живым?

     а) глиняная кружка  б) стальной нож  в) льняное платье   г)кирпичный дом

17.   Как называется плодородный слой земли?

    а) почва              б)  земля                 в) песок

18 . Чем покрыты зубы человека?

    а)          дентином                 б)  эмалью                в) пульпой

19. В заповеднике запрещено:

    а) отлавливать животных для кольцевания

    б) собирать грибы

    в) исследовать животных            

20. Самое тёплое море России?

    а)  Чёрное             б) Баренцево          в) Белое

  1. Вопросы и задания: (20 баллов)1.

1.  В темном еловом лесу цветы травянистых растений не могут вырасти крупными из-за нехватки света. А чем же они приманивают насекомых для опыления?                                                                                                                            

                                                                                                             (2 балла)

2. Назовите приспособления помогающие растениям переносить свои семена.

                                                                                                              (3 балла)

3. Почему весной охота и рыбная ловля строго запрещена.           (3 балла)

4. Что зимой для птицы страшнее: голод или холод?                           (1 балл)

 5. Андрюша сказал маме: « Однажды я видел мышь, собаку и лисицу висящими вниз головой. Они так спят». Как такое могло произойти?                              (2 балла)                       

6. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?                  (2 балла)                                                                                         

7. Назовите «цветные» моря?                                                                            (2 балла)                                                                                                                       

8.  Как человек использует северных оленей?             (за каждый ответ – 1 балл)                                                                                                                                                          

9. Почему озимые хлеба дают больший урожай, чем яровые?   (2 балла)                                                                                                                                                 10. Почему у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину?     (2 балла)                                                                                                     

                                                            Ответы:

 на тесты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

а

б

а

б

а

б

а

а

б

в

в

а

б

в

б

в

а

б

б

а

на вопросы и задания:

1. Запахом и яркой окраской.

2. Парашютик, крылатка.

3. В этот период идет нерест, и большинство птиц выводят птенцов.

4. Голод.

5. Это название летучих мышей.

6. Нет, они живут на разных полюсах медведи -  на северном, а пингвины на южном.

7. Черное, Белое, Красное, Желтое.

8. Для перевозки грузов, мясо в пищу, из шкур шьют одежду и обувь, строят жилище.

9. У них больше времени для роста и созревания.

10. Это зависит от величины корма. Чем упитанней верблюд, тем выше и крепче горб.

                                                              Литература:

Белицкая Н.Г, Орг А.О. «Школьные олимпиады», начальная школа, 2-4 классы. Москва, Айрис-Пресс, 2005 г.

Гин С.И. «Логика», Москва, Вита-Пресс. 2001 г.

Еремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.

Лихтарников Л.М. «Занимательные логические задачи», Санкт-Петербург, «Лань» «МИК», 1996 г.

Леватис Г.Г. «Нестандартные задачи по математике во 2 классе», Москва, «Илекса», 2002 г.

Леватис Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в 3 классе», Москва, «Илекса», 2002 г.

Леватис Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в 4 классе», Москва, «Илекса», 2003 г.

Русанов В.Н. «Математические олимпиады младших школьников», Москва, «Просвещение», 1990 г.

Сухин И.Г. «Занимательные материалы», Москва, «Вако», 2004 г.

Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», Москва, «Просвещение», 1970 г.

«Я иду на урок в начальную школу», олимпиады и интеллектуальные игры. Москва, «Первое сентября» 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

Уроки – путешествия по Японии, как средство развития творческих способностей учащихся.

Предлагаю учителям начальных классов серию уроков творчества - путешествий по Японии...

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...

"Игра как средство развития творческих способностей учащихся"

Мастер-класс. Выступление на РМО для учителей нач. классов...

Социально-культурная среда театра как средство развития творческих способностей учащихся (учебно-методическая разработка)

Сегодня предъявляются более высокие требования к предприимчивости человека, к его инициативе, социальной активности, нетрадиционности к решению возникающих вопросов и проблем. Все это обуславливает во...