Стандарт второго поколения как инструмент реализации новых идей при обучении младших школьников
статья на тему
Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка, его индивидуальность, творческую инициативу. ФГОС начальной школы – постоянный творческий поиск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3_24.11.2014_nsportal.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стандарт второго поколения как инструмент реализации
новых идей при обучении младших школьников
Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка, его индивидуальность, творческую инициативу. ФГОС начальной школы – постоянный творческий поиск.
Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником) и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения и навыки).
Новый стандарт – это совокупность трех систем требований:
- требования к структуре основных образовательных программ;
- требование к результатам освоения ООП (предметным, метапредметным, личностным);
- требования к условиям реализации ООП (кадровым, материально - техническим, финансовым, информационным),
В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». В соответствии с данной Концепцией, педагоги начальной школы начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники, во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков, в практической жизни и т.д. Стандарт разработки с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности).
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов.
По требованию новых стандартов, полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни, поэтому в требованиях нового стандарта – формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков и компетенций.
Целью современного российского образования становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать ход ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получения знаний в расширении познавательных и учебно-практических задач. Причем итоговые задания ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике.
Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. Он предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни.
Такой подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования и требует серьезных изменений в подготовке педагогических кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
- Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.
На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...
статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения
Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике — итогова...
Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.
С 1 сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в стандартах второго поколения
В статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС....
«Комплексная диагностическая программа изучения метапредметных и личностных компетентностей младших школьников в условиях обучения по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения».
Изучить динамику развития основных компонентов учебной деятельности школьников под влиянием образовательной среды....