Стандарт второго поколения как инструмент реализации новых идей при обучении младших школьников
статья на тему

Палазова Жанна Фёдоровна

 

Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка,  его индивидуальность, творческую инициативу. ФГОС начальной школы – постоянный творческий поиск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3_24.11.2014_nsportal.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стандарт второго поколения как инструмент реализации

новых идей при обучении младших школьников

Федеральные государственные стандарты требуют от учителя владения новыми технологиями обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка,  его индивидуальность, творческую инициативу. ФГОС начальной школы – постоянный творческий поиск.

Предыдущий стандарт включал в себя по каждой ступени обязательный минимум содержания (подробный перечень тем по предметам, обязательных для изучения каждым учеником)  и требования к уровню подготовки выпускников (предметные знания, умения и навыки).

Новый стандарт – это совокупность трех систем требований:

- требования к структуре основных образовательных программ;

- требование к результатам освоения ООП (предметным, метапредметным, личностным);

- требования к условиям реализации ООП (кадровым, материально - техническим, финансовым, информационным),

В «Концепции модернизации российского образования»  зафиксировано положение о том, что «образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». В соответствии с данной Концепцией, педагоги начальной школы начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию. Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники, во взаимоотношениях людей, при оценке собственных поступков, в практической жизни и т.д. Стандарт разработки с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие  личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, предметных и метапредметных результатов.

По требованию новых стандартов, полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни, поэтому в требованиях нового стандарта – формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков и компетенций.

Целью современного российского образования становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать ход ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.

ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получения знаний в расширении познавательных и учебно-практических задач. Причем итоговые задания ориентированы не на то, чтоб сформулировать какое-либо понятие, а применить эти знания на практике.

Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. Он предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни.

Такой подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования и требует серьезных изменений в подготовке педагогических кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  3. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандарты второго поколения (ФГОС). Поиск новых форм и методов обучения младших школьников через организацию проектной деятельности.

На сегодняшний день главной задачей образования является формирование у подрастающего поколения знаний и поведенческих моделей,которые позволят учащимся быть успешными вне школы.Наиболее эффективным с...

статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения

Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике  — итогова...

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников в стандартах второго поколения

В статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС....