Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе
методическая разработка (1 класс) на тему
В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zadaniy.rar | 624.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Короваева Марина Николаевна
ГБОУ СОШ №570 г. Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
«Система заданий по развитию познавательных способностей детей в период подготовки к школе»
По мнению педагогов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Цель данной работы: развитие познавательных способностей детей 6-7 лет на основе развивающих заданий и занятий. Формирование и развитие познавательных способностей - это длительная, целенаправленная работа. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, направленную на развитие ребёнка. Основными задачами методической разработки являются:
- формирование мотивации учения
- формирование и развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии)
- формирование и развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей
- развитие речи, строить простейшие умозаключении
- формирование и развитие регулятивных УУД (умение планировать свои действия, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку) В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов. Но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на группы:
- задания на развитие внимания
- задания на развитие памяти
- задания на совершенствование воображения
- задания на развитие логического мышления
На занятиях, в период предшкольной подготовки, основное время занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому, у детей формируются регулятивные УУД: самостоятельно действовать, принимать решения, выполнять самоконтроль, давать самооценку своим успехам.
На занятиях применяются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования, что позволяет активизировать работу детей, сделать процесс формирования и развития познавательных способностей увлекательным, динамичным.
Методическое сопровождение к презентации
№ слайда | Содержание задания | Деятельность ребёнка |
2 | Запомни расположение фигур | осмысливает задание, наблюдает, запоминает |
3 | Назови фигуры, которые находятся слева от овала, справа от овала | обсуждение в парах, называют фигуры |
4 | Расположи фигуры так: треугольник – в верхнем левом углу, прямоугольник- в нижнем левом углу, квадрат – в нижнем правом углу, круг- в верхнем правом углу | на белом листе бумаги располагает геометрические фигуры (раздаточный материал) по заданной инструкции, самоконтроль, самооценка |
5 | Выбери фигуры, отличающиеся по трём признакам | анализируют свойства предметов(цвет, размер, форма), делают вывод: называют выбранные фигуры, обосновывая свой выбор |
6-12 | Cколько треугольников ты видишь? | анализируют чертёж, выделяют объекты |
13 | Какая фигура лишняя? | наблюдают, классифицируют предметы, определяют закономерность, обсуждают в парах, делают вывод, обосновывая свой выбор |
14 | Какой фигуры не хватает? | поиск закономерности, сравнивают, делают вывод, обосновывая свой выбор |
15 | Установи закономерность расположения фигур в кругах и заполни четвёртый круг. | самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка |
16-17 | Преобразование фигур из счётных палочек | поиск способа перекладывания палочек для преобразования фигур; возможна самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах |
18 | Нарисуй в свободной клетке нужную фигуру | самостоятельно выполняют работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка |
19 | Раскрась одним и тем цветом те фигуры, которые нарисованы четыре раза | самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка |
20 | Продолжи путь по заданному правилу | самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка |
21 | Раскрась фигуры | самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка |
22 | Какая фигура будет последней? | самостоятельно выполняет работу в тетради на печатной основе, поиск закономерности, самоконтроль, самооценка, (возможна работа в сотрудничестве) |
Материал, предлагаемый в данной работе, будет полезен учителям начальной школы, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Литература:
1. Программа курса «Юным умникам и умницам» - Холодова О. 2008 г.
2. «Математические ступеньки» - Волкова С.И., изд-во «Просвещение» М., 2013 г
3. Программа ««Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой, курс «Развитие математических представлений», изд-во «Просвещение» М.,2011 г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей в период подготовки к школе
Как развивать речь у детей на занятиях по подготовке ребенка к школе...
Развитие познавательных способностей детей на уроках математики
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспе...
Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)
Предлагаемый сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида). Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...
Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей
Лэпбук (lapbook) или интерактивная тематическая папка .Зачем нужен и преимущества лэпбука.Разновидности папок и как сделать лэпбук своими руками....
Развитие познавательных способностей детей в ГПД
Выступление на ШМО...
Консультация для родителей: "Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в условиях семьи"
Несмотря на разнообразие индивидуальных и групповых занятий со специалистами в условиях школьного обучения (логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), нужно помнить, что без занятий дома ко...
Развитие познавательных способностей детей.
Выступление на семинаре по преемственности между детсим садом и школой по теме "Развитие познавательных способностей детей"....