Развитие познавательных способностей детей.
консультация

Громова Елена Евгеньевна

Выступление на семинаре по преемственности между детсим садом и школой по теме "Развитие познавательных способностей детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_detey.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей детей

Человек рождается на свет с задатками к познавательной деятельности. Насколько успешно будут развиваться познавательные способности ребенка в дальнейшем, зависит не только от полученных при рождении задатков, но и от деятельности ребенка в дошкольном детстве, в школе, от его собственного саморазвития.

Порою мы задаем себе вопрос, почему одни дети всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - пассивны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес? Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием шли в школу. А интересно ребенку тогда, когда получается, когда он видит свои успех, получает удовлетворение от учебы. Значит, нам надо организовать работу так, чтобы учеба приносила радость от успеха, чтобы в глазах учеников не погас огонёк познания.  Нужно суметь заинтересовать ребят, или с точки зрения дидактики, активизировать, развивать познавательную деятельность учеников.

Развитие познавательных способностей – это, прежде всего, развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, без которых невозможно успешное обучение ребенка.

Восприятие является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка. На основе восприятия строятся отношения между людьми.

Восприятие учащихся первых классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э. Часто зеркально переворачивают фигуры, буквы, цифры, испытывают трудности с называнием геометрических фигур. Нужно учить детей сравнивать сходные предметы, находить различия между ними.

Для тренировки скорости и точности восприятия можно порекомендовать такое упражнение с геометрическими фигурами различной формы.

Ребенку можно предложить следующие задания по таблице.
*Посчитай, сколько раз встречается круг?
*Сколько раз встречается квадрат?
*Сколько раз встречается треугольник?
*Обведи все треугольники, зачеркни все квадраты.

Таблицу можно изменять в зависимости от возраста ребенка, можно заполнить ее буквами, картинками.

На уроках математики с целью развития восприятия форм мы часто используем практическую работу со счетными палочками.

*Составьте из 12 палочек 5 квадратов, уберите 4 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

На этапе устного счета предлагаем детям такие задания. На слайде изображаем геометрические фигуры, разные по форме, цвету, размеру. Предлагаем детям рассмотреть слайд в течение некоторого времени, затем закрываем изображение. Задаем вопросы:

*Сколько было треугольников?

*Какого цвета были квадраты?

*Сколько маленьких кругов было?

Снова показываем слайд и проверяем ответы.  Затем предлагаем детям закрыть глаза, убираем некоторые из фигур. Задаем вопрос «Что изменилось?». Таким образом, развиваем не только восприятие, внимание, но и зрительную память.

Большую роль в совершенствовании восприятия ребенка играет работа с сюжетными картинками. Очень важно правильно поставить вопрос. Если задан вопрос «Что ты видишь на картинке?», то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то от ребенка требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование. То есть восприятие уже становится «думающим», более анализирующим, дифференцирующим.

Одним из эффективных методов совершенствования восприятия является сравнение. Таких упражнений существует большое количество. Вот некоторые из них.

Если работать над этим систематически, то восприятие становится более глубоким.

В процессе развития познавательных способностей детей большое значение имеет такой познавательный процесс, как память. В настоящее время проблемой является то, что память детей кратковременна. Тема, которая была освоена детьми в полной мере, но какое-то непродолжительное время не повторявшаяся на уроках, у большинства учащихся забывается.

Необходимо работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к осмыслению учебного материала, а не механическому, дословному заучиванию, развивать логическую память.  Обучение пересказу текста не только развивает память, но и обогащает словарный запас.

Ребенку, умеющему пересказывать, легче дается учеба в школе по любым предметам, не только по чтению — в математике важно понимать условия задач, в русском языке - правила, а по окружающему миру без понимания и умения пересказывать вообще не обойтись. 

Очень часто плохие результаты запоминания зависят не от низкого уровня памяти, а от плохого внимания.

Приведу несколько примеров упражнений на развитие памяти младших школьников. Называю цепочку из нескольких слов, логически связанных между собой: лес – медведь - берлога; портфель – пенал – ручка, полка – книга – закладка и т.д. до 6 цепочек. Затем на доску прикрепляю картинку или запись первого слова каждой цепочки. Дети называют остальные слова. Количество слов в цепочке постепенно увеличивается. Можно раздать детям карточки для работы в парах. Подобные упражнения развивают не только память, но и внимание, мышление.

Ребенок младшего школьного возраста не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Он быстро реагирует на то, что его интересует, у него сильная реакция на всё новое, яркое, необычное. Существенно повышает интерес к учебному предмету использование наглядности, мультимедийная презентация, видеофрагментов. Благодаря ее привлекательности, красочности позволяет значительно повысить уровень познавательной активности младших школьников, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. В качестве упражнения на развитие внимания можно предложить найти отличия на картинках, использовать графические диктанты.

В качестве упражнений на развитие мышления можно использовать ребусы, анаграммы, кроссворды, викторины.

В качестве упражнений на развитие воображения можно предлагать детям придумать продолжение сказки, сочинить свою сказку об этом же персонаже, дорисовать картинку.

Детей нужно мотивировать на изучение материала, показать необходимость и пользу от его изучения, просить детей задумываться, где это может пригодиться в жизни.

Формировать положительную мотивацию нужно следующим образом:

  • использовать наглядность на уроках, как средства активизации внимания и лучшего запоминания;
  • использовать игровые моменты на уроках;
  • искать и находить удивительные факты к каждому уроку или занятию по каждой теме; побуждать детей удивляться и удивляться месте с ними;
  • использование работу в парах и групповую форму работы;
  • использовать практических методов на уроке, например, проведение опытов;
  • опираться на имеющийся у детей жизненный опыт;
  • предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
  • своевременно менять виды деятельности с целью удержания внимания и предотвращения переутомления.

От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Дети от природы любознательны, поэтому если у ребёнка пропала мотивация, нужно выявить причину, а также учесть объективные факторы, которые воздействуют на ребёнка в этот период.

Дети младшего возраста любят мечтать и играть, отгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Поэтому занятия надо строить в форме игры, путешествия, соревнования. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей. Невозможно побудить ребенка учиться, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового, готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. В глазах детей не должен угасать огонек познания.  

Вот несколько рекомендаций.

*Удачное начало урока или занятия – это уже половина успеха.

*Урок или занятие всегда должны быть разбиты на четкие фрагменты с логическими мостиками между ними.

*Тематические игры сделают занятие или урок более интересным. Именно в процессе игры лучше усваиваются новые знания, а процесс познания становится более активным.

*Поощряйте попытки детей делать что-то самостоятельно.

*Побуждайте к выражению своей точки зрения.

*Помните, что интерес к учебной деятельности просыпается у ребенка только тогда, когда есть вдохновение, которое появляется от успеха.  Ребенок, который никогда не узнал радости труда в учении, не
почувствовала гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание
и интерес учиться.

Это лишь малая часть приемов, форм и видов работы, которые можно использовать для развития познавательной деятельности детей. Уверена, что у каждого педагога сформирована своя «копилка» приемов и методов, направленная на развитие познавательной деятельности каждого ребенка.

Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей детей на уроках математики

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспе...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Программа «Развитие познавательных способностей» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Цель программы: создание условия для развития мышления, п...

Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе

В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе....

Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)

Предлагаемый  сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида).  Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...

Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей

Лэпбук (lapbook) или   интерактивная тематическая папка .Зачем нужен и преимущества лэпбука.Разновидности папок и  как сделать лэпбук своими руками....

Консультация для родителей: "Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в условиях семьи"

Несмотря на разнообразие индивидуальных и групповых занятий со специалистами в условиях школьного обучения (логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), нужно помнить, что без занятий дома ко...