Развитие познавательных способностей детей на уроках математики
статья по математике по теме
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.
Основа развития познавательных способностей - развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяют: внимание, воображение, память и мышление.
Развитие познавательных способностей более эффективно, когда учитель ставит перед собой задачу описания дополнительного материала к действующему курсу содержания. Это помогает развивать способности учащегося с первых дней учебы в школе и наиболее полно использовать специфику самого учебного предмета математики.
В начальной школе большое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.
Задания на развитие познавательных способностей включается в каждый урок в течении всего учебного года. Каждое задание должно составляться для каждого класса индивидуально и нести в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку детей.
Для развития внимания, используются различные дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах.
Выполняя различные дидактические игры на развитие и совершенствование внимания, в дальнейшем служит основой развития других познавательных процессов.
В младшем школьном возрасте отводится большое внимание по развитию всех видов памяти:
1.Наглядно-образной и словесно-логической.
2. Слуховой и зрительной
Для развития всех видов памяти используются дидактические игры, которые способствуют дальнейшему развитию памяти младших школьников.
В начальной школе особое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.
Выполняя задания на развитие мышления, у младших школьников развивается самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество.
Постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знаний, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор младших школьников, повышают качество математической подготовленности, способствуют математическому развитию учащихся и позволяют детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях
окружающей их действительности и лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.
Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебы. Стараюсь, чтобы мои уроки были запоминающимися, яркими, занимательными, чему способствуют дидактические игры, которые направлены на развитие всех познавательных способностей у учащихся. Играя на уроках математики и выполняя задания на развитие внимания, мышления, памяти , ученики с большим интересом решают, запоминают названия чисел и геометрических фигур, различают цифры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Познавательные способности - это способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.
Основа развития познавательных способностей - целенаправленное развитие при обучении математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяют: внимание, воображение, память и мышление.
Развитие познавательных способностей более эффективно, когда учитель ставит перед собой задачу описания дополнительного материала к действующему курсу содержания. Это помогает развивать способности учащегося с первых дней учебы в школе и наиболее полно использовать специфику самого учебного предмета математики.
В начальной школе методы обучения и приемы организации учебной деятельности детей в большей степени, чем ранее, ориентированы на развитие основных характеристик мышления на повышение уровня самостоятельной практической и умственной деятельности детей, на развитие навыков самоконтроля.
Задания на развитие познавательных процессов включается в каждый урок в течении всего учебного года.
Задания на развитие и совершенствование внимания
Каждое задание должно нести в себе определенное математическое содержание и умственную нагрузку детей.
• Учащиеся выполняют задания по отыскиванию правильных путей продвижения по лабиринтам, большая часть которых является числовым лабиринтом. Степень сложности повышается в каждом году обучения.
Задание 1.
Найдите в лабиринте путь перехода из клетки в соседнюю и наберите при этом сумму:
В 1 классе 10 очков
Один из возможных путей: 1+2+4+2+1=10.
Во 2 классе 50 очков
Один из возможных путей: 5+4+1+20+15+5=50.
В 3 классе 100 очков
Один из возможных путей: 40+7+3+15+5+8+2+20=100.
В 4 классе 150 очков
Один из возможных путей: 6+8+60+15+5+4+7+11+26+2+6=150.
Все варианты при выполнении данных заданий перебрать не возможно. Но даже если не все учащиеся найдут правильный ответ, это не пройдет даром: они будут упражняться в сложении чисел, развивать внимание, память.
Задание 2.
Выпишите все треугольники и квадраты, которые вы видите на фигуре АВСДЕ. Введите для этого дополнительные обозначения.
В
А С
Е Д
Одно из ведущих мест для развития внимания детей занимают дидактические игры с предварительной целевой установкой на внимание, выраженной в разных формах, а также различные варианты игр «Сложить и вычесть», «Умножить и разделить», «Давай посчитаем» и др.
Выполняя различные дидактические игры на развитие и совершенствование внимания, в дальнейшем служит основой развития других познавательных процессов.
Задания на развитие восприятия и воображения.
Задание 1.
Найдите на глаз отрезок, длина которого точно равна высоте нарисованной ели.
1 2 3 4 5
Такие задания очень интересны и эффективны для пространственного развития у младших школьников.
Задание 2.
Из пункта А велосипедист проехал 10 км. на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км., после чего ехал на запад 10км. и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.
Начертите путь велосипедиста.
Задание такого уровня предлагаются ученикам, проявляющим повышенные способности и интерес к изучению математики и быстро выполнившим задания обязательного уровня.
Задание на развитие памяти.
В младшем школьном возрасте отводится большое внимание по развитию всех видов памяти:
1.Наглядно-образной и словесно-логической.
2. Слуховой и зрительной
Для развития всех видов памяти используются игры: «Цепочка слов», «Повтори-ка»
Задание 1.
Зрительный диктант «Запомни фигуру».
В течении 1 минуты учитель показывает рисунок, а затем дети рисуют его у себя в тетради по памяти.
Задание 2.
Запоминание в течении минуты, а затем изображение в тетради.
Выполняя такие задания дети быстрее запоминают геометрические фигуры и развивают все виды памяти.
Задание ни развитие мышления.
В начальной школе особое внимание уделяется развитию основных характеристик мышления. Большое значение придается отработке умений проводить сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.
Задание 1.
Сравните:
- два числа 9 и 4009
- найдите значения выражений
5р. 10коп. + 50коп.
40мин. + 5ч.10мин.
- решите уравнение
5*у=45 х*8=48
4. чем числа записанные слева, отличаются от чисел, записанных справа
1000 10
45600 456
130500 1305
Выполняя задания на развитие мышления, у младших школьников развивается самостоятельность мышления, что оказывает положительное влияние на воспитание личности, способной проявлять инициативу и творчество.
Постоянное использование на уроках математики системы специальных задач и знаний, которые направлены на развитие всех познавательных возможностей и способностей, в первую очередь расширяют математический кругозор младших школьников, повышают качество математической подготовленности, способствуют математическому развитию учащихся и позволяют детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и лучше использовать свои математические знания в повседневной жизни.
Главной своей задачей считаю создание положительных эмоций у школьников в процессе учебы. Стараюсь, чтобы мои уроки были запоминающимися, яркими, занимательными, чему способствуют дидактические игры, которые направлены на развитие всех познавательных способностей у учащихся. Играя на уроках математики и выполняя задания на развитие внимания, мышления, памяти , ученики с большим интересом решают, запоминают названия чисел и геометрических фигур, различают цифры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики.на уроках математики на уроках математики...
Развитие познавательных способностей детей в период подготовки к школе
В работе представлены разнообразные виды деятельности по формированию познавательных способностей детей в период подготовки к школе, на уроках математики в 1 классе....
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики через использование логических задач
В начальной школе центральной задачей является развитие у всех детей способностей и формирования интереса к учёбе. Больших успехов добиваются дети в тех учебных предметах, к которым испытывают и...
Развитие познавательных способностей детей (сборник упражнений)
Предлагаемый сборник упражнений по коррекции рассчитан для занятий с умственно отсталыми детьми от 9 до 11 лет (2-4класс VIII вида). Занятия, представленные в сборнике, специально подобран...
Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей
Лэпбук (lapbook) или интерактивная тематическая папка .Зачем нужен и преимущества лэпбука.Разновидности папок и как сделать лэпбук своими руками....
Развитие познавательных способностей детей в ГПД
Выступление на ШМО...
Консультация для родителей: "Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ в условиях семьи"
Несмотря на разнообразие индивидуальных и групповых занятий со специалистами в условиях школьного обучения (логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.), нужно помнить, что без занятий дома ко...