Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий
опыты и эксперименты (1 класс) по теме

Гофман Надежда Петровна

В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гофман Н.П., учитель нач. классов

МБОУ СОШ №14,  г. Мончегорск

Современный инструментарий  оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий

Реализация федеральных государственных стандартов нового поколения предполагает освоение педагогами системы формирования и оценивания метапредметных результатов на ступени начального общего образования.  

При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании  процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?

 Оценочная деятельность учителя – важная составляющая современного образовательного процесса, так как необходимо получение объективной информации о состоянии и динамике формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС. В нашей школе  составлена Программа формирования УУД, в которую входит процедура отслеживания и оценки процесса развития УУД.

Наиболее точный инструмент для данной работы,  позволяющий оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения – мониторинг.

В нашей школе мониторинг регулятивных УУД учащихся 1-4 классов проводится раз в год (в течение месяца) по единой стандартной процедуре.
С этой целью составлены технологические карты (см. ниже).


Таблица 1. Образец технологической карты

Вид УУД

Нормативные показатели

Класс

Уровни сформированности

Инструмен-тарий

Рекомендации

низкий

средний

высокий

Наблюдение

Для низкого уровня:

коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения  учебного действия.

Для среднего уровня:

 поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;

необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.

Для высокого уровня: 

поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания  

 Целеполагание

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Формулировать  и удерживать учебную задачу

1

Включаясь в работу, быстро отвлекается. Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя. Не может ответить на вопросы  о том, что он собирается делать или  что сделал.

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.

Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.


Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.  

Для оценки метапредметных результатов  используются источники информации:

  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные;
  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение;
  • оценивание процесса выполнения работы;
  • выбор ответа;
  • краткий ответ;
  • открытый ответ;
  • портфолио;
  • самоанализ.

Полученные данные заносятся  в индивидуальные листы,  а затем в сводные карты сформированности УУД. Для каждого УУД  разработаны  листы наблюдений, в которые заносятся только положительные результаты. В листе наблюдений указывается предмет. За один урок наблюдение ведётся по одному виду УУД за одним учеником, за неделю – за всеми учениками, за месяц – проходит исследование всех УУД за всеми учениками класса.  Ниже дается образец листа наблюдений.

 

 


Таблица 2  Образец листа наблюдений

Дата

наблюдения

Ф.И.

ученика

Умение учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение проговаривать последовательность

действий на уроке

Умение учиться высказывать своё предложение

(версию)

Умение работать по предложенному плану

Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Выводы


Виды деятельности  корректируются в зависимости от предмета, класса

          В результате проведенного мониторинга мы можем наглядно продемонстрировать динамику формирования УУД в школе на первой ступени обучения.

Гистограмма 1. Динамика развития регулятивных УУД в 1 классе (24 человека)

Вывод: Из гистограммы  мы видим, что регулятивные   УУД находятся у первоклассников на среднем уровне. Ребятам еще не совсем удаётся принятие задачи, достаточно хорошо сформирован контроль по образцу. Наиболее трудным для восприятия детей оказалось принятие учебной задачи.

Для развития регулятивных УУД во 2-4 классах  необходимо обратить внимание на формирование  произвольной учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечение учащихся к проектно-исследовательской деятельности и постоянную поддержку их внимания.

Гистограмма 2. Динамика развития регулятивных УУД в 4 классе. 

Исследовано 19 учеников.   За  годы обучения выбыли 4 ученика в связи с переменой места жительства и 1 ученица переведена в класс СКК.

Вывод: Данные результаты свидетельствуют о том, что за четыре года обучающиеся овладели регулятивными УУД на достаточно высоком уровне. Значит мы на правильном пути.

Для развития регулятивных учебных действий  на следующей ступени обучения рекомендуется проводить  систематическую работу: учить самостоятельно ориентироваться в практических заданиях, совместно со взрослым и самостоятельно планировать последовательность выполнения задания и   успешно самостоятельно работать по плану; одновременно выполнять учебные действия и контролировать их;   находить, исправлять и объяснять ошибки после решения учебных задач.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

Особенности формирования универсальных учебных действий младших школьников в современных условиях

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Принципиальным отличием школьных стандартов компетентстного подхода является их ориентация...

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

В статье рассмотрены результаты  проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...

Современные подходы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развити...