Формирование у младших школьников универсальных учебных действий
материал на тему
Предварительный просмотр:
Формирование у младших школьников универсальных учебных действий
Образовательная программа начального общего образования направлена на создание равных возможностей качественного образования ребенка, на становление идентичности молодого гражданина РФ, ориентирована на достижение нового качества образования, адекватного современным запросам семьи, общества и государства.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено «универсальным учебным действиям» (УУД). Это полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности.
УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.. Ученик сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. А качество знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Сегодня УУД придается огромное значение. Это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Потому что они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, также позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Универсальный характер УУД носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Моей главной целью педагогической деятельности является формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
В этом году я работаю в 1 классе по внедрению ФГОС в НОО, а в прошлом учебном году вела кружок по проектной деятельности в пилотном классе. Поэтому, я считаю, что одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе . Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:
-состояние здоровья детей;
-навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке и во внеурочное время;
-уровень развития речи;
- успеваемость по основным предметам;
-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
-стремление принимать и решать учебную задачу;
Исходя из этого работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к чувствам других;
- дружелюбие, терпимость;
- каждый имеет «право на ошибку», никто не имеет права смеяться над ошибками товарища.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных , коммуникативных, познавательных , регулятивных сферах.
В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе. Особенно по таким предметам как литературное чтение, окружающий мир , искусство. Темы я взяла разные, работа велась в группах. Например: «Игры наших бабушек и дедушек», народные праздники, устное народное творчество, подводный мир, Чистый ли снег? и.т.п.
Особую роль в формировании личностных УУД играют и внеклассные мероприятия.
Мы, учителя начальных классов, пришли к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы, при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.
Формирование УУД через решение логических задач:обеспечит обучающихся возможностью самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые ...
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала
Выступление на МО. Тема "Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала". Презентация....
Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий
В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЕМ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
В статье рассмотрены результаты проведенных исследований по изучению особенностей овладения младшими школьниками регулятивным учебным действием принятия учебной задачи, цели учебной деятельности...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...